Имам Аляуддин аль-Баджи

Аляуддин Али ибн Мухаммад ибн Абдуррахман ибн аль-Хаттаб аль-Баджи аш-Шафии аль-Ашари – имам, шафиитский факих, специалист по усулю, мутакаллим. Родился в Египте в 631 году по хиджре. Ученик Иззуддина ибн Абдуссаляма, друг имама ан-Навави и учитель таких, как Такиюддин ас-Субки.

Салахуддин ас-Сафади (696–764 гг. х.) писал о нём:

كان في أهل مصر شامه، ولكل من أم في علم إمامه، قل من جاء بعده مثله ورأى أمامه. طلق العبارة، إذا أرسل سهم بحث لا يخطئ الإشارة… وكان يباحث كل من قل وجل. ويسقي الوبل الغدق لا الطل. ولم يسمع منه بحث نازل، ولا خلت من فوائده ربوع الديار المصرية ولا المنازل. وكان آية من الآيات، وغاية نأت عن لحاق شأوها من الغايات: لا تجسر الفصحاء تذكر عنده … بحثا ولو كان الهزبر الباسل

«Среди жителей Египта он был ярким и видным деятелем. Он был имамом для каждого, кто являлся лидером в какой-либо науке, мало кто после него был похож на него и мало кого он видел впереди себя. Свободно изъясняющийся, если он проводил исследование какого-либо вопроса, то попадал в точку и не ошибался…

Он обсуждал [науки] с тем, кто говорил коротко и ёмко, [а когда писал труды], то [по пользе] был подобен обильному ливню, а не моросящему дождю. Не было у него малополезных трудов, а египетские земли – её окраины и дома – не были лишены пользы [его научных сочинений].

Он был знамением знамений, вершиной вершин, которую никто не мог покорить, красноречивые люди не осмеливались обсуждать в его присутствии какую-либо тему, даже если были отважны, как львы».

Имам Таджуддин ас-Субки (727–771 гг. х.) так описывал его:

الشيخ الإمام علاء الدين الباجي إمام الأصوليين في زمانه وفارس ميدانه وله الباع الواسع في المناظرة والذيل الشاسع في المشاجرة وكان أسدا لا يغالب وبحرا تتدفق أمواجه بالعجائب ومحققا يلوح به الحق ويستبين ومدققا يظهر من خفايا الأمور كل كمين وكان من الأوابين المتقين ذوي التقوى والورع والدين المتين وعنه أخذ الشيخ الإمام الوالد الأصلين وبه تخرج في المناظرة

«Шейх, имам Аляуддин аль-Баджи, имам специалистов по усулю своего времени, рыцарь арены того [периода], способный на диспуты, его участие в прениях влекли за собой серьёзные последствия. Он был львом, которого нельзя одолеть, и морем, которое волнами отдавало всё удивительное, исследователем, благодаря которому выходила на свет истина, скрупулёзным учёным, извлекающим из тонкостей вещей всякое скрытое. Он был кающимся и богобоязненным человеком, обладателем набожности и крепкой религиозности. У него брал две основы (акыду и усуль) шейх, имам, отец, и посредством него он научился дискутировать». (См. «Табакат шафиия аль-кубра», 10/340)

Также Таджудин ас-Субки писал:

وكان الباجي أعلم أهل الأرض بمذهب الأشعري في علم الكلام وكان هو بالقاهرة والهندي بالشام القائمين بنصرة مذهب الأشعري والباجي أذكى قريحة وأقدر على المناظرة

«Аль-Баджи лучше кого бы то ни было знал ашаритский мазхаб в области науки калям. Он – в Каире, а аль-Хинди – на землях Шама были помощниками мазхаба аль-Ашари. Аль-Баджи же был более умен от рождения и более способен к диспутам». (См. «Табакат», 10/340)

Также Таджудин ас-Субки писал:

وكان فقيها متقنا سمعت بعض أصحابه يقول كان الباجي لا يفتي بمسألة حتى يقوم عنده الدليل عليها فإن لم ينهض عنده قال مذهب الشافعي كذا أو الأصح عند الأصحاب كذا ولا يجزم

«Он был факихом, в совершенстве владевшим фикхом. Я слышал, как некоторые его друзья говорили: “Аль-Баджи не давал фетву по какому-либо вопросу, пока не узнавал доказательство, если же он не мог ничего узнать, то говорил: “Мазхаб имама аш-Шафии в этом вопросе таков” или же “У наших сторонников более достоверно такое-то мнение” и не заявлял об этом с категоричностью”». (См. «Табакат», 10/341)

Аль-Макризи (764–865 гг. х) сказал о нём:

وكان من أئمة الفقهاء الشافعية، درس وصنف وأفتى.

«Был из числа имамов и факихов шафиитов, преподавал, писал труды, издавал фетвы». (См. «Сулюк ли Марифа», 2/499)

Имам аль-Иснави (704–772 гг. х.) сказал о нём:

كان إماما في الأصلين والمنطق فاضلا فيما عداهما وكان أنظر أهل زمانه ومن أذكاهم قريحة لا يكاد ينقطع في المباحث فصيح العبارة

«Он был имамом в двух основах – акыде и усуль аль-фикхе, в логике и не только. Он обладал более совершенным пониманием, чем его современники, от природы был самым умным из них, если он изучал какой-либо вопрос, то не останавливался, не прерывался и был красноречив». (См. «Табакат», Ибн Кади Шухба, 2/224)

Два шейх уль-ислама: Ибн Дакик аль-Ида и Такиюддин ас-Субки возвеличивали его

Таджудин ас-Субки писал:

وكان شيخ الإسلام تقي الدين بن دقيق العيد كثير التعظيم للشيخ الباجي ويقول له إذا ناداه يا إمام سمعت الشيخ الإمام رحمه الله يقول كان ابن دقيق العيد لا يخاطب أحدا السلطان أو غيره إلا بقوله يا إنسان غير اثنين الباجي وابن الرفعة يقول للباجي يا إمام ولابن الرفعة يا فقيه

«Шейх уль-Ислам Такиюддин ибн Дакык аль-Ид часто возвеличивал шейха аль-Баджи. Он говорил, обращаясь к нему: “О имам”. Я слышал, как шейх, имам [Такиюддина ас-Субки] (да помилует его Аллах) говорил: “Ибн Дакык аль-Ид обращался к любому, даже если тот был правителем, со словами: “О человек”, кроме двоих: шейха аль-Баджи и ибн ар-Риф’ы. К аль-Баджи он обращался со словами: “О имам”, а к ар-Риф’а: “О факих””». (См. «Табакат», 10/340)

Салахуддин ас-Сафади писал о нём:

وحضر درسه في المدرسة الصالحية، فوقع بحث في كلام الغزالي في الوسيط، فقال الباجي: الغزالي عدل في العبارة المقتضية كذا، حتى لا يرد عليه كذا. وهذا العبارة التي قالها يرد عليها خمسة عشر سؤالا، وسردها. فقال الشيخ تقي الدين بن دقيق العيد: كم سنك؟ فقال: كذا، فقال: وهذا كله حصلته في هذا السن.

«Аль-Баджи был на уроке Ибн Дакика в медресе Ас-Салихия, когда произошло обсуждение слов аль-Газали из “Васыта”. Тогда аль-Баджи сказал: “Аль-Газали отклонился в этом выражении так-то и так-то, чтобы ему не возразили так-то и так-то. На его высказывание появляется 15 вопросов”, а затем он привёл все их. Тогда шейх Такыюддин ибн Дакык спросил: “Сколько тебе лет?”, он сказал, что столько-то. И тогда ибн Дакык удивлённо спросил: “Всех своих знаний ты достиг в этом возрасте?”». (См. «А’ян аль-‘аср», 3/483)

Также ас-Сафади писал:

 ورأيت أنا شيخنا الإمام العلامة شيخ الإسلام تقي الدين السبكي يعظمه كثيرا إلى الغاية، ويثني على فضائله المنوعة.

«Я видел, что наш шейх имам, большой учёный, шейх уль-ислам Такыюддин ас-Субки очень возвеличивал его и хвалил его за многочисленные достоинства». (См. «А’йан аль-‘аср», 3/484)

Труды имама аль-Баджи

Ас-Сафади писал:

صنف وأفتى وناب في الحكم بالشارع خار القاهرة، واشتغل الناس عليه طائفة بعد طائفة. واختصر المحرر في الفقه، والمحصول في الأصول، مختصرين: كبيرا وصغيرا، واختصر كشف الحقائق في المنطق، وصنف في الفرائض والحساب، ورد على ما بيد اليهود من التوراة، ورد على ذلك اليهودي الذي سأل الفتيا نظما

«Он писал труды и выдавал фетвы, вне Каира он выходил на улицу и держал суд между людьми, будучи заместителем (муфтия) и люди шли к нему толпами (чтобы решить спорные вопросы).

Он написал два мухтасара (краткое изложение) – книги «Аль-Мухаррар»[1] по фикху и книги «Аль-Махсуль»[2] по усулю: большой и маленький. Также сделал мухтасар книги «Кашф аль-Хакаик» по логике, составил труд по наследственному праву и математике. Он сделал опровержение тех текстов Торы, которые были в руках у иудеев, а также в стихотворной форме опроверг того иудея, который спросил о фетве в стихотворной форме». (См. «А’йан аль-‘аср», 3/484)

Таджуддин ас-Субки писал:

ومع اتساع باعه في المباحث لم يوجد له كتاب أطال فيه النفس غير كتاب الرد على اليهود والنصارى قيل ما من علم إلا وله فيه مختصر

«Несмотря на то, что он обладал большой способностью к исследованиям, он не написал ни одной книги, в которой бы многословно излагал содержание, кроме одной книги “Опровержение иудеям и христианам”. Говорили, что нет такой науки, в которой он не составил бы краткое изложение». (См. «Табакат», 10/341)

Дружба с имамом ан-Навави

Таджуддин ас-Субки писал:

تفقه على شيخ الإسلام عز الدين بن عبد السلام بالشام فإن الشيخ علاء الدين مبدأ اشتغاله فيها

وكانت بينه وبين الشيخ محيي الدين النووي صداقة وصحبة أكيدة ومرافقة في الاشتغال حكى لي ناصر الدين بن محمود صاحب الباجي قال حكى لي الباجي قال ابتدأت أنا والنووي في حفظ التنبيه فسبقني إلى النصف الأول وسبقته إلى ختمه قال وكان النووي يحب طعام الكشك فكان إذا طبخه يرسل إلي يطلبني لآكل معه فلا أجد إلا كشكا وماء مائعا فتعافه نفسي فرحت إليه مرة بعد مرة للصحبة التي بيننا فلما كانت المرة الأخيرة امتنعت فجاء بنفسه إلي وقال والله يا شيخ علاء الدين أنا أحبك وأحب الكشك وما أشهى أن أطبخه إلا وآكل أنا وأنت فإما تجيء إلي وإما آخذه

«Он обучался фикху у шейх уль-ислама Изуддина ибн Абдуссалама в Шаме, таким образом, он (Ибн Абдуссалам) занимался его обучением.

Между ним и шейхом Мухиддином ан-Навави была крепкая дружба и общение, а также деятельное сотрудничество. Насыруддин ибн Махмуд – спутник аль-Баджи – рассказывал мне, что ему рассказал аль-Баджи:

«Я и ан-Навави начали учить книгу “Ат-Танбих”[3]. Он опередил меня, заучив первую половину, я же опередил его, заучив его до конца. Имам ан-Навави любил кишк[4], и когда он его готовил, то посылал за мной и звал меня присоединиться к нему. И я не находил у него ничего, кроме кишка и воды. Таким образом, кишк мне надоел, но я приходил к нему раз за разом по причине дружбы между нами. Но однажды я прекратил отвечать на приглашения, и он пришёл ко мне и сказал: “Клянусь Аллахом, о шейх Аляуддин, я люблю тебя и люблю кишк, и я не хочу готовить его, если не буду есть его вместе с тобой. Либо ты будешь приходить ко мне, либо я буду брать его (кишк) и приходить к тебе”. Тогда я сказал ему: “Клянусь Аллахом, о шейх Мухйиддин, я люблю тебя, но, клянусь Аллахом, я не люблю кишк”». (См. «Табакат», 10/341)

Участие имама аль-Баджи в диспутах

Таджуддин ас-Субки писал:

وكان إليه مرجع المشكلات ومجالس المناظرات

«К нему обращались за решением проблематичных вопросов и для проведения диспутов». (См. «Табакат», 10/342)

Джамалуддин аль-Иснави (704–772 гг. х.) сказал о нём:

له في المحافل مباحث مشهورة وفي المشاهد مقامات مأثورة

«Он был известен тем, что дискутировал на собраниях. Передаётся много историй, произошедших с ним на этих собраниях». (См. «Табакат», Ибн Кади Шухба 2/224)

Ибн Хаджар аль-Аскаляни писал:

وقال الشيخ نجم الدين الاصفوني كنا عند ابن دقيق العيد فقال يا فقهاء حضر شخص يهودي يطلب المناظرة قال فسكتنا فبادر الباجي فقال احضروه فنحن بحمد الله ندفع الشبهة

«Шейх Наджмуддин аль-Асфуни сказал: “Мы были у ибн Дакыка аль-Ид, и он сказал: “О факыхи, прибыл один из иудеев и требует диспута”, все мы замолчали, а аль-Баджи устремился вперёд и сказал: “Приведите его, и мы с помощью Аллаха ответим на его аргументы””».

Аляуддин аль-Баджи и Ибн Таймия

Салахуддин ас-Сафади, который был учеником ибн Таймийи, писал:

ناظر العلامة تقي الدين بن تيمية، وفاز دونه بالأولوية.

«[Аль-Баджи был способен] диспутировать с [таким] большим учёным [как] Такыюддин ибн Таймия, а уж тех [оппонентов], которые были менее [знающими чем ибн Таймия], он одолевал [в диспутах] подавно». (См. «А’йан аль-‘аср», 3/482)

Таджуддин ас-Субки писал:

 ولما رآه ابن تيمية عظمه ولم يجر بين يديه بلفظة فأخذ الشيخ علاء الدين يقول تكلم نبحث معك وابن تيمية يقول مثلي ليا تكلم بين يديك أنا وظيفتي الاستفادة منك

«Когда Ибн Таймия увидел его, то возвеличил его и не проронил в его присутствии ни слова. Тогда шейх Аляуддин Аль-Баджи обратился к нему со словами: “Говори, мы с тобой беседуем”, а Ибн Таймия сказал ему: “Таким, как я, не подобает говорить перед такими, как ты. Моя задача заключается лишь в том, чтобы извлекать пользу из тебя”».

Хафиз Ибн Хаджар аль-Аскаляни писал об этом так:

وكان يحكي عن نفسه أن ابن تيمية لما دخل القاهرة حضرت في المجلس الذي عقدوه له فلما رآني قال هذا شيخ البلاد فقلت لا تطرئنى ما هنا إلا الحق وحاققته على أربعة عشر موضعا فغير ما كان كتب به خطه

«Он – аль-Баджи – рассказывал о себе: “Когда ибн Таймия вошёл в Каир, я присутствовал на собрании, которое организовали в его честь. Когда же он увидел меня, то сказал: “Это шейх земель”, а я ответил: “Не расхваливай меня. Здесь должна быть только правда”, и я проверил его работу в 14 местах, после чего он исправил то, что написал собственноручно”». («Дурар аль-Камина», 4/121)

Смерть имама аль-Баджи

Имам ас-Сафади писал:

ولم يزل يقرئ الطلبة ويفيد، ويبدي الغرائب لهم ويعيد، إلى أن ناجى الباجي حمامه وبكاه حتى على الأراك حمامه. وتوفي رحمه الله تعالى يوم الأربعاء سادس ذي القعدة سنة أربع عشرة وسبع مئة بالقاهرة.

«Аль-Баджи не переставал обучать студентов и приносить пользу, раскрывать для них сложные темы снова и снова, пока не воззвала к нему смерть, которая заставила плакать даже его голубя, сидящего на ветках.

Он умер, да помилует его Аллах, в среду шестого числа месяца Зуль-каада в 714 года в Каире». (См. «А’йан аль-‘аср», 3/483)

 

[1] «Аль-Мухаррар фи фикх имам аш-Шафии» – книга великого шафиитского учёного Абуль-Касима ар-Рафии (555–623 гг. х.).

[2] «Аль-Махсуль фи ильм аль-Усуль» – книга по науке усуль аль-фикха, написанная великим имамом Фахруддином ар-Рази (544–606 гг. х.).

[3] «Танбих фи-ль фикх аш-Шафии» – книга великого шафиитского имама Абу Исхака аш-Ширази (393–476 гг. х.)

[4] Кишк – блюдо из пшеничной муки и кислого молока.

Похожие материалы