Можно ли смотреть на аурат женщин в кино и изображениях?

С именем Аллаха! Среди людей распространилось видео, автор которого утверждает, что лицезрение непокрытых женщин, спящих среди своих домочадцев по причине болезни и иным причинам, что случается в кинодрамах, а также взгляд на изображения, на которых виден аурат женщин, не запрещены, если это не возбуждает желание и страсть. Также в нём утверждается, что музыка сама по себе, если она не наносит вред ушам либо не вредит другим людям, не запрещена. Затем он говорит, что мнение о запрете музыки является радикальным, экстремистским.

Я скажу вкратце:

1. шафииты и ханафиты высказались о дозволенности лицезрения изображений посторонних женщин при условии отсутствия боязни впасть в соблазн и вожделение, как я уже разъяснил в отдельной публикации;

2. изображения, о которых говорили правоведы, это те изображения, которые были привычны для них в то время: отражения в зеркалах, на воде или на серебре;

3. есть существенная разница между фотографиями и изображениями, о которых говорили правоведы:

а) фотография – зафиксированное изображение, подобное резным надписям и картинам, которые не меняются, оставаясь в первозданном виде. А изображения, о которых говорили правоведы, нельзя зафиксировать в одном положении, они меняются, в отличие от фотографий или картин;

б) изображения женщин, о которых говорили правоведы, не показывались с целью демонстрировать их перед другими людьми, они изначально не были предназначены для этого, так как не были зафиксированы в одном положении и быстро исчезали, в отличие от фотографий;

г) в художественных фильмах на женщин наносят грим (макияж) и облачают в красивую одежду, а камеры в разы улучшают картинку, да так, что седая старуха предстаёт перед нами в образе прекрасной девицы, в отличие от изображений, о которых говорили правоведы, на которых женщина зачастую бывает либо в рабочей одежде, если она находится вне дома, либо без макияжа и в наспех надетой одежде, если она находится у себя в спальне и её изображение отразилось в зеркале;

4. допустим, взгляд на изображение женщины в телевизоре подобен взгляду на её отражение в зеркале или воде. Однако женщину, чей образ отразился в зеркале или на воде, мы не можем назвать проявившей небрежность и допускающей упущение [в религии], в отличие от женщин с экранов, которых мы обязаны порицать и распространению чьих изображений не должны способствовать. Имам Аш-Шафии (да смилуется над ним Аллах) открытым текстом говорил, что грешно любоваться тем, кто ослушивается Аллаха, к примеру, тем, кто жонглирует ножами или занимается чем-то иным, в чём есть потенциальный вред. Любоваться совершающим грех – грех, по мнению шафиитов и тех ханафитов, чьим мнением апеллируют те, кто выступает в пользу дозволенности лицезрения изображений;

5. если некая проблема, связанная с определёнными поступками, получила повсеместное распространение, то для того, чтобы эти поступки были дозволены, должны соблюдаться определённые требования, важнейшим из которых является всеобщая потребность людей в этом для сохранения пяти вещей, находящихся под защитой шариата, например, религии, тела или имущества человека. Кинодрама не является одной из этих пяти вещей или тем, что нужно для их сохранения.

6. допустим, кинематограф стал неотъемлемой частью нашей жизни, которую необходимо принимать во внимание, однако ей есть альтернатива, которая далека от съёмок бесстыдных женщин, демонстрирующих свои чувства и оголяющих части своего тела, как и есть альтернатива, обходящаяся без приближения камеры к их лицам для большего соблазна. Подобное мы встречаем в иранских и турецких суфийских драмах – в фильме «Юнус Эмре» и др.

Что касается музыки, то все четыре мазхаба едины в следующем:

1. музыка запрещена, за исключением звука некоторых музыкальных инструментов, таких как бубен, свирель, барабаны в военном оркестре, или музыка дворцового церемониала;

2. запрет музыки – это вид поклонения, причину которого мы не можем постичь разумом, как писал имам Аль-Газали (да смилуется над ним Аллах) в труде «Аль-Ихья» (2/270);

3. обвинение в радикализме большинства учёных, приверженцев четырёх мазхабов, высказавшихся о запрете музыки – радикализм, безрассудство, невоспитанность, показатель слабости приверженности религии и глупость!

P. S. Всякий, кто не является автором оригинального труда или признанным преподавателем, зачастую невежда и самозванец, облачившийся в фальшивые одежды.

بسم الله

شاع مقطع فيديو يدعي صاحبه أن مشاهدة النساء غير محجباتٍ نائماتٍ في أسرتهن لنحو مرضٍ أو غيره.. مما تقتضيه الدراما السنيمائية، وأن النظر لصور عورات النساء ليس محرَّمًا إذا لم يثر الشهوة، وأن مطلق الموسيقى التي لا تؤذي الأذن ولا الآخرين لا حرمة فيها، ثم وصف الرأي القائل بأن موسيقى حرامٌ.. أنه متطرفٌ.

أقول باختصارٍ شديدٍ:

1  – ذهب الشافعية والحنفية إلى جواز النظر لصورة المرأة الأجنبية بشرط أمن الفتنة والاشتهاء، كما بينتُه قبل ذلك في منشورٍ مستقلٍ.

2 – الصورة التي تحدث عنها الفقهاء هي المألوفة لديهم آنذاك، وهي الصورة في المرآة، أو انعكاسها على الماء أو الفضة.

3 – هناك فرقٌ مؤثرٌ بين الصورة الفوتغرافية، وبين تلك الصورة التي تحدث عنها الفقهاء، وهو من وجوه:

أ- الصورة الفوتغرافية عرضٌ قارٌّ، كالنقوش والرسومات؛ فهي باقيةٌ، بخلاف الصورة محل كلام الفقهاء؛ فهذه لا يمكن الاحتفاظ بها، بخلاف تلك، وتلك يمكن التلاعب فيها، بخلاف هذه.

ب- الصورة محل كلام الفقهاء تظهر فيها المرأة من غير أن تقصد هي أن ينظر إليها الأجانب، وليست تلك الصورة محلًا لنظرهم أصلًا؛ لما قررنا من أنها عرضٌ غير قار يزول سريعًا، بخلاف الفوتغرافية.

ج- الصورة في الدراما تكون المرأة فيها مجهزة بالمكياج واللبس في أبهى حالة، والكاميرات أيضًا تحسِّن من الصورة أضعافًا مضاعفة، حتى تظهر لنا العجوز الشمطاء جميلةً حسناء، بخلاف الصورة التي تحدث عنها الفقهاء؛ فالمرأة فيها غالبًا تكون في ثياب مهنةٍ إن كانت في غير بيتها، أو غير متجملةٍ وسرعان ما تشد عليها إزارها إن كانت في غرفة نوها ورؤيت بواسطة نحو المرآة.

4 – سلَّمنا أن النظر للصورة في التليفزيون كالنظر لها في الماء والمرآة، لكنَّ المرأة التي ظهرت في المرآة أو على الماء غير مفرِّطةٍ وغير مقصِّرةٍ، بخلاف التي تظهر في الشاشات؛ فإنه يجب علينا الإنكار عليها، وترك ما من شأنه أن يُروِّج لها، وقد نص الشافعية على أنه يحرم التفرج على من يرتكب شيئًا محرمًا، كأن يلعب بالسكاكين وغير ذلك مما من شأنه الإيذاء؛ فالتفرج على من يرتكب المحرم حرامٌ عند الشافعية وكذا الحنفية الذين تحتج بقولهم في إباحة النظر للصور.

5 – عموم البلوى له ضوابط ليعمل به، ومن أهمها أن يحتاج إليه عامة الناس لحفظ الضروريات الخمس كالدين والبدن والمال، وليست الدراما ضروريةً ولا حاجيةً لحفظ أيٍّ من الضروريات الخمس تلك.

لو سلمنا أن السينيما صارت ضرورةً ينبغي أن تراعى.. فهناك مندوحة في البعد عن تصورير النساء غير محتشماتٍ تظهر شعورهن وسيقانهن، وهناك مندوحة في البعد عن تقريب زوووم الكاميرات على وجوههن لإظهار مفاتنهن، كالدراما الإيرانية، والدراما التركية الصوفية كيونس إمره.

وبخصوص الموسيقى: فقد اتفقت المذاهب الأربعة على أمورٍ:

1 – تحريم الموسيقى (مع استثناء لبعض الآلات، كالدف والناي، وإيقاعات السلاطين وطبول الحرب)

2 – تحريم الموسيقى تعبدٌ لا يعقل معناه، كما نص عليه الغزالي في الإحياء 270/2.

3 – وصف جمهور السلف من أهل المذاهب الأربعة – الذين هم قائلون بتحريم الموسيقى – بالتطرف.. تطرفٌ ورعونةٌ وقلة أدبٍ وديانةٍ وسفهٌ.

أخيرًا:  كل من ليس له تأليف مبتكرٌ، ولا تدريس معتبر.. هو في الغالب جاهل مدعٍ كلابس ثوبي زورٍ.

Похожие материалы