Два хадиса о тавассуле

Представляем вашему вниманию работу шейха-мухаддиса Салахуддина аль-Идлиби, в которой он проанализировал иснады двух известных хадисов о тавассуле. Также шейх ответил на некоторые претензии псевдосалафитов, которые пытаются ослабить иснад второго хадиса. Оба хадиса являются доказательством дозволенности тавассуля посредством Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) как при его жизни, так и после смерти, а также являются доказательством дозволенности тавассуля посредством праведников, как сказали об этом факихи четырёх мазхабов.

Хадис: «О Аллах, поистине, я прошу у Тебя и обращаюсь к Тебе посредством Твоего пророка Мухаммада, пророка милости».

Этот хадис передали Ахмад ибн Ханбаль, Абду (аль-Хамид) ибн Хамид, аль-Бухари в книге «Ат-Тарих аль-Кабир», ат-Тирмизи и ан-Насаи в труде «Аль-Кубра», ибн Маджа и ибн Хузейма, аль-Багави и ибн Кани, оба – в книге «Муджамус-Сахаба», ат-Табарани в книгах «Аль-Муджам аль-Кабир» и «Ад-Дуа», аль-Байхаки в труде «Даляилюн-Нубувва»; все они передали его по цепочке от Усмана ибн Умара ибн Фариса от Шу’бы от Абу Джафара, который сказал: «Я слышал Аммарата ибн Хузейма, который передавал от Усмана ибн Хунайфа, что однажды к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) пришёл слепой человек и сказал: «Вознеси дуа Аллаху, чтобы он исцелил мою слепоту». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Если хочешь, я сделаю дуа для тебя, если хочешь, я не совершу мольбу, и это будет лучше». «Сделай дуа», – сказал незрячий человек. Затем Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) велел ему сделать омовение самым тщательным образом, совершить два ракаата, а после сделать следующее дуа:

اللَّهُمَّ إِنِّي أَسْأَلُكَ وَأَتَوَجَّهُ إِلَيْكَ بِنَبِيِّكَ مُحَمَّدٍ نَبِيِّ الرَّحْمَةِ ، يَا مُحَمَّدُ إِنِّي تَوَجَّهْتُ بِكَ إِلَى رَبِّي فِي حَاجَتِي هَذِهِ فَتُقْضَى لِي

«О Аллах, поистине, я прошу у Тебя и обращаюсь к Тебе посредством Твоего Пророка Мухаммада, пророка милости. О Мухаммад, поистине, я обратился к своему Господу посредством тебя, испытывая нужду в этом, чтобы она разрешилась. О Аллах, сделай его заступником за меня [перед Тобой]».

Пришло это у аль-Байхаки, ибн Кани и ат-Табарани от Абу Джафара аль-Хатми. Этот хадис так же передал Ахмад ибн Ханбаль, аль-Байхаки в «ад-Даават» от Равха ибн Аббадата от Шу’бы от Абу Джафара аль-Мадани.

Усман ибн Умар ибн Фарис, басриец, достойный доверия, умер в 209 году.

Шу’ба ибн Хаджадж ибн аль-Вард аль-Васиты, басриец, достойный доверия (в большей степени, чем предыдущий), умер в 160 году.

Абу Джафар аль-Хатми Умайр ибн Язид, мединец, обосновавшийся в Басре, доверенный (садук), достойный доверия, умер после 140 году по мнению аз-Захаби в его «Тарихуль-Ислам», но вероятнее всего, что он умер после 130 года.

Аммарат ибн Хузейма ибн Сабит, мединец, достойный доверия, умер в 105 году.

Усман ибн Хунайф, сподвижник, участвовал в битве при Ухуде и в следующих после него военных походах. Умер после 40 года.

Передал Ахмад ибн Ханбаль от Муаммаля ибн Исмаила; ан-Насаи в «аль-Кубра» от Мухаммада ибн Маамара аль-Бахраний от Хаббана ибн Хиляля; Аль-Бухари в «ат-Тарих аль-Кабир» от Шихаба – все трое от Хаммада ибн Салама, сказавшего: нам передал Абу Джафар от Аммарата ибн Хузеймы от Усмана ибн Хунайфа … (подобный хадис). А у Ахмада ибн Ханбаля и аль-Бухари в «ат-Тарих аль-Кабир» в цепочках приходит: «от Абу Джафара аль-Хатми».

Передал его так же Якуб ибн Суфьян в своей «Машъяха», ибн ас-Сунни в «Амалюль-яум вал-Лейля», аль-Хаким и аль-Байхаки в «Даляилю-н-Нубувва» по путям передачи от Ахмада ибн Шабиба ибн Саида, и передал его Ибн Кани и Абу Нуайм – они оба в «Муджамус-Сахаба», ат-Табарани в «аль-Муджам ас-Сагыр» и в «ад-Дуа», аль-Бухари в «ат-Тарих аль-Кабир» по путям от Абдуллаха ибн Вахба, оба они от Шабиба ибн Саида от Равха ибн аль-Касима от Абу Джафара от Абу Умамата ибн Сахля ибн Хунайфа от его дяди Усмана ибн Хунайфа подобный хадис. Пришло у Ибн ас-Сунни и аль-Хакима: «от Абу Джафара аль-Мадани, он же аль-Хатми». Пришло у ат-Табарани: «от Абу Джафара аль-Хатми».

Передал его также аль-Бухари в «ат-Тарих аль-Кабир» от Мухаммада ибн аль-Масна от Муаза ибн Хишама ад-Даставаъи от его отца от Абу Джафара Язида ибн Умейра или Умейра ибн Язида от Абу Умамата ибн Сахля от его дяди; передал его так же ан-Насаи в «аль-Кубра» от Закарии ибн Яхья от Мухаммада ибн аль-Масна, кроме того, что в этой цепи нет упоминания имени Абу Джафара. Известно, что Муаз ибн Хишам не был сильным в запоминании и это проявилось в вышеупомянутом нами, в том месте, где закралось сомнение в имени Абу Джафара – является ли он Язидом ибн Умайром или же Умайром ибн Язидом?

Кто такой Абу Джафар, от которого этот хадис передал Шу’ба, Хаммад ибн Салама, Равх ибн аль-Касим и Хишам ад-Даставаи?

Пришло в некоторых путях передач, которые мы упомянули ранее, что это Абу Джафар аль-Мадани, так же в некоторых из них, что это был Абу Джафар аль-Мадани и он же аль-Хатми, а в некоторых других, что это был Абу Джафар аль-Хатми. Шу’ба передавал от троих, которых именовали, как Абу Джафар: Абу Джафар аль-Фарра, куфиец; Абу Джафар, муадзин мечети аль-Араян, куфиец, по другому мнению басриец; и Абу Джафар Умайр ибн Язид аль-Хатми, мединец, позже обосновавшийся в Басре.

Передал Хаммад ибн Салама от двоих, которые именовались Абу Джафаром: Абу Джафар Абдуль-Малик, басриец; и Абу Джафар Умайр ибн Язид аль-Хатми, мединец, обосновавшийся в Басре.

Абу Джафар, от которого этот хадис передает Шу’ба и Хаммад ибн Салама – как это пришло не в одной только передаче – был мединцем, он же аль-Хатми. И я не нашел в тех, от кого передавали Равх ибн аль-Касим и Хишам ад-Даставаи, и в тех, кто передавал от Аммарата ибн Хузеймы и Абу Умамата ибн Сахля ибн Хунайфа ни одного, кого бы звали Абу Джафар, кроме Абу Джафара аль-Хатми. В этом есть указание на то, что Абу Джафар пришедший в цепи этого хадиса, никто иной, как Абу Джафар Умайр ибн Язид аль-Хатми, достойный доверия, которого удостоверила группа имамов. 

Следующие слова имамов хадиса подтверждают личность Абу Джафара, который приходит в цепочке этого хадиса:

Передал ат-Табарани в «ад-Дуа» от Али ибн аль-Мадини, что он сказал: «Его передает Равх ибн аль-Касим от Абу Джафара аль-Хатми от Абу Умамата ибн Сахля». Упомянул аль-Бухари в «ат-Тарих аль-Кабир» в биографии Усмана ибн Хунайфа некоторые версии этого хадиса, в части из них он явно говорит, что Абу Джафар – это аль-Хатми, а в другой части добавил и имя его отца, не снабдив это своим комментарием, что внешне говорит о том, что аль-Бухари считал эти цепочки достоверными.

Сказал ан-Насаи в «ас-Сунан аль-Кубра»: «Противоречили им двоим Хишам ад-Даставаи и Равх ибн аль-Касим, они сказали «от Абу Джафара Умейра ибн Язида от Абу Умамата ибн Сахля».

Сказал ат-Табарани в «аль-Муджам ас-Сагыр»: «Этот хадис передал Шу’ба от Абу Джафара аль-Хатми, имя которого Умайр ибн Язид, и он является достойным доверия, а хадис – достоверным».

Сказал ат-Табарани в книге «ад-Дуа»: «Шу’ба противоречил Равху ибн аль-Касиму в цепочке этого хадиса, он передавал его от Абу Джафара аль-Хатми от Аммарата ибн Хузеймы ибн Сабита от Усмана ибн Хунайфа, да будет доволен им Аллах».

Сказал аль-Байхаки в «Даляилюн-Нубувва»: «Так же его передал Хаммад ибн Салама от Абу Джафара аль-Хатми».

После всего этого не остается сомнений, что Абу Джафар, который приходит в цепочке этого хадиса – это Умайр ибн Язид аль-Хатми, мединец, осевший в Басре.

Краткое изложение цепочки хадиса:

Этот хадис передает Шу’ба ибн аль-Хаджадж и Хаммад ибн Салама от Абу Джафара Умейра ибн Язида от Аммарата ибн Хузеймы ибн Сабита от Усмана ибн Хунайфа.

Его так же передает Равх ибн аль-Касим и Хишам ад-Даставаи от Абу Джафара Умейра ибн Язида от Абу Умамата ибн Сахля ибн Хунайфа от своего дяди Усмана ибн Хунайфа, и все они являются достойными доверия.

Однако, передает ли Абу Джафар Умайр ибн Язид аль-Хатми этот хадис от Аммарата ибн Хузеймы ибн Сабита или же от Умаматы ибн Сахля ибн Хунайфа или от них обоих? Абу Зур’а ар-Рази предпочел первую версию из этих двух, а Ибн Аби Хатим предпочел вторую.

Если цепочка достоверна согласно этим двум предпочтениям, то суждение о слабости одной из этих двух версий – если мы скажем здесь о ее слабости – не будет той слабостью, которая делает хадис недостоверным.

Вкратце, в целом этот хадис достоверный.

В некоторых версиях этого хадиса есть дополнение, что Усман ибн Хунайф знал человека, который обращался к Аллаху с подобной мольбой во времена правления Усмана ибн Аффана (да будет доволен им Аллах). Таким образом, у этого хадиса, история которого восходит к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), вдобавок имеется история, которая восходит к сподвижникам.

Ат-Табарани сказал в книге «Аль-Муджам аль-Кабир»: «Нам передал Тахир ибн Иса ибн Кырас аль-Мисрий аль-Макри, передал Асбаг ибн аль-Фарадж, передал Ибн Вахб от Абу Саида аль-Макки, тот – от Равха ибн аль-Касима, тот – от Абу Джафара аль-Хатми аль-Мадани, тот – от Абу Умамата ибн Сахля ибн Хунайфа, а тот – от своего дяди Усмана ибн Хунайфа, что некий мужчина отправился к Усману ибн Аффану (да будет доволен им Аллах) по причине своей нужды, но Усман не обращал внимания ни на него, ни на его нужду. Когда же этот человек встретился с ибн Хунайфом, то пожаловался ему, и Усман ибн Хунайф сказал ему: “Иди в умывальную комнату и сделай омовение. Затем отправляйся в мечеть и соверши два ракаата, затем скажи: “О Аллах, поистине, я прошу Тебя и обращаюсь к Тебе посредством твоего Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), пророка милости. О Мухаммад, поистине, я обращаюсь посредством тебя к своему Господу, чтобы Он помог в том, в чём я нуждаюсь””, а затем назови свою нужду и возвращайся ко мне, и мы вместе пойдём к халифу. Затем этот мужчина отправился и сделал то, что ему было сказано, а потом пришёл к воротам Усмана ибн Аффана (да будет доволен им Аллах). К нему вышел служащий, взял его за руку, привёл к Усману, и тот усадил его рядом с собой на ковер. Тогда Усман спросил его: “Какова твоя нужда?”, и мужчина рассказал о своих проблемах, а Усман решил их, а затем сказал: “Я не вспоминал о твоей просьбе до этого момента. Если у тебя возникнет нужда в чём-либо, приходи ко мне. Затем, когда мужчина вышел от халифа, то встретил Усмана ибн Хунайфа и сказал ему: “Да воздаст Аллах тебе благом, халиф не обращал внимания ни на меня, ни на мою нужду, пока ты не поговорил с ним обо мне!”, на что Усман ответил: “Клянусь Аллахом, я не говорил ему о тебе! Однако я присутствовал, когда к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) пришёл слепой человек и пожаловался ему на свою слепоту. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал ему: “Ты можешь терпеть это?”, на что слепец ответил: “О посланник Аллаха, у меня нет поводыря, и это доставляет мне трудности”. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Иди в умывальную комнату, сделай омовение и соверши два ракаата”, затем приказал ему сделать дуа, о котором я сказал тебе. Клянусь Аллахом, разговор наш продлился недолго после этого, и не успели мы разойтись, как этот человек вернулся зрячим, будто никогда и не был слепым”».

Тахир ибн Иса аль-Мисри. Удостоверил его Ибн Макуля в «аль-Икмаль», умер в 292 году.

Асбаг ибн Фарадж аль-Мисрий, доверенный (садук), достойный доверия (сикат), умер в 225 году.

Абдулла ибн Вахб аль-Мисри, достойный доверия (сикат), умер в 197 году.

Абу Саид, он же Шабиб ибн Саид аль-Басри, достойный доверия (сикат), в его запоминании небольшая слабость, умер в 186 году, неоднократно путешествовал в Египет по торговым делам.

Равх ибн аль-Касим аль-Басри, достойный доверия (сикат), умер в 141 году.

Абу Джафар аль-Хатми Умейр ибн Язид, мединец, обосновавшийся в Басре, доверенный (садук), достойный доверия (сикат), умер после 140 года по мнению аз-Захаби в «Тарихуль-Ислям», но более вероятно, что он умер после 130 года.

Абу Умамат ибн Сахль ибн Хунайф, мединец, из больших табиинов, достойных доверия, родился в 9 году, а умер в 100 году.

Сказал Абу Нуайм в книге «Маарифа ас-Сахаба»: передал нам Абу Амр, а ему аль-Хасан, а ему Ахмад ибн Иса, ему ибн Вахб, который сказал: передал мне Абу Саид, имя которого Шабиб ибн Саид из жителей Басры, от Абу Джафара аль-Мадани, от Абу Умамата ибн Сахля ибн Хунайфа, от его дяди Усмана ибн Хунайфа, что некий мужчина отправился к Усману ибн Аффану из-за своей проблемы, а Усман не обращал на него внимания. Затем он встретил Ибн Хунайфа и пожаловался ему на это… (до конца хадиса).

Абу Амр Мухаммад ибн Ахмад ибн Хамдан ан-Найсабури, достойный доверия, умер в 377 году.

Аль-Хасан ибн Суфьян ан-Насаи, достойный доверия, имам, умер в 303 году.

Ахмад ибн Иса ибн Хассан, мисриец, доверенный, в его запоминании небольшая слабость, умер в 243 году.

Передал этот хадис аль-Байхаки в «Даляилун-Нубувва» от Абу Саида Абдуль-Малика ибн Абу Усмана аз-Захида, от Абу Бакра Мухаммада ибн Али ибн Исмаиля аш-Шаши аль-Каффаль, от Абу Урвата, от аль-Аббаса ибн аль-Фараджа, от Исмаиля ибн Шабиба, от его отца, от Равха ибн аль-Касима, от Абу Джафара аль-Мадани.

Абдуль-Малик ибн Мухаммад ибн Ибрахим аз-Захид ан-Найсабури, достойный доверия, умер в 407 году.

Абу Бакр Мухаммад ибн Али ибн Исмаиль аль-Каффаль аш-Шаши, достойный доверия, умер в 365 году.

Абу Урват аль-Хусейн ибн Мухаммад ибн Маудуд аль-Харрани, достойный доверия, имам, умер в 318 году.

Аль-Аббас ибн аль-Фарадж ар-Раяши, басриец, доверенный, умер в 257 году.

Исмаиль ибн Шабиб ибн Саид: я не нашел у Шабиба сына с подобным именем, сына его звали Ахмад. Он известен передачей хадисов от своего отца. Он передал подобной цепочкой от своего отца часть этого хадиса, возведенную к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует. Скорее всего здесь его имя было неправильно написано. Ахмад ибн Шабиб ибн Саид басриец, достойный доверия, в его запоминании была небольшая слабость, умер в 229 году.

Согласно совокупности все этих цепочек передач история, которая возведена к сподвижникам и в которой упоминается обучение Усманом ибн Хунайфом человека во времена правления Усмана, да будет доволен им Аллах, также достоверная.

Сомнение и ответ: возможно, кто-то возразит, что Шабиба ибн Саида удостоверила группа имамов, однако Ибн Вахб передавал от него хадисы категории мункар (передачи, противоречащие более сильным передачам), и есть риск, что эта передача так же будет являться из данной категории.

Я же скажу: Абдуллах ибн Вахб не единственный, кто передает эту версию от Шабиба ибн Саида, однако ее передает так же его сын, и цепочка становится достоверной посредством этих двух путей. 

Один из достопочтимых шейхов ослабили этот хадис и отнесли к нему четыре вида слабости и необходимо их изложить и прокомментировать:

Сказал достопочтимый шейх: «Первый вид слабости – это то, что Шу’ба передает этот хадис от Абу Джафара, «нисба» (слово, которое означает генеалогическую или этническую принадлежность) которого не известна, и имя которого не названо, однако он был назван только по «кунье» (часть арабского имени, которая начинается со слов Абу и Умм и заканчивается именем сына или дочери). Об этом Абу Джафаре сказал ат-Тирмизи: «он не аль-Хатми», тогда как аль-Хатми известный, достойный доверия, мединец. Однако этот Абу Джафар, неизвестно кто он такой. И те кто удостоверил этот хадис опирались на то, что этот Абу Джафара и есть аль-Хатми».

Я же скажу: Абу Джафар, упомянутый в цепочке этого хадиса приходит в больше, чем одной, версии с «нисбой» – мединский, а в других версиях приходит с «нисбой» – аль-Хатми. Тот, кто говорит, что этот Абу Джафар неизвестен, скорее всего не изучил все эти пути передачи, которые мы упомянули ранее.

Сказали большие имамы хадиса, что Абу Джафар пришедший в этих цепочках, это Умейр ибн Язид аль-Хатми. Из них Али ибн аль-Мадини, аль-Бухари, ан-Насаи, ат-Табарани, аль-Байхаки. Их единогласие в достоверности чего-то подобного этому не допускает возражения, кроме как вместе с доказательством.

Затем этот шейх убежденно утверждает, что ат-Тирмизи сказал: «Абу Джафар этот не является аль-Хатми» и для разъяснения я говорю:

Рукописи ат-Тирмизи с этими его словами различаются, в некоторых из них говорится «мы не знаем его, кроме как со стороны хадиса от Абу Джафара, он же аль-Хатми», а в некоторых – «он не аль-Хатми», то есть с добавлением слова «не».

Необходимо изучить свидетельства, что бы сделать предпочтение. Более правильной с моей точки зрения является, что ат-Тирмизи сказал: «и он аль-Хатми», а добавка «не» в этом тексте – ошибка. И это по нескольким причинам:

Из них то, что некоторое число версий этого хадиса приходят в цепочке с явным упоминанием имени Абу Джафар аль-Хатми, часть из них хорошие цепочки. И вполне возможно, что эти цепочки не были неизвестными для ат-Тирмизи.

А так же то, что подтверждение ат-Тирмизи, что упомянутый Абу Джафар является аль-Хатми, согласовывается с тем, что сказали пять мухаддисов хафизов. И относить эти слова к ат-Тирмизи более предпочтительно, чем те, где он противоречит им в этом. Так же причиной является то, что хафиз аль-Миззи и хафиз ибн Касир да помилует их Аллах, передают слова ат-Тирмизи по поводу этого хадиса в «Тухфатуль-Ашраф» и в «аль-Бидая ван-Нихая» без добавления этой сомнительной фразы, а ведь те рукописи, на которые опираются ученые, играют огромную роль в предпочтении одних слов над другими.

Это все делает более вероятным то, что ат-Тирмизи сказал в своем «ас-Сунан» по поводу этого хадиса: «мы не знаем его, кроме как со стороны хадиса от абу Джафара, он же аль-Хатми».

Сказал достопочтимый шейх: «Второй вид слабости – что ан-Насаи вывел этот хадис с другой стороны в «ас-Сунан», и сказал: «от Абу Джафара, от Аммарата ибн Зейда ибн Сабита» вместо «от Аммарата ибн Хузеймы ибн Сабита», и это та слабость, о которой я не нашел, что бы о ней говорили те, кто послаблял этот хадис. Я искал информацию об Аммарате ибн Зейде ибн Сабите и не нашел о нем что-либо в книгах по удостоверению и дискредитации передатчиков, кроме одного упоминания, которое не делает ему чести. А именно, что он был убит в одной из винных лавок. И в таком случае не действительна аргументация им. Основываясь на этом, цепочка хадиса имеет различия в передатчике абу Джафаре, является ли его шейхом Аммарат ибн Зейд ибн Сабит или же он Аммарат ибн Хузейм ибн Сабит? Что касается последнего, то нет в нем проблем, потому что он один из достойных доверия табиинов. Касательно же Аммарата ибн Зейда ибн Сабита, о котором мы упомянули, то мы не знаем его биографии, не находили упоминания о нем в книгах, кроме как в упомянутом нами случае».

Скажу: если приходит имя передатчика во многих местах источников хадисов, а это «Аммарат ибн Хузейма ибн Сабит», а имя «Аммарат ибн Зейд ибн Сабит» приходит только в одном источнике, это значит, что правильным является первое имя, а что касается второго имени, если достоверно, что оно присутствует также в какой-либо рукописи, то это просто ошибка переписчика этой рукописи. Поэтому утверждение, что в передатчике есть разногласия, которые спускают хадис на уровень слабости, не действительно.

Я проверил больше, чем одно издание «ас-Сунан аль-Кубра» ан-Насаи и не нашел в них передатчика по имени Аммарат ибн Зейд ибн Сабит, затем проверил «Тухфатуль ашраф» аль-Миззи и несколько книг по биографиям передатчиков шести сборников хадисов и так же не нашел его в них. Если бы он был в каких-либо цепочках «Сунан» ан-Насаи, то непременно бы был упомянут в этих источниках.

Замечание: слова шейха том, что табиин Аммарат ибн Зейд ибн Сабит был убит в винной лавке всего лишь предположение, потому что он отнес историю о его убийстве к «Муватта», не высказывая открыто его имя, так же он отнес его к «аль-Махалли» ибн Хазма, но уже открыто упоминая его имя. Но не в одной из этих книг не указано, что убитый пил вино. Наибольшее что можно найти там, что убийца был тем, кто пил спиртное до состояния опьянения:

В «Муватта» от Малика передается, что Марван ибн аль-Хакам написал Муавие ибн абу Суфьяну, что он задержал хмельного мужчину, который убил человека, на что Муавия в ответном письме приказал казнить его в воздаяние.

Сказал ибн Хазм в «аль-Махалля»: «По цепочке Яхьи ибн Саида аль-Ансари и Абдуррахмана ибн абу аз-Заннада, что Муавия в воздаяние за убийство казнил одного пьяницу. Сказал ибн абу аз-Заннад: имя убийцы было Мухаммад ибн ан-Нуъман аль-Ансари, а имя убитого им было Аммарат ибн Зейд ибн Сабит. Сказал ибн Хазм: это не может быть достоверным. Потому что Яхья был рожден уже после смерти Муавии, а Абдуррахман ибн абу аз-Заннад очень слабый передатчик».

Как пришло в одной из цепочек у ибн Асакира от Хариджа ибн Зейда ибн Сабита, что он сказал: Нуайман будучи в состоянии опьянения убил Аммарата ибн Зейда ибн Сабита. Но ни в одной из этих цепочек не упомянуто, что Аммарат ибн Зейд ибн Сабит распивал спиртное.

Сказал шейх: «Третий вид слабости – то, что в этой истории (в хадисе) Усман скрывался от слепого человека, и не было известно ни от одного из праведных халифов, что бы они скрывались. Более того, они разрешали любому войти к ним, кроме тех моментов когда они были заняты. Как же Усман скрывался от людей, в то время как он знал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кто правит делами моей общины в чем-то и будет прятаться от них, скроется от него Аллах в день Суда». Таким образом нельзя допустить, чтобы Усман прятался от нуждающихся мусульман».

Я скажу: для начала необходимо соблюсти важный момент в методологии, а именно, если в хадисе есть история, возведенная к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и история, возведенная к сподвижникам его, да благословит его Аллах и приветствует, и если часть из них, возведенная к сподвижникам слабая или странная (так, что противоречит более сильной части), то это не значит, что часть, возведенная к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, так же является слабой. Это при условии, что мы признаем, что часть из этой истории, возведенная к сподвижникам, является слабой в цепочке передачи, однако в действительности она не слабая ни в цепочке, ни по смыслу.

В истории, возведенной к сподвижникам, нет упоминания, что Усман ибн Аффан, да будет доволен им Аллах, прятался от человека, самое большее, что там сказано, так это то, что Усман не обращал на него внимание и не рассматривал его нужду, и вполне возможно это было во времена его занятости. Затем этот человек совершил то, что сказал ему Усман ибн Хунайф, после чего пришел к воротам Усмана ибн Аффана и к нему вышел привратник, взял за руку, завел к правителю и тот усадил его рядом с собой на ковер. Он решил его проблему и сказал: «Я не вспоминал о твоей нужде до этого момента».

История эта, возведенная к сподвижникам, достоверная, нет в ее цепочки какой-либо странности и противоречий, и она далека от слабости. А история, возведенная к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, еще сильнее нее.

Сказал шейх: «Четвертый вид слабости в том, что в этом хадисе имеется фраза: «О, Аллах! Сделай меня заступником за него и сделай его заступником за меня!», но как же этому человеку могло быть дано право заступничества за пророка, да благословит его Аллах и приветствует? Ученые растолковали эту фразу как «О, Аллах! Прими мою мольбу о принятии его (мольбы)!», а фразу «сделай его заступником за меня», как «прими его мольбу об излечении за меня».

Я говорю: разумно, что этот мужчина скажет: «О, Аллах, сделай его заступником за меня», то есть прими его заступничество за меня, если он будет заступаться за меня, ведь пришло в хадисе, что Аллах скажет нашему пророку, да благословит его Аллах и приветствует, в день Суда «Заступись и тебе будет даровано заступничество», но не разумно, если мужчина скажет «О, Аллах, дай мне заступничество за него», даже если толкование, которое шейх передал, не прокомментировав его.

Выражение, которое передано в некоторых версиях этого хадиса: «О, Аллах, сделай его заступником за меня», без какого-то другого выражения. В некоторых других приходит: «О, Аллах, сделай его заступником за меня и меня сделай заступником за себя» – и эти два выражения, на которых нет и пыли сомнения. В других же приходит: «О, Аллах, сделай его заступником за меня и сделай меня заступником за него», однако передатчик этого выражения усомнился в том, что передал. Часть тех, кто передал это выражение от него сказали: «Затем, после того, как он передал «сделай меня заступником за него», он будто бы усомнился в том, что передал». И это последнее выражение «сделай меня заступником за него» слабая и цепочкой, и смыслом.

Итог: хадис достоверный с двумя своими историями, возведенными к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сподвижникам, и это утверждено от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, как утверждено и то, что Усман ибн Хунайф обучал такому дуа нуждающегося человека во времена правления Усмана ибн Аффана.

Подготовил Салахуддин аль-Идлиби 01.09.1436 г., что соответствует 18.06.2015 г. и Хвала Аллаху, Господу миров.

Похожие материалы