Истихара на четках через призму Шариата

Шейх Джамалуддин аль-Ахдаль (1277–1352 гг. х.) (да смилуется над ним Аллах) — шафиитский факих — сказал в книге «Умдат уль-муфти ва-ль мустафти» (1/122):

و يؤخذ من جميع ما مرّ: أن الإستخارة لا تكون إلا بالدّعاء مع صلاة أو بدونها، وأن الإستخارة بالسبحة أو بالقرعة خلاف السنة . قلت: بل عمل السبحة نوع من الرمل المنهي عنه

«Из всего сказанного ранее понимается, что истихара бывает только в форме дуа с намазом или без него, и что истихара на четках или жребием противоречит Сунне. Я скажу: более того, [истихара] на четках — вид гадания, который запрещен».

Ибн Хадж аль-Малики (ум. 737 г. х.) (да смилуется над ним Аллах) сказал в «Аль-Мадхаль» (1/200): «Сказал Ат-Тартуши (да смилуется над ним Аллах):

إنّ أخذ الفأل بالمصحف و ضرب الرمل و نحوهما حرام و هو من باب الاستقسام بالأزلام

«Предзнаменование по Корану, гадание на песке и подобное этому является запретным. Все это — из категории гадания стрелами».

Ахмад ас-Сави (1175–1241 гг. х.) (да смилуется над ним Аллах) в своем субкомментарии на «Тафсируль Джаляляйн» (3/275) сказал следующее:

و اعلم أن هذه الكيفية هي الواردة عن النبي صلى الله عليه و سلم في الحديث الصحيح و أما الاستخارة بالمنام أو بالمصحاف أو السبحة فليس واردا عن النبي صلى الله عليه و سلم و لذا كرهه العلماء و قالوا انه نوع من الطيرة

«Знай, что это тот способ (истихара молитвой), который пришел от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует). Что касается истихары посредством сна, Корана и четок, то это не пришло от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует), и поэтому ученые порицали их и возвели к разновидности дурного предзнаменования».

Али ат-Тантави (да смилуется над ним Аллах) сказал в книге «Фусулюль Ислямия»:

و أما عد حبات السبحة و صفحات المصحف و الاعتماد على المنامات فمن بقايا الجاهلية

«Что касается пересчитывания четок, перелистывания страниц Корана и упования на сны, то это относится к пережиткам эпохи невежества».

Ибн Хадж аль-Малики (ум. 737 г. х) (да смилуется над ним Аллах) сказал в «Аль-Мадхаль» (4/37-38):

وليحذر مما يفعله بعض الناس ممن لا علم عنده أو عنده علم وليس عنده معرفة بحكمة الشرع الشريف في ألفاظه الجامعة للأسرار العلية؛ لأن بعضهم يختارون؛ لأنفسهم استخارة غير الاستخارة المتقدمة الذكر وهذا فيه ما فيه من اختيار المرء لنفسه غير ما اختاره له من هو أرحم به وأشفق عليه من نفسه ووالديه العالم بمصالح الأمور المرشد لما فيه الخير والنجاح والفلاح صلوات الله عليه وسلامه. وإذا كان ذلك كذلك فلا يعدل عن تلك الألفاظ المباركة التي ذكرها – عليه الصلاة والسلام – في الاستخارة إلى غيرها من الألفاظ التي يختارها المرء لنفسه ولا غيرها من منام يراه هو أو يراه له غيره أو انتظار فأل أو نظر في اسم الأيام. أو انتظار من يدخل عليه فينظر في اسمه فيشتق منه ما يوجب عنده الفعل أو الترك. على هذا فلا يشك ولا يرتاب في أن من عدل عن تلك الألفاظ المباركة إلى غيرها فإنه يخاف عليه من التأديب أن يقع به وأنواعه مختلفة إما عاجلا وإما آجلا في نفسه أو ولده أو ماله إلى غير ذلك. ثم انظر رحمنا الله تعالى وإياك إلى حكمة أمره – عليه الصلاة والسلام – المكلف بأن يركع ركعتين من غير الفريضة وما ذاك إلا أن صاحب الاستخارة يريد أن يطلب من الله تعالى قضاء حاجته. وقد مضت الحكمة أن من الأدب قرع باب من تريد حاجتك منه، وقرع باب المولى سبحانه وتعالى إنما هو بالصلاة.

«Человеку следует остерегаться того, что делают некоторые невежественные люди, а также обладатели знаний, у которых нет познания о мудростях Шариата, которые содержатся в его всеобъемлющих словах, включающие в себя высшие тайны. Все это потому, что некоторые избрали для себя не ту истихару, которую мы ранее упоминали (речь идет об истихаре, пришедшей в Сунне Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует). При таком выборе человек отдает предпочтение своему собственному выбору, а не тому, что избрал для него тот, кто более милостив и жалостлив к нему, чем он сам и его родители, знающему о всеобщей пользе, указывающему на то, в чем есть благо, успех и спасение, да благословит его Аллах и приветствует.

И если это так, то пусть не отказывается от благословенных выражений, которые упомянул Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в молитве истихары в пользу других слов, которые человек выбирает для себя. Пусть не отказывается от истихары в пользу того, что видит он или другой во сне, или в пользу какого-либо доброго предзнаменования, изучения названий дней (недели) и имен тех, кто входит к нему, а затем попыткой извлечь такой смысл, который обяжет его совершить или оставить действие. Нет сомнений в порочности взглядов того, кто совершил ранее упомянутое или что-то другое и оставил узаконенный вид истихары. Также нет сомнений в том, что есть опасение, что рано или поздно того, кто оставил эти благословенные выражения в пользу других видов истихары, постигнет наказание, или наказание постигнет его семью, имущество и прочее.

Обрати же внимание, да помилует Всевышний Аллах тебя и нас, на мудрость веления Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) совершить два ракаата добровольной молитвы. Все это исключительно лишь потому, что совершающий истихару хочет обратиться к Аллаху в исполнении его нужды. Мудрость гласит, что является проявлением этики стучать в дверь Того, Кто исполнит твою нужду. А стук во врата Аллаха — это молитва».

В «Таршихуль Мустафиддин» Аляви ибн Ахмада ас-Саккафа (1255–1335 гг.х.) (да смилуется над ним Аллах) сообщается следующее:

فاذا تأملت كلام الامام العامرى وتصريح الامام أبن حجر بعدم حصول سنة الاستخارة بمجرد الدعاء النبوى أي بلا صلاة مع تيسرها و رأيت قول الجمل ان ظاهر الحديث ان الانسان لا يستخير لغيره علمت عدم حصوله بالأولى بغير ما ورد من كيفيات شتى استحسنها بعض مَن لم يوفق لسنن الاتباع فعمل بها لنفسه ولغيره مؤثرا جادة الابتداع فانى يحصل له أربه والأنشراح مما هو الخير عنده تعالى في غيبه مع ان المقام هنا بالاتباع أحرى لما في ذلك من طلب إنشراح قلبى وميل نفسى الى أمر غيبى أفيَقول العامل على حصول ذلك بغير طريقها المروى كلا لو حصل الأرب بغيرها ما اشتدت عنايته صلى الله عليه وسلم بتعليمها أصحابه كتعليمهم السورة من القرآن ان هو الا وحى يوحى علمه شديد القوى فتأمل بالانصاف وتجنب مهاوى البدعوللاعتساف ثم رأيت ابن الحاج رحمه الله تعالى في المدخل بسط الكلام على ذلك وأيد ما تقرر فالحمد لله على الموافقة

«Если ты поразмыслишь о словах Имама Амири и  Ибн Хаджара (да смилуется над ними Аллах), которые утверждают, что чтение пророческой мольбы без совершения молитвы не засчитывается  как исполнение сунны истихары, а также осмыслишь слова Аль-Джамаля (да смилуется над ним Аллах) о том, что внешний смысл хадиса указывает на то, что человеку не дозволяется делать истихару за другого человека, то узнаешь, что недействительна истихара разных форм и видов, не переданных в Сунне, а одобренная (переданная) теми, кто лишен тауфика в следовании за Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), которую (истихару) они совершают за себя и за других, отдавая предпочтение путям новшеств. Как же в таком случае они смогут осуществить желаемое, и как их сердце обнаружит, что является благом перед Аллахом?! (И это) притом, что данное положение более достойно следования в нем за Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), ибо в этом есть просьба раскрыть сердце и даровать душевную симпатию в отношении скрытого дела. Сможет ли тот, кто практикует неузаконенный вид истихары, добиться того, чтобы его сердце раскрылось, и ему была дарована  душевная симпатия в отношении скрытого дела? Естественно нет. Если бы можно было заполучить желаемое каким-то другим путем, то Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) уделил бы такое же большое внимание обучению сподвижников этому виду истихары, как он (да благословит его Аллах и приветствует) обучал их сурам из Корана. Все это — не что иное, как внушенное (ему) откровение. Поразмысли с беспристрастием и остерегайся пропасти нововведений. Затем я увидел, как Ибн аль-Хадж в своей книге «Аль-Мадхаль» развернуто изложил этот вопрос и подтвердил данное решение. Хвала Аллаху за соответствие».

Абу Шама аль-Макдиси (599–665 г.х.) (да смилуется над ним Аллах) сказал в «Аль-Баис» (стр. 119):

و ما أحسن ما قال إبراهيم النخعي: ما أعطاكم الله خيرا أخبئ عنهم و هم أصحاب رسول الله ﷺ و خيرته من خلقه

«Как же прекрасно то, что сказал Ибрахим ан-Наха’и (да смилуется над ним Аллах): “Аллах не даровал вам благо, которое было скрыто от них, тогда как они были сподвижниками Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)      и лучшими людьми”».

Также он говорил (стр. 179):

فلا ينبغي للعالم ان يفعل ما يتورط العوام بسبب فعله اعتقاد امر على مخالفة الشرع و قد امتنع جماعة من الصحابة من فعل اشياء: اما واجبة و اما مؤكدة خوفا من ظن العامة خلاف ما هي عليه.

«Ученому не следует совершать действия, по причине которых обычные люди могут погрузиться в убеждения, противоречащие Шариату. Некоторые из сподвижников не совершали обязательные и желательные действия, опасаясь того, что простолюдины могут подумать противоположное тому, что они делают».

Имам аш-Ша’рани (898–973 гг.х.) (да смилуется над ним Аллах) сказал в «Ляваких аль-Анвар» (стр. 38):

إن قليل العمل مع الأدب خير من كثير العمل من غير الأدب

«Мало деяний вместе с адабом лучше большого количества деяний без адаба».

Сказано в книге «Бугъят уль-Мустаршидин» шейха Абдуррахмана Ба’аляви (1250​​–1320 гг. х.) (да смилуется над ним Аллах):

 ما يجوز فعله قد يجب تركه إذا خشى من فاعله إقتداء الناس به و اعتقادهم سنيته و ليس بسنة كما نص عليه

«Порою дозволенные действия в обязательном порядке стоит оставлять, когда у совершающего это действие есть опасение, что люди последуют в этом за ним и будут расценивать это действие как Сунну, в то время как оно ею не является».

В «Фатава» (4/27) Ибн Хаджара аль-Хайтами (909–974 гг.х.) (да смилуется над ним Аллах) сообщается:

الظاهر تحريم كيفية يظن الجهال انها سنة

«Очевидно, что запрещено совершать действие в такой форме, что невежественный человек подумает, что это Сунна».

В книге «Кибритуль Ахмар» (стр. 86) сообщается следующее:

ولا ينبغي للمؤمن ان يشرع شيئا فيما سكت عنه الشارع

«Не следует верующему делать то, о чем промолчал Шариат».

Автор этой книги также говорил (стр. 46):

الوقوف عند ما ورد أولى حتى يأتي ما يخالفه

«Предпочтительнее ограничиться на том, что передано в (Сунне), пока не придут тексты, сообщающие обратное».

Имам аш-Ша’рани (да смилуется над ним Аллах) в «Ляваких аль-Анвар» (стр. 207) сказал:

أخذ علينا العهد العام من رسول الله صلى الله عليه وسلم ان لا ندعو ربنا بدعاء مخترع الا اذا لم نستحضر شيئا من الادعية الواردة وذلك لان لفظ الشارع صلى الله عليه وسلم أتم وأكمل ونكون به متبعين لا مبتدعين

«Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) был взят обет с нашей общины, чтобы мы не взывали к нашему Господу выдуманными молитвами, за исключением той ситуации, когда мы ничего не помним из мольб, пришедших от него самого. Все это потому, что слова Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) полноценнее и совершеннее, и, читая мольбы, пришедшие в Сунне, мы будем следующими его (да благословит его Аллах и приветствует) Сунне и не будем теми, кто вносит новшества».

В той же книге имам аш-Ша’рани (да смилуется над ним Аллах) сказал (стр. 232):

وكل من في قلبه تعظيم للشارع صلى الله عليه وسلم يستعظم ان يسلك طريقا لا يرى فيها قدم الاتباع لنبيه صلى الله عليه وسلم بل لو كشف له لرآها طريقا وعرة مظلمة كثيرة المهالك قليلة الانس

 «Тому, в чьем сердце есть возвеличивание Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), будет очень сложно ступить на путь, на котором не видно стопы следования за Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). И если показать ему этот путь, то он непременно увидит темную и ухабистую дорогу, на которой много опасностей и мало радости».

На 424 странице этой же книги он сказал:

ورأيت في كلام بعض العارفين ان من دعا بغير ما ورد لا يستجيب الله دعاءه الا ان كان مضطرا فان دعا في غير اضطرار فلا يستجاب له فقيل له ان الاحاديث جآءت مطلقة عن هذا القيد فقال يحمل المطلق على المقيد ولأي شئ يترك الانسان ما ورد من كلام أعرف الخلق بالله على الاطلاق وأكثرهم أدبا معه ويخترع هو دعاء قليل الأدب والنفع قليل المعانى

«Я видел высказывания познавших Аллаха, что Аллах не ответит на мольбу того, кто обращается к Нему словами, не пришедшими в Сунне, если только он не будет крайне нуждающимся. Если он будет без крайней нужды обращаться к Аллаху словами, не пришедшими в Сунне, то его мольба будет отвергнута.  И если скажут: “Ведь хадисы (о принятии дуа) пришли в абсолютной форме без конкретизации”, то будет сказано, что порою абсолютную форму толкуют в соответствии с конкретным текстом. Да и зачем человеку оставлять то, что пришло в словах того, кто лучше всех знает Аллаха и больше всех проявляет к Нему адаб, и самому придумывать мольбы, которые несут в себе малую пользу и неглубокий смысл?»

Абу Саид аль-Кавнави (ум. 1176 г. х.) (да смилуется над ним Аллах) сказал в «Аль-Барика шарху-т-Тарика»:

ان الفقهاء قالوا اذا تردد في شئ بين كونه سنة وبدعة فتركه لازم اه . ومما ذكر يعلم الجواب وفيه كفاية لمن كان له قلب او القي السمع وهو شهيد.

«Если сомневаешься в каком-то действии, является оно сунной или нововведением, то его обязательно нужно оставить».

Из сказанного можно узнать ответ, и в этом есть достаток для тех, у кого (восприимчивое) сердце (и разум), кто прислушивается (к наставлениям) и внимателен (к ним). Аллаху более ведома истина, и к Нему прибегают и возвращаются. Я исследовал этот вопрос 9/12/2012 г.

(Из книги «Аль-Масаиль аль-Фикхийя» (стр. 457-460) шейха Умара ибн Мухамммада аль-Инкучи ад-Дагистани)

Похожие материалы