Имам Абуль-Хасан аль-Ашари по отцовской линии является прямым потомком великого сподвижника Абу Мусы аль-Ашари (да будет доволен им Аллах).
Его родословная: Абуль-Хасан Али ибн Исмаил ибн Абу Бишр Исхак ибн Салим ибн Исмаил ибн Абдуллах ибн Муса ибн Билял ибн Абу Бурда ибн Абу Муса аль-Ашари.
В некоторых хадисах Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) указал на особенность Абу Мусы аль-Ашари и йеменского племени ашаритов, выходцем из которого он был. В частности, нас интересует следующий хадис.
عَنْ سِمَاكِ بْنِ حَرْبٍ ، قَالَ : سَمِعْتُ عِيَاضًا الأَشْعَرِيَّ ، يَقُولُ : لَمَّا نَزَلَتْ {فَسَوْفَ يَأْتِي اللَّهُ بِقَوْمٍ يُحِبُّهُمْ وَيُحِبُّونَهُ} قَالَ رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ : هُمْ قَوْمُكَ يَا أَبَا مُوسَى ، وَأَوْمَأَ رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ بِيَدِهِ إِلَى أَبِي مُوسَى الأَشْعَرِيِّ. هَذَا حَدِيثٌ صَحِيحٌ عَلَى شَرْطِ مُسْلِمٍ وَلَمْ يُخْرِجَاهُ.
От Симака ибн Харба передаётся следующее: «Я слышал, как ‘Ийяд аль-Ашари говорил: “Когда был ниспослан аят “…то Аллах приведёт других людей, которых Он будет любить и которые будут любить Его” (Коран, 5:54), Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Они твой народ” и указал своей рукой на Абу Мусу аль-Ашари”».
(Аль-Хаким передал в «Аль-Мустадрак» (Дар аль-Марифа, 3/38), № 3272. Аль-Хаким сказал: «Этот хадис достоверен по условиям Муслима, хоть он и не привёл его в своём сборнике». Аз-Захаби сказал в «Тальхисе»: «Согласно условиям Муслима». Абдуссалям ибн Мухаммад ‘Алюш сказал в своём тахкыке к книге «Аль-Мустадрак», что хадис – хасан (хорошей степени). Также этот хадис передал ат-Табари в тафсире (6/183), ат-Табарани – в труде «Аль-Кабир» (17/371), и Ибн Са’д (4/107)).
Относительного того, о ком сказано в 5 аяте суры аль-Маида, у муфассиров имеется разногласие. Многие из них высказались, что в данном аяте речь идет об Абу Мусе аль-Ашари и его народе, поскольку вышеприведенный хадис указывает на это, а лучшим толкование Корана является толкование самого Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).
Далее, многие имамы, мухаддисы и муфассиры посчитали, что в данном хадисе под народом Абу Мусы аль-Ашари подразумевается его потомок, имам Абул-Хасан аль-Ашари и его последователи – ашариты.
Имам, хафиз, шейх-уль-Ислам Абу Бакр Ахмад ибн Хусейн аль-Байхаки аш-Шафии (384 – 458 гг. х.), да смилуется над ним Аллах, сказал:
فإن بعض أئمة الأشعريين رضي الله عنهم ذاكرني بمتن الحديث الذي أخبرناه أبو عبد الله محمد بن عبد الله الحافظ قال ثنا أبو العباس محمد بن يعقوب ثنا إبراهيم بن مرزوق ثنا وهب بن جرير وأبو عامر العقدي قالا ثنا شعبة عن سماك وأخبرنا أبو بكر عبد الغفار بن محمد بن الحسين الشيروي في كتابه وحدثني أبو المحاسن عبد الرزاق بن محمد بن أبي نصر الطبسي بنيسابور عنه قال أنبا أبو بكر أحمد بن الحسن الحيري ثنا محمد ابن يعقوب ثنا إبراهيم بن مرزوق ثنا وهب عن شعبة قال وثنا إبراهيم ثنا ابو عامر عن شعبة عن سماك بن حرب عن عياض الأشعري قال لما نزلت فسوف يأتي الله بقوم يحبهم ويحبونه أومأ النبي ﷺ إلى أبي موسى رضي الله عنه فقال هم قوم هذا قال البيهقي وذلك لما وجد فيه من الفضيلة الجليلة والمرتبة الشريفة للإمام أبي الحسن الأشعري رضي الله عنه فهو من قوم أبي موسى وأولاده الذين أوتوا العلم ورزقوا الفهم مخصوصا من بينهم بتقوية السنة وقمع البدعة بإظهار الحجة ورد الشبهة والأشبه أن يكون رسول الله صلى عليه وسلم إنما جعل قوم أبي موسى من قوم يحبهم الله ويحبونه لما علم من صحة دينهم وعرف من قوة يقينهم فمن نحا في علم الأصول نحوهم وتبع في نفي التشبيه مع ملازمة الكتاب والسنة قولهم جعل من جملتهم
«Некоторые имамы ашаритов, да будет доволен ими Аллах, напомнили мне о хадисе, который передал Абу Абдуллах Мухаммад ибн Абдуллах аль-Хафиз от Абуль-Аббаса Мухаммада ибн Якуба, от Ибрахима ибн Марзук, от Вахба ибн Джарира и Абу Амира аль-Акди, которые сказали: «Сообщил нам Шу’ба, от Симака ибн Харба, от ‘Ияда аль-Ашари, который сказал: «то Аллах приведёт других людей, которых Он будет любить и которые будут любить Его», – Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, указал на Абу Мусу аль-Ашари и сказал: «Они – из его народа».
Это по причине почтенных качеств и высокого уровня имама Абуль-Хасана аль-Ашари, да помилует его Аллах, а ведь он из рода Абу Мусы аль-Ашари и его потомства, которым было даровано знание и понимание. Они укрепляли учение Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) доводами и опровергали нововведенцев тем, что развенчивали их сомнения. И более вероятно, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) воспринимал народ Абу Мусы именно теми, которых полюбил Аллах и которые полюбили Его, по причине здравости их веры и силы их убежденности. Тот, кто в основах религии идет с ними в ногу, соглашается с ними в том, что Аллах не подобен творениям и в следовании Корану и Сунне, будет считаться одним из них». (Ибн Асакир, «Табйин казиб аль-муфтари», с. 151-152. Тахкык Анаса аш-Шарфави)
Имам Абуль-Касим Абдул-Карим аль-Кушейри аш-Шафии (376 – 465 гг. х), да смилуется над ним Аллах, сказал:
فأتباع أبى الحسن الأشعرى من قومه لأن كل موضع أضيف فيه قوم إلى نبي أريد به الأتباع
«Последователи Абуль-Хасана (аль-Аш’ари) и есть его народ. Потому что всегда, когда говорят “народ Пророка”, подразумевают его последователей». («Тафсир аль-Куртуби», 8/52)
Имам Таджуддин Абдул-Ваххаб ибн Али ас-Субки аш-Шафии (717–771 гг. х.) сказал в книге «Табакат Шафиия аль-кубра» (2/261):
زعم طوائف من أئمتنا أن سيدنا ومولانا وحبيبنا محمد المصطفى بشر بالشيخ أبى الحسن وأشار إلى ما هو عليه فى حديث الأشعريين حيث قال ( الإيمان يمان والحكمة يمانية أتاكم أهل اليمن هم أرق أفئدة وألين قلوبا ) أخرجه البخارى ومسلم ، وفى حديث أنه قال ( يقدم قوم هم أرق أفئدة منكم ) فقدم الأشعريون فيهم أبو موسى . . . الحديث ، وفى حديث لما نزلت {فَسَوْفَ يَأْتِي اللَّهُ بِقَوْمٍ يُحِبُّهُمْ وَيُحِبُّونَهُ} قال رسول الله ( هم قوم هذا ) وضرب بيده على ظهر أبى موسى الأشعرى ، وقد استوعب الحافظ فى كتاب التبيين الأحاديث الواردة فى هذا الباب وهذا ملخصها ، قال علماؤنا بشر بأبى الحسن فيها إشارة وتلويحا كما بشر بأبى عبد الله الشافعى رضى الله عنه فى حديث ( عالم قريش يملأ طباق الأرض علما ) ومالك رضى الله عنه فى حديث يوشك أن يضرب الناس آباط الإبل فلا يجدون عالما أعلم من عالم المدينة ، وممن وافق على هذا التأويل وأخذ به من حفاظ المحدثين وأئمتهم الحافظ الجليل أبو بكر البيهقى
«Ряд учёных из наших имамов утверждают, что наш господин, благодетель и любимец, Мухаммад аль-Мустафа (да благословит его Аллах и приветствует) предвещал появление шейха Абуль-Хасана и указал в хадисе о племени “ашаритов” (данное племя существовало во время пророка) на то, чего он будет придерживаться: “Иман – из Йемена, и мудрость тоже из Йемена. Пришли к вам люди Йемена; у них самый тонкий ум и самые мягкие сердца…“. Передали аль-Бухари и Муслим. Также в другом хадисе [от Анаса] передаётся, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Сейчас придут люди (племя), чей разум тоньше, чем ваш“. И пришли ашариты, и среди них был Абу Муса аль-Ашари… (Абу Я’ля в «Муснад», № 1090).
Также в хадисе передаётся, что когда был ниспослан аят: “…то Аллах приведёт других людей, которых Он будет любить и которые будут любить Его” (Коран, 5:54), Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Они – племя этого человека” и похлопал своей рукой по спине Абу Мусы аль-Аш’ари (да будет доволен им Аллах) (Абу Нуайм, “Тарих Асбахан”, 1/85).
Хафиз Ибн Асакир охватил в своей книге “Табйин” все хадисы, которые передаются по этому разделу, а здесь приводится краткое их изложение. Наши учёные сказали, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) предвещал появление Абуль-Хасана в этих хадисах, дав своего рода сигнал и указывая на него, как он (да благословит его Аллах и приветствует) пророчествовал об Абу Абдуллахе аш-Шафии (да будет доволен им Аллах) в хадисе: “Учёный из курайшитов, который наполнит всю землю своими знаниями”, и о Малике (да будет доволен им Аллах) в хадисе: “Люди будут отправляться на верблюдах в разные уголки мира, но не найдут учёного, знающего больше, чем учёный из Медины“. Одним из хафизов и имамов хадиса, кто согласился с этим толкованием хадиса и принял такой его смысл, является великий хафиз Абу Бакр аль-Байхаки».
Далее имам Таджуддин ас-Субки сказал в «Табакат» (2/261):
ونحن نقول ولا نقطع على رسول الله يشبه أن يكون نبى الله إنما ضرب على ظهر أبى موسى رضى الله عنه فى الحديث الذى قدمناه للإشارة والبشارة بما يخرج من ذلك الظهر فى تاسع بطن وهو الشيخ أبو الحسن فقد كانت للنبى إشارات لا يفهمها إلا الموفقون المؤيدون بنور من الله الراسخون فى العلم ذوو البصائر المشرقة {وَمَن لَّمْ يَجْعَلِ اللَّهُ لَهُ نُورًا فَمَا لَهُ مِن نُّورٍ} وقد عقد ابن عساكر فى كتاب التبيين بابا فيما روى عن النبى من بشارته بأبى موسى حين قدومه من اليمن وإشارته إلى ما يظهر من علم أبى الحسن وابن عساكر من أخيار هذه الأمة علما ودينا وحفظا لم يجئ بعد الدارقطنى أحفظ منه اتفق على هذا الموافق والمخالف وعن مجاهد فى قوله تعالى {فَسَوْفَ يَأْتِي اللَّهُ بِقَوْمٍ يُحِبُّهُمْ وَيُحِبُّونَهُ} قال قوم من سبأ قال ابن عساكر والأشعريون قوم من سبأ قلت وقال علماؤنا إن النبى لم يحدث فى أصول الدين أحدا بحديث حدثه للأشعريين وأنهم الذين اختصوا بسؤاله عن ذلك وإجابته لهم ففى صحيح البخارى وغيره عن عمران بن حصين قال إنى لجالس عند النبى إذ جاءه قوم من بنى تميم فقال ( اقبلوا البشرى يا بنى تميم ) فقالوا قد بشرتنا فأعطنا يا رسول الله قال فدخل عليه ناس من أهل اليمن فقال ( اقبلوا البشرى يا أهل اليمن إذ لم يقبلها بنو تميم ) قالوا قبلنا يا رسول الله جئنا لنتفقه فى الدين ونسألك عن أول هذا الأمر ما كان كذا فى لفظ وفى لفظ البخارى جئناك نسألك عن هذا الأمر قال كان الله ولم يكن شيء غيره وفى رواية ولم يكن شيء قبله وكان عرشه على الماء ثم خلق السموات والأرض وكتب فى الذكر كل شيء قال وأتاه رجل فقال يا عمران بن حصين راحلتك أدرك ناقتك فقد ذهبت فانطلقت فى طلبها وإذا السراب ينقطع دونها وأيم الله لوددت أنها ذهبت وأنى لم أقم
«Мы же скажем, что вероятнее всего Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) похлопав по спине Абу Мусу, да будет доволен им Аллах, в предании, который мы упомянули, сделал это для указания на потомство, которое выйдет из этого сподвижника в девятом поколении, а это – шейх Абу аль-Хасан аль-Ашари. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) делал указания, которые понимали только те, кому Аллах помогал их понять, поддерживаемые Божественным Светом от Аллаха Всевышнего, основательно знающие религию, обладатели необыкновенной проницательности: «Кому Аллах не даровал света, тому не будет света» (Сура «Свет», 40).
Передается от Муджахида, да помилует его Аллах, в толковании Слов Всевышнего: «Аллах приведет других людей, которых Он будет любить и которые будут любить Его» (Сура «Аль-Маида», 54): «Это народ из племени Саба». Сказал Ибн Асакир: «Ашариты – это народ из племени Саба».
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, больше ни с кем не разговаривал об основах религии такими словами, которыми он обратился к ашаритам. Именно они выделились этим вопросом и именно им ответил Пророк, да благословит его Аллах и приветствует.
В «Сахих» аль-Бухари от Имрана ибн аль-Хусайна [передаётся]: «Я сидел рядом с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует), когда к нему пришли люди из племени Тамим и он сказал им: «Примите радостную весть, о, племя Тамим», – на что они ответили: «Ты нас обрадовал (пренебрежительно – прим. пер.), так дай же нам что-нибудь (из мирского), о, Посланник Аллаха», а затем зашли к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) люди из Йемена, и он сказал им: «Примите радостную весть, о, йеменцы, ведь племя Тамим не приняло ее». Люди из Йемена сказали: «Мы приняли ее, о, Посланник Аллаха, мы пришли к тебе, чтобы обучиться религии и спросить о начале этого дела (начале мира – прим. пер.)!». В версии аль-Бухари: «…мы пришли к тебе спросить о начале этого дела…», – и сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «Был Аллах и не было ничего, кроме Него». В другой версии: «…не было ничего до Него, а Его Трон был на воде. Затем Он создал небеса и землю и записал в Хранимой Скрижали упоминание о всякой вещи…». Далее Имран рассказывает, что к нему пришел один человек и сказал: «О Имран, твой верховой верблюд пошел за твоей верблюдицей». Я пошел искать его, но мираж оградил его от меня. Клянусь Аллахом, я пожелал бы, чтобы верблюд ушел, и я не вставал из собрания Пророка, да благословит его Аллах и приветствует»».
Имам Абуль-Хасан аль-Ашари родился в Басре, в 260 году по хиджре. В течение 40 лет он был мутазилитом. В 40 лет, то есть в 300 году имам аль-Ашари, поднявшись на минбар, публично покаялся в мутазилизме, отрёкся от него и стал придерживаться акыды Ахлю-Сунна. Имам много дискутировал с мутазилитами и другими сектами, а также написал более трёхсот книг в защиту акыды Ахлю-Сунна валь-Джама’а. Он скончался в 324 году по хиджре.
Современник Абуль-Хасана аль-Ашари, крупный шафиитский ученый, имам Абу Бакр ас-Сайрафи (ум. 330 г. х.) сказал о нем:
سمعت أبا بكر بن الصيرفي يقول كانت المعتزلة قد رفعوا رؤوسهم حتى أظهر الله تعالى الأشعري فجحرهم في أقماع السمسم
«Мутазилиты высоко держали голову, пока Аллах не выявил имама аль-Ашари, который загнал их в стебельки кунжутного растения». («Тарих Багдад», 11/346)
Великий мухаддис своего времени, шафиитский ученый, шейх-уль-ислам Абу Бакр аль-Исмаили (277 – 371 гг. х.) сказал о нем:
أعاد الله تعالى هذا الدين بعدما ذهب يعني أكثره بأبي الحسن الأشعري وأحمد بن حنبل وأبي نعيم الأستراباذي
«Всевышний Аллах восстановил эту религию после того как она ушла – т.е. большая ее часть – посредством Ахмада ибн Ханбаля, Абуль-Хасана аль-Аш’ари и Абу Нуайма аль-Истарабази». («Тарих Димашк», 37/99)
Имам Ибн Аби Зейд аль-Кайравани (310 – 386 гг. х.) сказал, отвечая тем, кто упрекал его в любви к имаму аль-Ашари:
مَا الأشعرى إِلَّا رجل مَشْهُور بِالرَّدِّ على أهل الْبدع وعَلى الْقَدَرِيَّة الْجَهْمِية متمسك بالسنن
«Аль-Ашари не является никем иным как человеком, который получил известность в опровержении приверженцев нововведений, кадаритов и джахмитов. Он придерживался Сунны». («Табакат шафиийя аль-кубра», 3/368)
Имам аль-Ашари ещё при жизни получил признание среди учёных того времени. Шафиитские, маликитские и ханафитские учёные, ознакомившись с трудами и методологией имама аль-Ашари, стали причислять себя к нему. Так возник термин «ашариты».
Известный маликитский имам Кади ‘Ийяд (476 – 544 гг. х.) сказал в книге «Тартиб аль-Мадарик» (5/24), объясняя причину, по которой ученые стали относить себя к имаму аль-Ашари:
فلما كثرت تواليفه، وانتفع بقوله، وظهر لأهل الحديث والفقه ذبه عن الدين، تعلق بكتبه أهل السنة، وأخذوا عنه، ودرسوا عليه، وتفقهوا في طريقه، وكثر طلبته وأتباعه لتعلم تلك الطرق في الذب عن السنة، وبسط الحجج والأدلة في نصر الملة، فسموا باسمه، وتلاهم أتباعهم وطلبتهم، فعرفوا بذلك
«Когда его книг стало много и люди получили пользу от его слов, когда хадисоведам и факихам стало очевидно его усердие в защите религии, то Ахлю-Сунна [из их числа] взялись за изучение его книг. Они обучались по ним, давали уроки по этим книгам и получали знания на его пути. Увеличилось число его учеников и последователей, обучавшихся этим путям для защиты Сунны и распространения доводов в помощь ей. Их назвали его именем, и за ними последовали их последователи и ученики. Они стали известны под этим именем (то есть ашариты)».
Сегодня 1441 год по хиджре. Вот уже 1141 год ашариты стоят в авангарде исламской уммы, защищая исламское вероубеждение от нападок как внутриисламских сект (шииты, рафидиты, мутазилиты, муджассима, ваххабиты), так и приверженцев других религий, философов, атеистов и т. д. А ведь акыда – это важнейшая исламская наука.
Ученый из числа поздних шафиитских факихов, имам Абдуллах ибн Аляви аль-Хаддад аль-Хусайни (1044 – 1132 гг. х.) сказал в книге «Найлюль марам шарх акидатуль Ислам» (с. 8):
اعلم أن مذهب الأشاعرة في الاعتقاد هو ما كان عليه جماهير أمة الإسلام علماؤها ودهماؤها، إذ المنتسبون إليهم والسالكون طريقهم كانوا أئمة أهل العلوم قاطبة على مرّ الأيام والسنين، وهم أئمة علم التوحيد والكلام والتفسير والقراءة والفقه وأصوله والحديث وفنونه والتصوف واللغة والتاريخ
«Знай, что поистине ашаритский мазхабе в акыде – это то, на чем большая часть исламской уммы и её ученых, потому что те, кого причисляют к ашаритам и кто вступил на их путь были имамами, обладающими знаниями на протяжении множества лет. Они имамы в таких науках как: таухид (единобожие), калям (рациональное богословие), тафсир (толкование Корана), кыраат (виды чтения Корана), фикх (исламское право), усуль аль-фикх (основы права), хадис и его ответвления, тасаввуф, арабский язык, тарих (история)».
И хвала Аллаху за это.