Изобретения мусульман в прошлом едва ли можно перечислить из-за их многочисленности. Переданные авторами рассказы указывают на эти удивительные и значительные изобретения, которые после их открытия были украдены Западом. Ученые, с мнением которых считаются, сильно порицали тех, кто пренебрегал занятием такими мирскими науками, как медицина, инженерия, астрономия, хирургия и геодезия.
Имам аль-Карафи (ум. в 684 г. х.) — известный правовед (факих) маликитского мазхаба — сказал:
وكم يخفى على الفقيه والحاكم الحق في المسائل الكثيرة بسبب الجهل بالحساب والطب والهندسة فينبغي لذوي الهمم العلية أن لا يتركوا الاطلاع على العلوم ما أمكنهم:
«Сколько же раз случалось так, что истина оставалось скрытой от факиха или кадыя во многих вопросах из-за их незнания математики, медицины и инженерии. Поэтому усердным людям не следует оставлять изучение этих наук по мере своих сил»[1].
Хайруддин аз-Зирикли (ум. в 1396 г. х.) в биографии имама Шихабуддина аль-Карафи пишет:
وكان مع تبحره في عدة فنون، من البارعين في عمل التماثيل المتحركة في الآلات الفلكية وغيرها
«При своем глубоком знании в различных науках он был одним из искусных мастеров в создании движущихся образов для астрономических приборов и других механизмов»[2].
Ибн Ийас аль-Ханафи (ум. в 930 г. х.) пишет:
أن الملك الكامل وُضع له شمعدان (حامل الشموع ) كلما مضى من الليل ساعة انفتح منه بال فخرج منه شخص يقف في خدمة الملك, فإذا انقضت عشر ساعات طلع شخص من أعلى الشمعدان وقال: (صبّح الله السلطان بالخير والسعادة) فيعلم أن الفجر قد طلع
«Перед правителем аль-Камилем ставили подсвечник (гигантский столб на которым были распределены свечи). Каждый раз, когда проходил час ночи, в нем открывалась дверь, и оттуда выходил образ человека, который останавливался перед султаном. Когда проходило десять часов, сверху подсвечника появлялся образ человека и произносил: “Да наступит утро для правителя с счастьем от Аллаха”, и тогда становилось понятным, что наступил рассвет»[3].
Прежде это упоминал имам аль-Карафи, комментируя:
وقد عملت أنا (أي مثله) هذا الشمعدان وزدت فيه أنّ الشمعة يتغير لونها كل ساعة, وفيه أسد تتغير عيناه من السواد الشديد إلى البياض الشديد إلى الحمرة الشديدة ، في كل ساعة لها لون..!! وتسقط حصاتان من طائرين ويدخل شخص, ويخرج شخص غيره ، ويغلق باب ويفتح باب ؛ فإذا طلع الفجر طلع الشخص إلى أعلى الشمعدان وإصبعه على أذنه يشير إلى الأذان ! ولكني عجزت عن صنعة الكلام ، ثم صنعت صورة حيوان يمشي ويلتفت يمينا ويسارا ، ويصفر ولا يتكلم
«Я также делал подобный этому подсвечник и добавил к нему, чтобы свечи на нем меняли цвет каждый раз. В нем был образ льва, цвет глаз которого менялся со смолисто-черного на снежно-белый и на сильно-красный, и каждый отрезок времени имел разный цвет.
Или падают камешки с двух птиц, заходит изваяние в форме человека, а выходит другое изваяние, и дверь открывается и закрывается. Когда заступает рассвет, изваяние поднимается наверх подсвечника, а пальцами он затыкает уши, как бы указывая на азан.
Однако я не смог сделать изваяние с имитацией речи. Затем я изобрел образ животного, которое идет и поворачивается налево и направо, свистит, но не говорит»[4].
Я скажу, что это — одно из чудес аль-Карафи в инженерии, потому что он мог каждый отрезок времени менять цвет свечей, смог собрать конструкцию статуи, выходящую из дверей подсвечника и указывающую на его уши, даже если он не смог сделать так, чтобы она издавала звук.
Ибн Теймур Баша (ум. в 1348 г. х.) посчитал маловероятным выход звука каждое мгновение, но утверждал при этом возможность упорядочивания выхода из нее звуков посредством колебаний воздуха и движения воды[5].
Он говорил:
وليس ما نسب إلى هذا التمثال من النطق إلا من المبالغات التي تحيط بكل خبر غريب
«То, что передается, что это изваяние издает звуки, ничто иное, как преувеличение, которое делают в любом удивительном рассказе».
Также он сказал:
فترى من ذلك أنهم لم يكتفوا بتصوير التماثيل ؛ بل احتالوا على تحريك بعضها بقوة الماء أو اللوالب المدبرة بصنوف الحيل ، وجعلوا على أفواهها الصفارات تدفع فيها الريح أو الماء ؛ فتحاكي صوت ذي الأرواح
«Ты можешь видеть из этого, что они не ограничились изобретением изваяний, но смогли различными способами добиться движения некоторых из них посредством силы воды и пружин, а также установили на их рты свистки, в которые заходят ветер и вода, и таким образом издаются звуки живых существ».
Аль-Карафи рассказал о способе создания звука с помощью воздуха или воды с инновационными пересечениями и удлиненными отверстиями, через которые проходит воздух, и каждое отверстие издает звук одной буквы.
Аль-Карафи после объяснения этого сказал:
فمن استطاع أن يصنع مجرى على هذه الصورة تأتى له أن يتحيل على هذا الكلام من الجماد
«Тот, кто может создать канал, подобный этому, сможет добиться и получения речи от неживых материй»[6].
Группа ранних ученых составила уникальные исследования, касающиеся изобретений, которые издают звуки, и вся эта научная механическая техника имеет практическое применение в жизни. Эта наука называется изобретательной (علم الحيل), как труд под названием «Изобретения народа Мусы в третьем веке» (حيل بني موسى) или «Объединение между наукой и деяниями в изобретениях» (الجامع بين العلم والعمل في الحيل) за авторством ибн ар-Раззаза аль-Джазари (ум. в 603 г. х.), или же «Возвышенные способы в духовных инструментах» (الطرق السنية في الآلات الروحانية) ибн ар-Расыда ад-Димашки (ум. в 993 г. х).
И многое другое, но большая часть этого испортилась из-за обстоятельств, или европейцы присвоили себе материалы и приписали их изобретение выдающимся инженерам своих стран, хотя мусульмане опередили Запад в создании этих вещей на 500 лет. Поэтому тебе стоит изучить их историю, чтобы узнать свое прошлое и с гордостью поднять голову.
От редакции: Согласно шафиитскому мазхабу изображение живых существ запрещено, даже если это применяется в каких-то изобретениях. См. фетву.
[1] «Аль-Фурук аль-фикхийя» (4/11).
[2] «Аль-Алям» (1/95).
[3] «Бадаи аз-зухур фи хавадис ад-духур» (1/265).
[4] «Нафаис аль-усуль фи шарх аль-махсуль» (1/441-442).
[5] «Ат-Тасвир инда аль-араб», стр. 79-80.
[6] «Нафаис аль-усуль фи шарх аль-махсуль» (1/441).