«Как понять, кто следует истине?», «Какое течение правильное?», «Кто прав?» – вопросы, беспокоящие мусульманскую молодёжь. Но на них нет короткого универсального ответа.
Мы можем сказать так: правильное течение — это Ахлю-Сунна валь-Джама’а в лице ашаритов/матуридитов/асаритов в части акыды и четырёх мазхабов – в части фикха. Но спрашивающий может повторно спросить: «А как понять, что именно они и есть Ахлю-Сунна, а не псевдосалафиты?».
И тут нам придётся погрузить мусульманина в спорные вопросы акыды и фикха, постепенно доказывая истинность убеждений ашаритов и заблуждения псевдосалафитов. А на это нужно время и терпение.
Уровень образованности мусульман бывает разным, и поэтому не все могут понять суть объяснения. Например, некто может не понять, почему приводимый довод является доказательством. Как быть в этом случае?
Я предпочитаю другой метод объяснения. Надо подтолкнуть мусульманина к размышлению над двумя вопросами:
1. Кто на протяжении множества веков доносил до нас Ислам?
2. Какая группа была и остается наиболее крупной по числу последователей?
В Исламе знания передавались учёными из уст в уста на протяжении более тысячи лет. Это непрерывная научная традиция.
В хадисе Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) говорится:
يَحْمِلُ هَذَا الْعِلْمَ مِنْ كُلِّ خَلَفٍ عُدُولُهُ ، يَنْفُونَ عَنْهُ تَحْرِيفَ الْغَالِينَ وَانْتِحَالَ الْمُبْطِلِينَ وَتَأْوِيلَ الْجَاهِلِينَ
«Заслуживающие доверия учёные каждого последующего поколения будут нести это знание. Они будут исправлять то, что искажено впадающими в крайность фанатиками, опровергать измышления лжецов и толкования невежд».
(Источники: Аль-Байхаки, «Сунан аль-Кубра» (№ 19258), со слов Ибрахима ибн Абдурахмана аль-Узри; Зайд ибн Али ибн Хусейн, «Муснад» (№ 599), со слов Али ибн Аби Талиба; Ат-Тахави, «Мушкиль аль-Асар» (№ 3884), со слов Абу ад-Дарды).
Шейх уль-Ислам Яхья ибн Шараф ан-Навави (631 – 676 гг. х.) так прокомментировал этот хадис в книге «Тахзиб уль-асма ва люгат» (1/17):
وهذا إخبار منه – صلى الله عليه وسلم – بصيانة العلم وحفظه وعدالة ناقليه، وأن الله تعالى يوفق له فى كل عصر خلفاء من العدول يحملونه وينفون عنه التحريف وما بعده فلا يضيع، وهذا تصريح بعدالة حامليه فى كل عصر، وهكذا وقع ولله الحمد، وهذا من أعلام النبوة، ولا يضر مع هذا كون بعض الفساق يعرف شيئا من العلم، فإن الحديث إنما هو إخبار بأن العدول يحملونه لا أن غيرهم لا يعرف شيئا منه، والله أعلم.
«В этом хадисе Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сообщает нам, что знание будет сохранено, и что носители (передатчики) знаний заслуживают доверия, и что Аллах сделает так, что в каждом веке будут наместники, и ими станут учёные, заслуживающие доверия, несущие знания и исправляющие искажения, и знания не будут утеряны. В хадисе напрямую говорится, что в каждом столетии носители знаний будут заслуживать доверия. Хвала Аллаху, всё именно так, как сообщается в хадисе, и это один из признаков истинности пророчества. И то, что некоторые грешники владеют отдельными знаниями, никоим образом этот хадис не опровергает, так как в хадисе говорится о том, что заслуживающие доверия учёные будут носителями и передатчиками знаний, а не о том, что никто, кроме них, не будет обладать знаниями».
Из вышеприведённого хадиса мы можем сделать следующие выводы:
1) знания будут передаваться учёными из поколения в поколение ;
2) передатчики знаний, то есть учёные, будут заслуживать доверия;
3) носители знаний, о которых говорится в хадисе, будут противостоять выдумкам, искажениям и неверным толкованиям заблудших людей. Они будут направлять на истинный путь и сами следовать этому пути.
С самых первых веков Ислама мусульмане придавали огромное значение передаче знаний. Если мы изучим, кем были учёные, передававшие эти знания, то непременно обнаружим, что они – ашариты/матуридиты/асариты и последователи четырёх мазхабов из их числа. А их всегда было подавляющее большинство. Это факт, и от него никуда не уйти!
Нет в этой научной традиции места современным псевдосалафитам, и они сами это признают. По их представлениям истинное течение исчезло сразу после эпохи салафов (1, 2, 3 век по хиджре), и так было до появления Ибн Таймии (7-8 вв.). После него, до появления Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба (12 век), подавляющее большинство учёных пребывали в заблуждении и не знали истинной сути Единобожия.
Псевдосалафитский шейх Абдуллах ибн Джибрин говорил:
لما انقضى القرن الثالث آخر القرون المفضلة أميتت هذه الكتب مع الأسف، وأصبحت مخزونة لا يعترف بها ولا تُقرأ، ولا تُدرَّس إلا نادرًا وبصفة خفية، وتمكن مذهب الأشاعرة ومذهب المعتزلة أيما تمكن، وانتشر الإكباب عليه، وكثرت الدروس والكتب التي تؤلف فيما يتعلق بهذه العقائد؛ عقيدة الأشعرية وعقيدة المعتزلة، وكادت السُّنة وكُتبها أن لا يكون لها ذكر، بل كاد مذهب الإمام أحمد أن يضمحل، ولم يبق أحد عليه إلا قلة
«Когда кончился третий век хиджры – последний из (трёх) лучших веков – эти книги (книги, которые он любит – прим. пер.), к сожалению, были забыты (умерщвлены) и сложены подальше, и никто не признавал, не читал и не изучал их, разве что изредка и втайне. Ашаритская и мутазилитская школы прочно закрепились, и люди повсеместно сосредоточились на их изучении. Увеличилось количество уроков и книг, составленных по тем темам, которые были связаны с этими школами: ашаритской и мутазилитской. Что касается сунны и суннитских книг, то о них почти никто не вспоминал, более того, мазхаб имама Ахмада почти исчез, и не осталось никого, кто придерживался бы этой школы, кроме небольшого числа приверженцев».
⠀
Далее он сказал:
وبالتتبع لهذه القرون: الرابع والخامس والسادس وأغلب السابع لا تجد فيها من هو على مذهب السنة
«И после тщательного изучения этих веков – четвёртого, пятого, шестого и большей части седьмого – вы не найдёте никого, кто выражал бы позицию мазхаба Сунны». (См. «Аль-Иршад шарх Люмат аль-Итикад», стр. 14-15)
Другой псевдосалафитский шейх Хаммад аль-Ансари говорил:
قال العلامة حمادٌ الأنصاريُ : من أواخر الدولة العباسية إلى زمنٍ قريب، والدول الإسلامية على العقيدة الأشعرية أو عقيدة المعتزلة، ولهذا نعتقد أن الدولة السعودية نشرت العقيدة السلفية عقيدةَ السلف الصالح، بعد مدةٍ من الانقطاع والبعد عنها إلا عند ثلةٍ من الناس
«Начиная со времён заката аббасидского государства и до самых недавних пор исламские государства исповедовали ашаритскую или мутазилитскую акыду.
[Поэтому], исходя из сего факта, мы убеждены, что Саудовское государство занимается распространением салафитского вероубеждения, вероубеждения праведных предшественников, после большого периода отречения и отдалённости от него, за исключением [небольшой по сравнению с ашаритами и мутазилитами] группы людей, [которая придерживалась этой “салафитской” акыды]». (См. «Аль-Маджму’ фи тарджамати Алляма Хаммад ибн Мухаммад аль-Ансари», стр. 495).
Таким образом, согласно представлениям псевдосалафитов, истинная акыда Ахлю-Сунна, начиная с 4 века, была скрыта от мусульманской уммы на протяжении 400 лет. Затем в 8 веке появился Ибн Таймия и возродил их школу. После Ибн Таймии и до появления Ибн Абдуль-Ваххаба мусульмане почти 500 лет пребывали в неведении о том, что является истинной акыдой.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ ، فِيمَا أَعْلَمُ ، عَنْ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ : إِنَّ اللَّهَ يَبْعَثُ لِهَذِهِ الْأُمَّةِ عَلَى رَأْسِ كُلِّ مِائَةِ سَنَةٍ مَنْ يُجَدِّدُ لَهَا دِينَهَا
«Поистине, каждые сто лет Аллах будет посылать этой общине того, кто будет возрождать для неё её религию». (Абу Дауд, № 4291)
Практически все учёные, которых когда-либо называли обновителями религии (муджаддид) были из числа ашаритов/матуридитов/асаритов в части акыды и последователями одного из мазхабов – в части фикха.
Если принять то, что говорит псевдосалафит Ибн Джибрин, то возникает вопрос: куда же подевались обновители религии? Ведь четыре века, по его словам, не было тех, кто следовал пути Сунны. Субханаллах.
Мы предлагаем мусульманам задуматься над тем, как такое может быть, что десятки тысяч учёных, передававших знания во всех областях наук из века в век, вдруг оказались заблудшими сектантами? Возьмите любую исламскую науку, и вы увидите, что ашариты преуспели в ней и донесли её до нас.
Если мы объявим, что ашариты были заблудшими еретиками, то это подрывает всю исламскую традицию в целом. Всё знание окажется под сомнением. Это схоже с тем, как шииты объявляют лицемерами почти всех ближайших сподвижников Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) за исключением нескольких человек. Такое обвинение ставит под сомнение всё знание, весь Шариат, который был передан нам от этих сподвижников. И точно так же обстоит дело в случае с обвинением в ереси ашаритов/матуридитов/асаритов. Ведь это не были какие-то маргинальные группы – Ахлю-Сунна была представлена ими более тысячи лет.
На одной чаше весов Ахлю-Сунна валь-Джамаа (в лице ашаритов/матуридитов/асаритов и последователи четырёх мазхабов из их числа), на другой чаше весов Ибн Таймия, Ибн Кайим, Ибн Абдул-Ваххаб и современные саудовские шейхи.
После Ибн Таймии и Ибн Кайима почти не было тех, кто следовал их убеждениям. Так продолжалось до появления Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба в 12 веке хиджры. Это также отрезок времени длиной почти в 500 лет, на протяжении которого путь Сунны был якобы забыт, а учёные не знали истинную акыду и таухид.
Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб говорил в письме, написанном кадию Дариййи Абдуллаху бин Иса аль-Ханбали:
وأنا أُخْبِركم عن نفسِي – والله الذي لا إله إلا هو – لقد طلَبتُ العلمَ واعْتقدَ مَن عرَفني أنَّ لي معْرفةٌ وأنا ذلك الوقْتَ لا أعرِف معنى لا إله إلا الله ، ولا أعرِف دينَ الإسلامِ قبلَ هذا الخيْرِِ الذي منَّ اللهُ به . وكذلك مَشايِخي ما مِنهم رجلٌ عرَف ذلك ، فمَن زعَم مِن علماءِ العارضِ أنه عرَف معنى لا إله إلا الله أو عرَف معنى الإسلامِ قبْلَ هذا الوقتِ أو زعَم عن مشايِخه أن أحداً عرَف ذلك فقدْ كذَب وافتَرى ولبَّس على الناسِ ومدَح نفسَه بما ليس فيه
«И я расскажу вам о себе – клянусь Аллахом, кроме которого нет божества – поистине, я требовал знания, и те, кто знал меня, были убеждены в том, что у меня есть знания, но в то время я не ведал даже смысла слов “Ля иляха илля Ллах”, и я не знал религию Ислам до этого блага, которым наделил меня Аллах. И среди моих шейхов не было никого, кто знал бы это (смысл шахады). И тот из учёных в области Аль Арид (Наджд), кто утверждает, что знал смысл слов “Ля иляха илля Ллах” и смысл Ислама, до этого времени (времени его призыва – прим. пер.), или утверждает, что хотя бы один из его шейхов знал это, – поистине солгал, оклеветал, запутал людей и восхвалял себя, не имея на то оснований». (Муалляфатуш Шайхиль Имам Мухаммад бин Абдиль Ваххаб: 7/187; Мактабату Ибни Таймийя).
В другом письме, обращаясь к тому же учёному и его сыновьям, Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб говорит:
وأنتم ومشايِخُكم ومشايخُِِِهم لم يفهَموه ولم يميِّزوا بينَ دينِ محمدٍ – صلى الله عليه وسلم – ودينِ عمرِو بنِ لُحَيِّ الذي وضَعه للعرَبِ
«Вы, ваши шейхи и шейхи ваших шейхов не поняли и не можете отличить религию Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) от религии Амра ибн Люхайя, который придумал религию (идолопоклонничество) для арабов». (Муалляфатуш Шайхиль Имам Мухаммад бин Абдиль Ваххаб, 7/240).
Этот невежественный бедуин внёс такую смуту в нашу умму, что мусульмане до сих пор ощущают её последствия. Радуются же этому только сами псевдосалафиты и неверующие (кафиры).
Быть последователем величественного пути Ахлю-Сунна или же последователем бедуина, который утверждал, что не знал смысла слова «Ля иляха илля ллах», пока якобы Аллах не облагодетельствовал его?!
В ряде хадисов сообщается о том, что Аллах не объединит умму в заблуждении, и что нам нужно следовать за большинством.
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
إِنَّ أُمَّتِي لَا تَجْتَمِعُ عَلَى ضَلَالَةٍ، فَإِذَا رَأَيْتُمُ اخْتِلَافًا فَعَلَيْكُمْ بِالسَّوَادِ الْأَعْظَمِ
«Поистине, моя община не объединится в заблуждении, и когда вы увидите разногласия, следуйте за большинством». (Ибн Маджах, «Сунан», № 3950)
В другом хадисе говорится:
يد الله على الجماعة فاتبعوا السواد الأعظم ، فإنه من شذ شذ في النار
«Помощь Аллаха джамаату. Следуйте за большинством, поистине, тот, кто отделился от него, тот отделился в Ад». (Аль-Хаким, «Мустадрак», № 391)
Шейх Шуайб аль-Арнаут сказал в комментарии к хадису Ибн Маджи: «В совокупности [с другими] этот хадис укрепляется и считается доводом». (Тахкик к книге «Сияр» аз-Захаби, 12/196-197). Подробный анализ хадиса по ссылке.
Как мы и сказали, то, что ашариты/матуридиты/асариты и последователи четырёх мазхабов фикха из их числа были подавляющим большинством – неоспоримый факт.
Надеюсь, что это объяснение натолкнёт на размышления тех, кто до сих пор не определился в своём пути.