Каламические термины в словах саляфов

Ибн Таймия говорит:

فإنه لا يوجد في كلام النبي صلى الله عليه وسلم، ولا أحد من الصحابة والتابعين، ولا أحد من الأئمة المتبوعين، أنه علق بمسمى لفظ الجوهر والجسم والتحيز والعرض ونحو ذلك شيئا من أصول الدين، لا الدلائل ولا المسائل

«Нельзя найти ни в словах Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), ни в словах его сподвижников, табиинов или кого-то из признанных имамов, чтобы с такими понятиями, как частица (джавхар), тело (джисм), материализация (тахаййуз), акциденция (арад) были связаны какие-то вопросы из основ веры – ни как метод доказательства, ни как положения веры».[1]

Это общеизвестная позиция современных ваххабитов, которые, слепо следуя ибн Таймие, считают, что лишь мутакаллимы используют при описании Всевышнего Аллаха отрицание таких понятий, как телесность или составленность (таркиб). И они считают, что утверждения о том, что Аллах не является телом либо его атрибуты не телесны, и отрицание наличия органов у Аллаха – всё это новшества мутакаллимов, а имамы хадиса при подтверждении атрибутов Аллаха и отрицании недостатков использовали только слова, которые прямо используются в Коране и сунне. Так их учил ибн Таймия.

Чтобы проверить этот тезис, обратимся к книге, авторитетной как для ибн Таймии, так и для его последователей, а именно к книге имама ад-Дарими, на которую мы уже ссылались.

Сама книга имама ад-Дарими построена как опровержение некоторых тезисов.

Одно из обвинений Бишра аль-Мариси в адрес Ахлю-Хадис заключается в следующем.

Ад-Дарими говорит:

ثُمَّ قُلْتَ: ”وَلم يجِئ خير عَنِ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَغَيْرِهِ: أَنَّهُ يَسْمَعُ بِسَمْعٍ، ويبصر بصر، ولكنكمن قَضَيْتُمْ عَلَى اللَّهِ بِالْمَعْنَى الَّذِي وَجَدْتُمُوهُ فِي أَنْفُسِكُمْ“

«Затем ты (аль-Мариси) сказал: “Не передаётся ни от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), ни от других ничего о том, что Аллах слышит ушами, видит глазами. Но вы стали приписывать Аллаху то, что находите в самих себе”»[2].

Это обвинение Бишра аль-Мариси в адрес имамов хадиса заключалось в том, что они являются муджассима (антропоморфистами) и мушаббиха (уподобляющими), потому что они приписывают Аллаху те же смыслы, которыми обладают они (люди) сами.

Имам ад-Дарими отвечает ему:

أما دعواك علينا أنا قضينا عليه بالمعنى الذي وجدناه في أنفسنا فهذا لا يقضي به إلا من هو ضال مصلك. غير أن الله تبارك اسمه أخبر عن نفسه أنه، يسمع بسمع ويبصر ببصر، واتصلت عن رسول الله صلى الله عليه وسلم بذلك أخبار متصلة فإن حرمك الله معرفتها فما ذنبنا؟

«Твоё заявление о том, что мы приписываем Аллаху те же смыслы, которые находим в себе, может подтвердить лишь такой же заблудший, как ты сам. Но Аллах сообщил о Себе, что Он слышит слухом и видит видением, также об этом передаются достоверные хадисы от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). А если Аллах не дал тебе возможность узнать об этих хадисах, то в чём наша вина?»[3]

Итак, мы видим, что имам ад-Дарими опровергает тот факт, что они при описании себя и Аллаха используют общий смысл.

Также имам ад-Дарими говорит ему:

أَو لم تَسْمَعْ أَيُّهَا الْمَرِيسِيُّ قَوْلَ اللَّهِ تَعَالَى {لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَيْءٌ} وَكَمَا لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَيْءٌ لَيْسَ كَسَمْعِهِ سَمْعٌ، وَلَا كَبَصَرِهِ بَصَرٌ وَلَا لَهُمَا عِنْدَ الْخَلْقِ قِيَاسٌ وَلَا مِثَالٌ، وَلَا شَبِيهٌ، فَكَيْفَ تَقِيسُهُمَا أَنْتَ بِشَبَهِ مَا تَعْرِفُ مِنْ نَفْسِكَ، وَقَدْ عِبْتَ عَلَى غَيْرك

«Разве ты не слышал аят: “Нет ничего, подобного Ему”? Его слух не подобен слуху творений, а его видение не подобно видению творений. Люди не могут на основе аналогий, сравнений или уподоблений понять эти атрибуты. Так как же ты можешь сравнивать эти качества с подобием, которое находишь в себе, а потом обвинять в этом же других?»[4]

Итак, мы знаем, что имам ад-Дарими не отрицал атрибуты Аллаха, и при этом он отвергал мысль, что смыслы атрибутов Аллаха, это смыслы, которые мы находим в самих себе. Так в чём же граница между этими значениями в понимании имама ад-Дарими?

Имам ад-Дарими говорит:

وأما تشنيعك على هؤلاء المقرين بصفات الله عز وجل المؤمنين بما قال الله: أنهم يتوهمون فيها جوارح وأعضاء، فقد ادعيت عليهم في ذلك زورا، باطلا، وأنت من أعلم الناس بم يريدون بها، إنما يثبتون منها ما أنت له معطل وبه مكذب، ولا يتوهمون فيها إلا ما عنى الله تعالى ورسوله صلى الله عليه وسلم، ولا يدعون جوارح، ولا أعطاء كما تقولت عليهم، غير أنك لا تألو في التشنيع عليهم بالكذب، ليكونن أروج لضلالتك عند الجهال

«Что касается твоих оскорблений в адрес тех, кто признаёт сифаты Аллаха и верит в то, что сказал Всевышний Аллах, что они якобы считают их органами и частями, то это ложь и поклёп! Ты лучше всех знаешь, что именно они имеют в виду: они подтверждают то, что ты отрицаешь и отвергаешь! И они подтверждают лишь то, что имел в виду Аллах и Его Посланник (да благословит его Аллах и приветствует), и они не говорят, что это органы и части, как ты наговорил на них, но ты не чураешься лжи, чтобы с её помощью распространять своё заблуждение среди невежд».[5]

Итак, в этом отрывке имам ад-Дарими говорит, что Бишр аль-Мариси утверждает, что имамы ахлю-хадис верят в то, что атрибуты Аллаха, например, рука, – это органы и части тела, но имам ад-Дарими говорит, что это всё ложь, а имамы утверждают ровно то, что отрицают мутазилиты, но чтобы запутать невежд и привлечь их в свой стан, они начинают говорить, что имамы сунны понимают атрибуты как органы.

А что же отрицают мутазилиты и утверждают имамы сунны? Сифаты. Для мутазилитов является одинаковым ташбихом сказать, что у Аллаха есть знание, могущество, воля, рука (йад) или другие смысловые атрибуты. И именно на это указывает имам ад-Дарими. Это правило ашаритской акыды, которое гласит, что атрибуты Аллаха не идентичны Ему, но и не существуют отдельно от Него.

Этот смысл имам ад-Дарими выразил следующим образом:

وَلَا يُقَالُ أَيُّهَا الْمُعَارِضُ: إِنَّ الْقُرْآنَ هُوَ اللَّهُ فَيَسْتَحِيلَ. وَلَا هُوَ غَيْرُ اللَّهِ فَيُلْزِمَ الْقَائِلَ أَنَّهُ مَخْلُوق. وَلَكِن يُقَال: كلَاما لله عِلْمٌ مِنْ عِلْمِهِ، وَصِفَةٌ مِنْ صِفَاته، وَأَن الله بجيمع صِفَاتِهِ إِلَهٌ وَاحِدٌ غَيْرُ مَخْلُوقٍ، لَا شَكَّ فِيهِ.

«Нельзя говорить, что Коран – это сам Аллах! Это невозможно! Но это и не то, что существует отдельно от Аллаха, чтобы кто-то мог назвать это сотворённым. Надо говорить так: “Речь Аллаха – часть Его знания и один из Его атрибутов. И Аллах со всеми Своими атрибутами – Единый Бог!”»[6].

Некоторые могут сказать, что имам ад-Дарими сказал: «Мы не подтверждаем наличие органов», но он же не сказал: «Мы их отрицаем».

Читаем дальше.

Имам ад-Дарими, описывая Коран как несотворённую речь, говорит:

الْقُرْآنَ كَلَامُ اللَّهِ لَيْسَ لَهُ صُورَةٌ، وَلَا جِسْمٌ، وَلَا يَتَحَوَّلُ صُورَةً أَبَدًا

«Коран – это речь Аллаха, и нет (у этого качества) ни образа (сура), ни тела (джисм), и он не превратится в образ никогда».[7]

Также в этом контексте имам ад-Дарими говорит:

وَنَفْسُ الْقُرْآنِ كَلَامٌ غَيْرُ مجسم فِي كل أَحْوَاله

«Сам же Коран – это нетелесная речь, которая всегда будет таковой оставаться».[8]

Итак, мы видим, что имам ад-Дарими опровергает в отношении одного из атрибутов Аллаха телесность. И он не говорит, как ибн Таймия и его последователи: «Мы не говорим “тело”, но и не отрицаем его, потому что в Коране нет отрицания или подтверждения телесности».

Также имам ад-Дарими говорит:

وَأَمَّا دَعْوَاكَ أَنَّهُمْ يَقُولُونَ: جَارِحٌ مُرَكَّبٌ فَهَذَا كُفْرٌ لَا يَقُولُهُ أحد من الْمُسلمين وَلَكنَّا نُثْبِتُ لَهُ السَّمْعَ وَالْبَصَرَ وَالْعَيْنَ بِلَا تَكْيِيفٍ، كَمَا أَثْبَتَهُ لِنَفْسِهِ فِيمَا أَنْزَلَ مِنْ كِتَابِهِ، وَأَثْبَتَهُ لَهُ الرَّسُول، وَهَذَا الَّذِي تُكَرِّرُهُ مَرَّةً بَعْدَ مَرَّةٍ جَارِحٌ وَعُضْوٌ وَمَا أَشْبَهَهُ، حَشْوٌ وَخُرَافَاتٌ، وَتَشْنِيعٌ لَا يَقُولُهُ أَحَدٌ مِنَ الْعَالَمِينَ: وَقَدْ رَوَيْنَا رِوَايَاتِ٧ السَّمْعِ وَالْبَصَرِ وَالْعَيْنِ فِي صَدْرِ هَذَا الْكِتَابِ بِأَسَانِيدِهَا وَأَلْفَاظِهَا عَنْ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، فَنَقُولُ كَمَا قَالَ، وَنَعْنِي بِهَا كَمَا عَنَى وَالتَّكْيِيفُ عَنَّا مَرْفُوعٌ، وَذِكْرُ الْجَوَارِحِ وَالْأَعْضَاءِ تكلّف مِنْك، وتشنيع.

«А твоё заявление, что они (то есть ахлю-хадис) приписывают (Аллаху) сочленённый орган (джарих мураккаб) – неверие! Подобного не говорит никто из мусульман! Мы лишь подтверждаем в отношении Аллаха слух, зрение, глаз (айн), но без материализации (такииф) – так, как Он сам описал Себя в Своей Книге, и как об этом сообщил Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). А то, что ты раз за разом повторяешь “орган”, “часть” и т. п. – это бред и оскорбление! Такого никто не говорит!

В начале книги мы уже привели хадисы с иснадами и точными словами, в которых подтверждается слух, видение и глаз в отношении Аллаха. И мы говорим лишь это и имеем в виду то, что Он имел в виду, а материализация (такииф) в отношении Аллаха неприменима! Упоминание тобой органов и частей оскорбительно».[9]

Имам ад-Дарими не просто отрицает органы и составленность (таркиб) Аллаха из частей, он считает это неверием и не может себе представить, чтобы подобное мог сказать верующий человек!

Также имам ад-Дарими говорит в контексте приписывания Аллаху наличия глаза (айн):

وَأَمَّا جَارِحٌ كَجَارِحِ الْعَيْنِ مِنَ الْإِنْسَانِ عَلَى التَّرْكِيبِ فَهَذَا كَذِبٌ ادَّعَيْتَهُ عَمْدًا، لِمَا أَنَّكَ تَعْلَمُ أَنَّ أَحَدًا لَا يَقُولُهُ، غَيْرَ أَنَّكَ لَا تَأْلُو مَا شَنَّعْتَ، لِيَكُونَ أَنْجَعَ لِضَلَالَتِكَ فِي قُلْوبِ الْجُهَّالِ، وَالْكَذِبُ لَا يَصْلُحُ مِنْهُ جِدٌّ وَلَا هَزْلٌ، فَمِنْ أَيِّ النَّاسِ سَمِعْتَ أَنَّهُ قَالَ: جَارِحٌ مُرَكَّبٌ؟ فأشِرْ إِلَيْهِ، فَإِنَّ قَائِلَهُ كَافِرٌ، فَكَمْ تكَرر قَوْلك: جسم مركب، وأعشاء وَجَوَارِحُ، وَأَجْزَاءٌ، كَأَنَّكَ تُهَوِّلُ بِهَذَا التَّشْنِيعِ عَلَيْنَا أَنْ نَكُفَّ عَنْ وَصْفِ اللَّهِ بِمَا وَصَفَ نَفْسَهُ فِي كِتَابِهِ، وَمَا وَصَفَهُ الرَّسُولُ. وَنَحْنُ وَإِنْ لَمْ نَصِفِ اللَّهَ بِجِسْمٍ كَأَجْسَامِ الْمَخْلُوقِينَ، وَلَا بِعُضْوٍ وَلَا بِجَارِحَةٍ؛ لَكِنَّا نَصِفُهُ بِمَا يَغِيظُكَ مِنْ هَذِهِ الصِّفَاتِ الَّتِي أَنْتَ ودُعَاتُك لَهَا مُنْكِرُونَ،

«А что касается составного органа, каким является глаз человека, то ты ложно приписал нам это утверждение! Ты знаешь, что подобного никто не говорит! Но тебе всё равно, какие оскорбления озвучивать для сеяния своих заблуждений в сердцах невежд!

От кого ты слышал слова “составной орган”? Покажи его! Кто так говорит, тот кафир! Как же часто ты повторяешь: “тело” (джисм)”, “составной” (мураккаб), “органы”, “части”. Ты как будто хочешь напугать нас этими оскорблениями, чтобы мы перестали придавать Аллаху те атрибуты, которыми Он сам себя описал!

Мы, хоть и не описываем Аллаха телесностью, подобно телам творений, ни придаем Аллаху ни органов, ни частей, но описываем Его теми качествами, упоминание которых тебя злит и которые ты и твои сообщники отрицают!»[10].

Из этих цитат видно, что имам ад-Дарими отрицает, что Аллах является телом или состоит из частей, а также отрицает материальность атрибутов Аллаха, не видя разницы между речью, знанием или глазом, и не делит атрибуты, как ибн Таймия, на смысловые и материальные.

И поэтому заявление ибн Таймии о том, что саляфы не отрицали материализацию и наличие тела, его частей, органов, связано с тем, что он сам верил в смысл этих слов в отношении Аллаха, а этой путаницей пытался ввести людей в заблуждение.

Никто из саляфов не сомневался в том, что Аллах не является телом, а его атрибуты – это не органы.

Согласно основам ваххабитской методологии, имам ад-Дарими – это мухаддис, который подвергся влиянию куллябизма и ильм аль-калам.

 

[1] «Маджмуа аль-Фатава», 3/191.

[2] «Накд ад-Дарими», стр. 214.

[3] «Накд ад-Дарими», стр. 214.

[4] «Накд ад-Дарими», стр. 218.

[5] «Накд ад-Дарими», стр. 264.

[6] «Накд ад-Дарими», стр. 401.

[7] «Накд ад-Дарими», стр. 420.

[8] «Накд ад-Дарими», стр. 420.

[9] «Накд ад-Дарими», стр. 507.

[10] «Накд ад-Дарими», стр. 614.

Похожие материалы