Летом 1994 года в ходе первой своей встречи с довольно известным лидером такфиристского джамаата я спросил его: «В чём различие между тем, что сделал имам Шамиль и шейх Мухаммад ибн Абду-ль-Ваххаб?». Он ответил: «Разница в том, что Мухаммад ибн Абду-ль-Ваххаб одержал блестящую победу, а имам Шамиль потерпел сокрушительное поражение. Причиной тому является то, что имам Шамиль не уделил должного внимания вопросам вероубеждения мусульман», иначе говоря, он считал, что имам Шамиль собирал под знамя джихада всех-всех мусульман.
Однако, согласно непререкаемому авторитету ваххабитов Ибн Таймийе: «После веры в Аллаха нет ничего важнее, чем отражение напавшего на мусульман врага, и для этого не ставятся никакие другие условия, каждый защищается в меру своих сил и возможностей».
1. Имам Шамиль, да смилостивится над ним Аллах, воевал против Российской Империи, а шейх Мухаммад ибн Абду-ль-Ваххаб — против Исламского халифата;
2. Имам Шамиль убивал исконных неверующих, посягнувших на землю мусульман, их религию, честь и достоинство, а Ибн Абду-ль-Ваххаб убивал мусульман халифата, дозволяя пролитие запретной крови и покушение на честь, достоинство и имущество верующих;
3. Несмотря на отсутствие помощи со стороны османского халифа, Шамиль, в отличие от Ибн Абду-ль-Ваххаба и его последователей, не выносил ему и его армии такфир, а напротив, признавал его халифом мусульман всего мира;
4. Имам Шамиль со своей армией защищал дальние рубежи халифата и проливал кровь для сохранения целостности Исламского государства, а Ибн Абду-ль-Ваххаб со своими последователями внёс раскол в самом сердце халифата — на Аравийском полуострове, в колыбели исламской религии — и ради сохранения своей власти проливал кровь мусульман;
5. Имам Шамиль, согласно его биографам, был крупным знатоком исламского права (фикх) и основ законоведения (усулу-ль-фикх), в совершенстве владел арабским языком, но он не писал трактатов по единобожию, а ценой собственной жизни и жизни своих родных и близких защищал Единобожие от посягательств неверующих и установил на подконтрольных ему территориях в Дагестане и Чечне шариат, что является обязательным требованием единобожия, а Ибн Абду-ль-Ваххаб писал трактаты о единобожии на бумаге и нарушал это самое Единобожие на деле, дозволяя запретное, как это имело место в случае с Мухаммадом ибн Саудом, которому он дозволил взымать с подданных запретное имущество, а также дозволяя пролитие запретной крови мусульман и захват их имущества в качестве трофеев;
6. Имам Шамиль был избран имамом с соблюдением всех требований шариата, когда был созван съезд (маджлису-ш-шура) учёных, старейшин племён и полководцев, именуемых в шариате «ахлю-ль-халль ва-ль-акд», которые и выбрали его имамом, а Мухаммад ибн Абду-ль-Ваххаб и Мухаммад ибн Сауд не были избраны никем из мусульман, не говоря уже о представителях «ахлю-ль-халль ва-ль-акд», а являлись самозванцами, в корыстных целях узурпировшими власть и использовавшими её не ради укрепления единства мусульман, а ради внесения раскола в их ряды, в то время когда их слово было едино, их враг был един и их правитель был един;
7. Имам Шамиль совершал джихад на пути Аллаха, защищая религию Аллаха, а Мухаммад ибн Абду-ль-Ваххаб следовал путём хариджитов, защищая интересы врагов ислама;
8. Имам Шамиль, да смилостивится над ним Аллах, сражаясь на пути Аллаха, десятками тысяч убивал врагов Аллаха из числа царских солдат, тем самым, укрепляя мощь мусульман и препятствуя дальнейшему продвижению вражеских войск на земли халифата, а Мухаммад ибн Абду-ль-Ваххаб, сражаясь против Исламского халифата, убивал десятки тысяч мусульман, в том числе крупных учёных, ослабляя мощь и силу Исламского государства;
9. В ходе только одной Даргинской экспедиции (экспедиция в чеченские сёла Дарго-Ведено, в которых на тот момент находилась столица Имамата) в 1845 году от рук муджахидов Имамата Российская империя потеряла более 30.000 солдат и офицеров убитыми, что превысило потери России за двухлетнюю войну с Персией. В то же время последователи Мухаммада ибн Абду-ль-Ваххаба убили не меньшее количество мусульман в ходе их военных походов на земли халифата в Ираке и Шаме, тем самым ускоряя падение Исламского государства и открывая дорогу европейским колониалистам в страны мусульман;
10. Имам Шамиль шёл путём наших праведных предшественников (ас-саляф ас-салих), а Мухаммад ибн Абду-ль-Ваххаб следовал по пути ранних хариджитов обвиняя в неверии мусульман, дозволяя пролитие их крови, захват их имущества и покушение на их честь и достоинство. Тем же путём сегодня следуют и его единомышленники на Востоке и Западе, причём всё это делается ими под прикрытием защиты единобожия и шариата. Как же сегодняшний день похож на вчерашний!