Имам Абдуль-Кахир аль-Багдади об ученых каляма. Часть 3

Первым ученым каляма среди правоведов (факихов) и имамов мазхабов (правовых школ) был Абу Ханифа…
 
Абу Ханифа ан-Нуман ибн Сабит (80-150 гг. по хиджре) был одним из четырех великих имамов – основателей четырех школ (мазхабов) фикха. Он был самым первым из четырех, жил в Куфе в Ираке. Был главой местных ученых, а также богатым торговцем тканями. Он умер в тюрьме за то, что отказался от предложения правителя стать судьей в Багдаде. Известен блестящими доказательствами своих взглядов, был так силен в этом, что имам Малик, второй из четырех имамов, говорил о нем: «Если бы он утверждал, что эта колонна из чистого золота, у тебя не было другого выбора, кроме как согласиться с ним». Аш-Шафии, третий из имамов, говорил: «Все люди зависят в фикхе от Абу Ханифы».
 
(Источник: «Аль-Алям»)
 
…и аш-Шафии. Абу Ханифа написал книгу против кадаритов под названием «Аль-Фикх аль-Акбар», и у него есть работа, которую он продиктовал, чтобы защитить утверждение суннитов, что способность (возможность совершить действие) приходит в момент действия. Однако он говорил, что способность применяется к двум противоположностям, и так говорило множество наших сподвижников. Ученик Абу Ханифы, Абу Юсуф… 
 
Якуб ибн Ибрахим ибн Хабиб аль-Ансари (113-182 гг. по хиджре) был помощником Абу Ханифы и его учеником. Он был первым, кто распространял мазхаб Абу Ханифы. Был большим факихом, энциклопедически образованным и ученым-хафизом хадиса. Он был судьей в империи Аббасидов и первым, кого называли «судья судей в этом мире».
 
(Источник: «Аль-Алям»).
 
Про него рассказывается история, которая передается от Ибрахима аль-Джарра, что он навестил Абу Юсуфа, когда тот был прикован к постели болезнью, от которой и умер. Ибрахим говорит, что произошло следующее: «Абу Юсуф открыл глаза и спросил: «Бросать камешки (во время хаджа) лучше, будучи верхом или идя пешком?» Я ответил: «Пешком». Он сказал: «Ты неправ». Я ответил: «Верхом». Он опять сказал: «Ты неправ». Тогда он сказал: «Идти пешком лучше для тех, кто собирается остановиться (для обращения с мольбой) после этого, в то время как быть верхом лучше для тех, кто не собирается останавливаться для этого». После этого я встал и вышел, и не успел еще я достичь ворот дома, как услышал крик, что он умер. Я был поражен его тягой к знанию даже в таком положении».
 
(Аль-Мабсут)
 
…говорил, что кадариты – отступники.
 
Аш-Шафии написал две книги по науке каляма. Одна из них подтверждает и доказывает подлинность пророчества, против утверждений брахманов (индуистов). Вторая опровергает заблудшие секты. Он также затрагивает некоторые вопросы каляма в книге «Китаб аль-кыяс». В ней он указал на возвращение к высказыванию относительно принятия свидетельств заблудших сект.
 
Что касается Бишра аль-Мариси…
 
Известный мутазилит. Известно, что он следовал мазхабу Абу Ханифы в фикхе, но разделял некоторые убеждения мутазилитов.
 
…он был одним из ханафитов, соглашался с мутазилитами только по вопросу сотворенности Корана…
 
Слово «Коран» имеет несколько значений. Первое подразумевает саму (напечатанную) книгу Коран, другое – вечную и неизменную Речь Аллаха, которая не состоит из звуков и букв, не прерывается и не изменяется. Если кто-то говорит, что «Коран сотворен», это не является заблуждением, если он имеет в виду книгу. Однако, если он имеет в виду атрибут Аллаха, это неверие. Некоторые мутазилиты подразумевали первое утверждение, но другие имели в виду второе.
 
…но считал их заблудшими за их утверждение, что люди сами создают свои действия.
Похожие материалы