Вопрос: «Есть хадис, в котором говорится, что мусульмане перед Судным днём разделятся на 73 течения, которые попадут в Огонь, кроме одного. Как, по вашему мнению, называется это спасшееся течение?»
Ответ: «Этот хадис вывел имам Ахмад, ат-Тирмизи, Абу Дауд и группа хафизов, и он является достоверным. Хафиз ас-Суюты в книге “Аль-Джами ас-Сагыр” посчитал его хадисом-мутаватир.
Моё убеждение, которое не изменится с дозволения Аллаха, таково: “Община, спасшаяся от любого зла с точки зрения вероубеждения – Ахлю-Сунна валь-Джама’а. Под ними я понимаю последователей имама Абуль-Хасана аль-Ашари (да помилует его Аллах,) известных как ашариты; а также последователей имама Абу Мансура аль-Матуриди (да помилует его Аллах), известных как матуридиты. Последователями этих имамов являются большинство имамов религии, учёных мусульман и простых людей в различных уголках мира на протяжении всей истории Ислама, это известно людям, изучавшим истории учёных и их биографии.
Имам, шейх аль-Ислам Таджуддин ас-Субки, разъясняя это в книге “Муид аль-ниам ва мубид-никам” (стр. 75), говорит: “Ханафиты, шафииты, маликиты и лучшие из ханбалитов, хвала Аллаху, в вероубеждениях являются одним целым, все они придерживаются идей Ахлю-Сунна валь-Джама’а, поклоняются Аллаху согласно методологии шейха сунны Абуль-Хасана аль-Ашари (да помилует его Аллах), от которого отклоняется только чернь из числа ханафитов и шафиитов, впавшая в идеи мутализитов, и также чернь из ханбалитов, которая впала в идеи муджассима. Касательно же маликитов, то Аллах очистил их, и мы не можем найти ни одного маликита, который не является ашаритом в вероубеждении. В целом вероубеждение имама аль-Ашари заключает в себе акыду имама Абу Джафара ат-Тахави, которую учёные мазхабов передают из уст в уста и которой они довольствуются как своей верой”.
Мои слова не означают, что я выношу суждение о неверии остальных групп мусульман или что они будут гореть в Огне. Я чист перед Аллахом от обвинений мусульман в неверии без доказательств, в которых уверен. Также я чист перед Ним от спешки в обвинении в неверии приверженцев исламской киблы, которые не руководствуются методологией Ахлю-Сунны. Я лишь хочу сказать, что ашариты и матуридиты являются не сторонниками нововведений, а последователями Сунны.
А те же, кто противоречит им, например, шииты, мутазилиты, муджассима и другие известные течения – нововведенцы, которые не признают, что впали в новшества в своих убеждениях. Но они не выходят из Ислама, кроме тех, кто выделился редкими мнениями и отверг единогласные решения мусульманских ученых или то, что общеизвестно из религии (например, обязательных намаза, поста или закята).
Например, некоторые из них известны словами об искажённости Корана, другие – прямыми заявлениями о том, что Всевышний является телом, как и другие тела, со всеми вытекающими телесными признаками (качествами), которые в реальности ложны.
Итог в том, что в День суда с точки зрения вероубеждения спасутся сторонники Ахлю-Сунна – ашариты и матуридиты, касательно же остальных групп, которые противоречат им – если их противоречие не ведёт к неверию, то они мусульмане. Они нововведенцы, которые будут наказаны в Огне, но не останутся там навечно. А если их противоречие Корану и сунне порождает неверие – пусть Аллах убережёт нас от этого – то они неверующие и останутся в Огне навсегда».