Ханбалиты и Ашариты

Хвала Аллаху, мир и благословение Посланнику Аллаха. Это краткий ответ на просьбу разъяснить позицию благородных ханбалитов относительно ашаритов – входят ли они в Ахлю-Сунна валь-Джамаа – группу, которой обещано спасение, как передано в хадисе: «Моя община разделится на семьдесят три группы, все они будут в огне, кроме одной, которая последует по моему пути и пути моих сподвижников».

С помощью Аллаха приступим к ответу.

Ашаритов относят к имаму Абуль-Хасану Али ибн Исмаилю, потомку нашего господина Абу Мусы аль-Ашари (да будет доволен им Аллах). Он умер в 324 году по хиджре, как сказано в труде «Табакат аш-Шафиия аль-кубра» (3/360) Таджуддина ас-Субки. Он был мутазилитом и отстаивал их убеждения, но потом оставил мутазилизм и стал поборником Ахлю-Сунны.

Известный исламский историк, кади Ибн Халликан (608–681 гг. х.) (да смилуется над ним Аллах) сказал в книге «Вафаят аль-А’ян» (3/284):

وكان أبو الحسن أولاً معتزلياً ثم تاب من القول بالعدل وخلق القرآن في المسجد الجامع بالبصرة يوم الجمعة

«Изначально Абуль-Хасан был мутазилитом, но затем он покаялся от [мутазилитских] концепций справедливости и сотворённости Корана. Это было в пятницу в соборной мечети Басры».

Имам Абу Бакр ибн Фурак аль-Асбахани (умер в 406 г. х.) сказал, как передаётся в книге «Табйин казиб аль-муфтари» (с. 127) Ибн Асакира:

انتقل الشيخ ابو الحسن الأشعري علي بن إسماعيل الاشعري رضي الله عنه من مذهب المعتزلة الى نصرة مذاهب السنة والجماعة بالحجج العقلية وصنف في ذلك الكتب

«Оставив мазхаб мутазилитов, шейх Абуль-Хасан Али ибн Исмаиль аль-Ашари стал при помощи рациональных доводов защищать мазхаб Ахлю-Сунна и написал по этой теме [много] книг».

Ибн Халдун (732–808 гг. х.) сказал в книге «Мукаддима» (с. 853):

إلى ان ظهر الشيخ ابو الحسن الاشعري وناظر بعض مشايختهم- اي المعتزله-في مسائل الصلاح والاصلح فرفض طريقتهم وكان على رأي عبد الله بن سعيد بن كلاب وابي العباس القلانسي والحارث المحاسبي من أتباع السلف وعلى طريقة السنه

«…пока не появился шейх Абуль-Хасан аль-Ашари и не стал дискутировать с некоторыми шейхами мутазилитов о вопросе благого и наилучшего. [Впоследствии] он отверг их путь. Он придерживался одного мнения с Абдуллой ибн Саидом ибн Куллябом, Абуль-Аббасом аль-Каляниси, Харисом аль-Мухасаби из последователей саляфов и был на пути Сунны».

Его мнения видны по книгам, которые он написал в опровержение мутазилитов и других групп, в особенности по книге «Аль-Люма’ фи ар-радд ‘аля ахли аз-зейг ва аль-бид’а», которую некоторые учёные считали его последней книгой.

Так появились ашариты, а его последователей среди учёных стало так много, что имам Абу Мансур Абдул-Кахир аль-Багдади (умер в 429 г. х.) сказал в книге «Усуль ад-дин» (с. 309):

وقد ملأت الدنيا كتبه، وما رزق أحد من المتكلمين من التبع ما قد رزق

«Книги Абуль-Хасана аль-Ашари заполонили этот мир, и ни один из мутакаллимов не имел столько последователей, сколько имел он».

Шейх Абдуллах аль-Хаддад (1044–1132 гг. х.) (да смилуется над ним Аллах) сказал в книге «Найль аль-Марам» (с. 8):

اعلم أن مذهب الأشاعرة في الاعتقاد هو ما كان عليه جماهير أمة الإسلام علماؤها ودهماؤها، إذ المنتسبون إليهم والسالكون طريقهم كانوا أئمة أهل العلوم قاطبة على مرّ الأيام والسنين، وهم أئمة علم التوحيد والكلام والتفسير والقراءة والفقه وأصوله والحديث وفنونه والتصوف واللغة والتاريخ

«Знай, что большинство членов исламской общины, её ученых и простолюдинов придерживаются ашаритских убеждений. Относящие себя к ашаритам и идущие их путём были имамами всех наук на протяжении многих лет. Они были имамами в науках единобожия, калама, тафсира, кыраата, фикха, усуля, хадиса и его наук, тасаввуфа, языка и истории».

Благородные ханбалиты утверждают, что ашариты, а равно и матуридиты, входят в Ахлю-Сунна валь-Джамаа – группу, которой было обещано спасение.

Выдающийся учёный Абдуль-Баки аль-Мавахиби аль-Ханбали (1005–1071 гг. х.) (да смилуется над ним Аллах) сказал в книге «Аль-‘Айн валь-Асар фи акаид ахлиль-Асар» (с. 53):

طوائف أهل السنة ثلاثة: أشاعرة وحنابلة وماتريدية، بدليل عطف علماء الحنابلة على الأشاعرة في كثير من الكتب الكلامية؛ وجميع كتب الحنابلة

«Ахлю-Сунна – это три группы: ашариты, ханбалиты и матуридиты. На это указывает то, что учёные ханбалиты лояльно относятся к ашаритам во многих книгах по каляму  (акыде) и во всех [остальных своих] книгах».

Шейх Мухаммад ас-Сафарини аль-Ханбали (1114–1188 гг. х.) (да смилуется над ним Аллах) сказал в книге «Лявами’ аль-Анвар»:

أهل السنة والجماعة ثلاثة فرق : الأثرية ، وإمامهم أحمد بن حنبل ، والأشعرية وإمامهم أبو الحسن الأشعري ، والماتريدية وإمامهم أبو منصور الماتريدي، وَأَمَّا فِرَقُ الضَّلَالِ فَكَثِيرَةٌ جِدًّا

«Ахлю Сунна валь-Джамаа — это три группы:

— асариты, их имам — Ахмад ибн Ханбаль;

— ашариты, их имам — Абу аль-Хасан аль-Ашари;

— матуридиты, их имам — Абу Мансур аль-Матуриди.

А заблуждающихся групп очень много».

Это мнение подтвердили и авторы кратких изложений этой книги, как-то: Ибн аш-Шатты (1205–1274 гг. х.) в труде «Табсыр аль-Кани» (с. 73) и Ибн Салюм (умер в 1246 г. х.) в труде «Шарх ад-дуррат аль-мудыййя» (с. 58).

В книгах по фикху [ханбалиты] не упоминают ашаритов как последователей новшеств (см. раздел «Китаб аш-Шахадат»), напротив, могут даже процитировать некоторые их высказывания и строки из поэм по акыде, как, например, выдающийся учёный Ахмад ибн ‘Авд аль-Мардави (умер в 1102 г. х.) в книге «Хашият Хидаят ар-Рагиб» (1/21):

وهو من المتشايه الذي اختلف فيه السلف والخلف، كما قال البرهان اللقاني

وكلّ نص أوهم التشبيها، أوله أو فوض ورم تنزيها

«Ваджх относится к [аятам] муташабихат, относительно которых саляфы и халяфы имеют разногласия. Бурхан аль-Ляккани аль-Ашари (умер в 1041 г. х.) сказал в труде “Джаухарат ат-Таухид”:

“…любой текст, внушающий тебе ташбих, толкуй или оставь (делай тафвид), но главное – танзих”».

Под мазхабом саляфов относительно сифатов сам’ийя (хабария) он имеет в виду тафвид, в отличие от мазхаба халяфов, которые придерживались таъвиля. И второму (мазхабу халяфов) следуют ашариты, как пишет Наджмуддин ат-Туфи аль-Ханбали (657–716 гг. х.) (да смилуется над ним Аллах) в книге «Аль-Ишарат аль-Иляхийя» (3/196), перечисляя мнения относительно этого вопроса:

أحدها : امرارها كما جاءت من غير تشبيه ولا تمثيل . وهو مذهب أهل الحديث . والثاني : حملها على ظاهرها في التشبيه وصرحوا به . وهو قول الكرامية  ورد عليهم » ليس كمثله شيء » وباستحالة التجسيم على القدم . الثالث : حملها على صفات الله حقيقة مقولة على صفات المخلوقين بالاشتراك اللفظي .. الرابع : تأويل ما أوهم منها التشبيه على ما يزيل تلك الشناعة ما يحتمله اللفظ في كلام العرب . وهو مذهب الأشعرية ومن وافقهم

«Есть несколько мнений относительно аятов о сифатах:

 согласно первому мнению, их следует оставлять как есть, но без уподобления и сопоставления. Это мазхаб Ахлю-Хадис;

согласно второму, их следует понимать буквально, уподобляя Аллаха творениям, как об этом было открыто сказано. Таков мазхаб каррамитов. Опровержением им служит аят “Нет ничего подобного Ему”, а также невозможность приписать Предвечному качество телесности;

согласно третьему мнению, следует считать их реальными сифатами Аллаха, но имеющими с качествами творений лишь общее название;

согласно четвёртому мнению, следует аллегорически толковать слова, которые могут подразумевать уподобление, для устранения той мерзости, которую несёт в себе [буквальный смысл] этого слова в речи арабов. Это мазхаб ашаритов и тех, кто согласен с ними».

Учитывая вышесказанное, ханбалиты, тем не менее, не согласны с ашаритами в некоторых вопросах. Но из этого не вытекает ни обвинение в грехе, ни обвинение в нововведении.

Выдающийся учёный Абдуллах ибн Сафван аль-Куддуми аль-Ханбали (умер в 1331 г. х.) (да смилуется над ним Аллах) сказал в книге «Аль-Манхадж аль-Ахмад» (с. 43-44):

لأن أهل الحديث والأشعرية والماتريدية فرقة واحدة، مفقون في أصول الدين على التوحيد وتقدير الخير والشر ، وفي شروط البؤة والرسالة ، وفي موالاة الصحابة كلهم ، وما جرى مجرى ذلك ؛ كعدم وجوب الصلاح والأصلح ، وفي إثبات الكسب ، وإثبات الشفاعة ، وخروج عصاة الموحدين من النار . والخلاف بينهم في مسائل قليلة ؛ كتأويل آيات الصفات وأحاديثها ؛ هل هو جائز أو ممتنع ؟ ومن قال بجوازه من الخلف ، فإنه يرى الفضل لمذهب أهل التفويض ، مع التنزيه السلامته ، وكذلك الخلاف في صفات الأفعال  ، ونحوها ، نزر يسير ، لا يوجب تكفير بعضهم لبعض ، ولا تضليله . وهذا الذي ذكرناه ظاهر ، ولله الحمد والمئة ، لا غبار عليه .

«Ахлю-Хадис, ашариты и матуридиты это одна группа. Они единогласны в том, что касается основ веры, предопределения плохого и хорошего, условий пророческой миссии и посланничества, в том, что все сподвижники это приближённые Аллаха, и в других подобных вопросах, например, в отсутствии обязательства на Всевышнем делать для своих рабов хорошее и лучшее, утверждение о касбе, заступничестве и выходе грешных единобожников из огня. Разногласий же между ними немного. К примеру, это отношение к аллегорическому толкованию аятов и хадисов дозволено это или запрещено. Те из числа халяфов, что дозволяют это, с уважением относятся и к мнению сторонников тафвида, сопряжённого с танзихом, ибо это верное мнение. То же касательно разногласий относительно вопросов о сифатах действий и им подобных им. Таких разногласий очень мало, и никто не называет за это своего оппонента ни неверующим, ни заблудшим. То, что мы упомянули очевидно, и хвала Аллаху за это».

Другой выдающийся учёный шейх Абдул-Гани аль-Лябади аль-Ханбали (1262–1319 гг. х.) прокомментировал это в примечаниях к книге «Аль-Манхадж аль-Ахмад» (с. 44) следующим образом:

هذا البحث جدير بالتنويه وما أجاب به سديد وجيه يجب المصير إليه وخلافه لا يعول عليه

«На это исследование стоит обратить внимание, в нём дан очень благоразумный и основательный ответ, которого и стоит придерживаться, не обращая внимания на спорные моменты».

Шейх Абдуллах ибн Хальф ад-Дахьян аль-Ханбали (1292–1349 гг. х.) в своих комментариях к книге ас-Сафарини «Табсыр аль-Кани’» (с. 75) пишет:

الأشاعرة والماتريدية لم يردوا الأحاديث ولا أهملوها فإما فوضوها وإما أولوها وكل منهم أهل حديث وحيئذ فالثلاث فرقة واحدة ولا قتفائهم الأخبار وانتحالهم الآثار بخلاف باقي الفرق فإنهم حكموا العقول وخخالفوا المنقول فهم أهل بدعة وضلالة ومخالفة وجهالة

«Ашариты и матуридиты не противоречили хадисам и не относились к ним пренебрежительно. Они либо не трогали смысл [текстов муташабихат], либо толковали их аллегорически. Все они Ахлю-Хадис, и поэтому все три группы это одна группа, так как они следуют преданиям [хадисам] и строят на этом свою религию, в отличие от других групп, которые поставили во главу угла свой разум и стали противоречить хадисам. Они вводят новшества, они заблудшие, ослушники и невежды».

Также передаётся, что к ашаритам относили некоторых крупных ханбалитских учёных. Один из них — Абуль-Хаттаб Махфуз ибн Ахмад аль-Кальвазани (432–510 гг. х.) (да смилуется над ним Аллах). Хафиз Ибн Асакир написал в книге «Табйин казиб аль-муфтари» (с. 390), что Абуль-Хаттаба относили к ашаритскому мазхабу, и что его ученик Ахмад ибн Маали ибн Барака аль-Харби (умер в 554 г. х.) подтвердил это.

А некоторые ханбалиты даже завещали следовать крупным ашаритским учёным. К примеру, имам Абуль-Хасан Абдул-Азиз ибн Харис ат-Тамими аль-Ханбали (317–371 гг. х.) завещал следовать ашариту Абу Бакру аль-Бакиллани.

Хафиз Ибн Асакир (499–571 гг. х.) сказал об этом в труде «Табйин казиб аль-муфтари» (с. 221):

وكان أبو الحسن التميمي الحنبلي يقول لأصحابه: تمسكوا بهذا الرجل- أي بالباقلاني- فليس للسنة عنه غنى أبدا

«Абуль-Хасан ат-Тамими говорил своим ученикам: “Держитесь за этого человека (Абу Бакра аль-Бакиллани), Сунна нуждается в нем”».

В конце хотелось бы указать на то, что среди ханбалитов есть и отошедшие от хороших отношений (с ашаритами) и конфликтовавшие с ними, как передаёт хафиз аз-Захаби в книге «Сияр а’лям ан-нубаля» (17/459):

وكان بين الأشعرية والحنابلة تعصب زائد يؤدي إلى فتنة ، وقيل وقال ، وصداع طويل ، فقام إليه أصحاب الحديث بسكاكين الأقلام ، وكاد الرجل يقتل . قلت : ما هؤلاء بأصحاب الحديث ، بل فجرة جهلة ، أبعد الله شرهم .

«Между ашаритами и ханбалитами был излишний фанатизм, который привёл к смуте, наговорам друг на друга и длительному противостоянию. Однажды приверженцы хадиса (асхаб аль-хадис) даже напали на хафиза Абу Нуайма с ножами и чуть не убили его.

На это я отвечу так: это не приверженцы хадиса, это невежественные нечестивцы! Да убережёт нас Аллах от их зла».

А Аллах знает лучше.

Написал это слуга шариата, верящий Своему Господу, признающий свои грехи Салих ибн Мухаммад ибн Хасан аль-Асмари. Мухаррам, 1431 г.

(Дополнение)

Хафиз Ибн Асакир рассказал в книге «Табийн казиб аль-муфтари» (с. 221) об отношении имама ханбалитов Абуль-Фадля ат-Тамими (341–410 гг. х.) к кади Абу Бакру аль-Бакиллани:

قال الشيخ أبو عبد الله وحضر الشيخ أبو الفضل التميمي يوم وفاته العزاء حافيا مع إخوته وأصحابه وأمر أن ينادى بين يدي جنازته هذا ناصر السنة والدين هذا إمام المسلمين هذا الذي كان يذب عن الشريعة ألسنة المخالفين هذا الذي صنف سبعين ألف ورقة ردا على الملحدين وقعد للعزاء مع أصحابه ثلاثة أيام فلم يبرح وكان يزور تربته كل يوم جمعة في الدار

«Шейх Абу Абдуллах ад-Дамагани сказал: “Шейх Абуль-Фадль ат-Тамими аль-Ханбали присутствовал в день смерти [Аль-Бакиллани] на соболезновании вместе со своими братьями и учениками и был очень опечален. Он повелел, чтобы они, стоя перед его джаназой, сказали следующее: «Это помощник сунны и религии, это имам мусульман, это тот, кто защищал шариат от наговоров противников, это тот, кто написал 70 000 листков для опровержения безбожников». Он сидел на соболезновании со своими учениками три дня, не покидая места, и посещал его могилу каждую пятницу”».

Также Ибн Асакир сказал в книге «Табйин казиб аль-муфтари» (с. 163) относительно отношений ханбалитов Багдада с ашаритами:

ولم تزل الحنابلة ببغداد في قديم الدهر على ممر الأوقات تعتضد بالأشعرية على أصحاب البدع لأنهم المتكلمون من أهل الإثبات فمن تكلم منهم في الرد على مبتدع فبلسان الأشعرية يتكلم ومن حقق منهم في الأصول في مسألة فمنهم يتعلم فلم يزالوا كذلك حتى حدث الاختلاف في زمن أبي نصر القشيري

«Ханбалиты Багдада в прошлом постоянно обращались за помощью к ашаритам, выступая против нововведенцев, потому что они (ашариты) были мутакаллимами, подтверждающими атрибуты (сифаты). Те из ханбалитов, кто опровергал нововведенцев, делал это посредством ашаритов, и те из ханбалитов, кто исследовал какой-либо вопрос из основ, учился у них (ашаритов). Дело обстояло таким образом, пока во времена Абу Насра аль-Кушайри между ними не начались разногласия».

Также Ибн Асакир сказал в книге «Табйин казиб аль-муфтари» (с. 390):

وقد أخبرني الشيخ أبو الفضل بن أبي سعد البزاز عن أبي محمد رزق الله بن عبد الوهاب بن عبد العزيز التميمي الحنبلي قال سألت الشريف أبا علي محمد بن أحمد بن أبي موسى الهاشمي فقال حضرت دار شيخنا أبي الحسن عبد العزيز بن الحرث التميمي سنة سبعين وثلاثمائة في دعوة عملها لأصحابه حضرها أبو بكر الأبهري شيخ المالكيين وأبو القاسم الداركي شيخ الشافعيين وأبو الحسن طاهر بن الحسن شيخ أصحاب الحديث وأبو الحسين بن سمعون شيخ الوعاظ والزهاد وأبو عبد الله بن مجاهد شيخ المتكلمين وصاحبه أبو بكر بن الباقلاني في دار شيخنا أبي الحسن التميمي شيخ الحنابلة قال أبو علي لو سقط السقف عليهم لم يبق بالعراق من يفتي في حادثة يشبه واحدا منهم

«Шейх Абуль-Фадль ибн Абу Саад аль-Баззаз передал мне следующие слова Абу Мухаммада Ризкуллаха ибн Абдул-Ваххаба ибн Абдул-Азиза ат-Тамими аль-Ханбали: “Я спросил аш-Шарифа Абу Али Мухаммада ибн Ахмада ибн Абу Мусу аль-Хашими, и он сказал:

«В 370 году я был в доме нашего шейха Абуль-Хасана Абдуль-Азиза ибн аль-Хариса ат-Тамими на собрании, на которое он позвал своих соратников. Также там был шейх маликитов Абу Бакр аль-Абхури, шейх шафиитов Абуль-Касим ад-Дараки, шейх асхаб аль-хадиса Абу Тахир ибн аль-Хасан, шейх проповедников и аскетов Абуль-Хусейн ибн Сам’ун, шейх мутакаллимов Абу Абдуллах ибн Муджахид и его друг Абу Бакр ибн аль-Бакиллани; и все они находились в доме нашего шейха ханбалитов – Абуль-Хасана ат-Тамими».

Абу Али сказал: «Если бы крыша дома обрушилась на них всех, то в Ираке не осталось бы того, кто мог бы дать фетву по новым вопросам современности так, как делал это хотя бы один из них»”».

Похожие материалы