Хаватыр ва навадир (36)

хаватыр ва навадир

Одна из важнейших научных задач — это нахождение книг каррамитов и их издание, чтобы понять их реальные воззрения и сравнить их с ибн Таймийей: может оказаться, что у него нет предшественника (в убеждениях) даже среди них.

***

Имам аз-Захаби (да смилуется над ним Аллах), описывая количество книги шиитского ученого аль-Муфида, говорит: «Говорят, что он написал около 200 книг, но я ничего из них не видел, и хвала Аллаху»[1]

***

الفناء في العلم

Аль-Хатыб аль-Багдади (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Я слышал, как аль-Баркани (да смилуется над ним Аллах) однажды обратился к одному человеку, известному своей набожностью: “Сделай за меня дуа, чтобы жажда хадиса была устранена из моего сердца: любовь к этому настолько охватила мое сердце, что у меня нет никаких интересов, кроме этого”»[2].

***

Имам аз-Захаби (да смилуется над ним Аллах) сказал про имама аль-Бакиляни (да смилуется над ним Аллах): «Он опровергал каррамитов и защищал от них ханбалитов»[3].

***

Имам аль-Бакиляни (да смилуется над ним Аллах) сказал:

قَدْ بَيِّناً دينَ الأُمَّة وَأَهْلِ السُّنَّة أَنَّ هَذِهِ الصِّفَات تُمَرُّ كَمَا جَاءت بِغَيْر تكييفٍ وَلاَ تحَدِيْدٍ وَلاَ تجنيسٍ وَلاَ تصويرٍ

«Религия Ахлю-Сунны в том, что мы принимаем все эти атрибуты так, как они пришли, но без придания но без придания материализации, пространственных границ, тела и физического облика».

Имам аз-Захаби прокомментировал эти слова имама аль-Бакиляни (да смилуется над ним Аллах) прокомментировал следующим образом:

قُلْتُ: فَهَذَا المنهجُ هُوَ طريقَةُ السَّلَف، وَهُوَ الَّذِي أَوضحه أَبُو الحَسَنِ وَأَصْحَابُه، وَهُوَ التَسْلِيمُ لنُصُوص الكِتَاب وَالسُّنَّة، وَبِهِ قَالَ ابْنُ البَاقِلاَّنِيّ، وَابْنُ فُوْرَك، وَالكِبَارُ إِلَى زَمَن أَبِي المعَالِي، ثُمَّ زَمَنِ الشَّيْخ أَبِي حَامِدٍ، فَوَقَعَ اختلاَفٌ وَأَلْوَانٌ، نَسْأَلُ اللهَ العَفْوَ.

«Это и есть метод саляфов, и это метод Абуль-Хасана аль-Ашари и его учеников: подчинение текстам Корана и Сунне. Также это убеждения аль-Бакиляни, ибн Фурака и больших ашаритов до времени Абу аль-Маали и Абу Хамида; затем уже начались изменения и появились разные точки зрения. И мы просим у Аллаха спасения»[4].

***

Ничего не может превзойти дисциплину по продуктивности.

 

 

[1] «Сияр» (17/345).

[2] Там же (17/465).

[3] Там же (17/559).

[4] Там же.

Похожие материалы