С именем Аллаха, Милостивого и Милующего. Да благословит Аллах и приветствует Своего Посланника, его семейство и сподвижников. А затем.
Клятва играет важную роль в Исламе, представляя собой торжественное обещание или заявление, подтвержденное именем Аллаха, которое человек произносит для того, чтобы удостоверить свои намерения, слова или действия. Клятва в Исламе — это не просто формальность, но серьезное обязательство, нарушение которого требует искупления. В нашей религии клятва подчеркивает значимость и важность правдивости и честности. Многие люди пренебрежительно относятся к клятвам и с легкостью их нарушают, а кто-то без угрызения совести ложно клянется именем Аллаха для того, чтобы достичь своих корыстных целей. Мусульманин, давая клятву, призывает Аллаха в свидетели своей искренности — это действие связано с огромной ответственностью, потому что использование имени Аллаха в качестве клятвы накладывает на человека обязанность строго держать свое слово. Потому верующий должен всячески оберегать свою клятву и не разбрасываться такими словами.
В этой статье мы рассмотрим различные аспекты клятвы в Исламе, ее значение, виды и правила.
Что такое клятва?
Имам Камалуддин ад-Дамири аш-Шафии (742–808 гг. х.) пишет:
و هي في الشرع: تحقيق ما يحتمل المخالفة أو تأكيده بذكر اسم الله تعالى أو صفة من صفاته
«Клятва в Шариате — это подтверждение того, что может оказаться ложным, или же его удостоверение с упоминанием имени Аллаха или одного из Его атрибутов»[1].
Другой шафиитский ученый, имам аль-Хатыб аш-Ширбини (ум. в 977 г. х.) дает определение клятвы и пишет:
تَحْقِيقُ أَمْرٍ غَيْرِ ثَابِتٍ مَاضِيًا كَانَ أَوْ مُسْتَقْبَلًا نَفْيًا أَوْ إثْبَاتًا مُمْكِنًا كَحَلِفِهِ لَيَدْخُلَنَّ الدَّارَ، أَوْ مُمْتَنِعًا كَحَلِفِهِ لَيَقْتُلَنَّ الْمَيِّتَ، صَادِقَةً كَانَتْ أَوْ كَاذِبَةً مَعَ الْعِلْمِ بِالْحَالِ أَوْ الْجَهْلِ بِهِ
«Подтверждение неустановленного факта в прошедшем или в будущем времени, отрицая это или утверждая, будь это возможным, например, клятва войти в дом, или невозможным, как, например клятва убить умершего. Также нет разницы, правдивой была клятва или ложной, с осознанием истинной сути обстоятельств или нет»[2].
Доказательства из Корана и Сунны о законности клятвы
Всевышний Аллах сказал:
لَا يُؤَاخِذُكُمُ اللَّهُ بِاللَّغْوِ فِي أَيْمَانِكُمْ وَلَٰكِنْ يُؤَاخِذُكُمْ بِمَا عَقَّدْتُمُ الْأَيْمَانَ
«Аллах не взыщет с вас за ненамеренные клятвы, но взыщет за то, что вы скрепили намеренными клятвами»[3].
От ибн Умара сообщается следующее:
كثِيرًا مِمَّا كَانَ النَّبِيُّ ﷺ يَحْلِفُ: لَا وَمُقَلِّبِ الْقُلُوبِ
«Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) часто клялся словами: “Нет, клянусь Тем, Кто переворачивает сердца”»[4].
Шейх аль-Ислам Закарийя аль-Ансари (823–926 гг. х.) пишет:
وفيه مشروعية اليمين وأنه – صلى الله عليه وسلم – كان كثيرًا ما يحلف بهذا اللفظ
«В этом хадисе есть указание на законность клятвы, а также то, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) часто клялся, используя эти слова»[5].
От Икримы сообщается, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил:
والله لأَغْزُوَنَّ قُرَيْشًا، والله لأغْزُوَنَّ قُرَيْشًا، والله لأغْزُوَنَّ قُرَيْشًا” … ثُمَّ قال: “إِنْ شاءَ اللهُ
«Клянусь Аллахом, я пойду войной на курайшитов! Клянусь Аллахом, я пойду войной на курайшитов! Клянусь Аллахом, я пойду войной на курайшитов!», после чего добавил: «Если пожелает Аллах»[6].
Имам ибн Раслян аш-Шафии (773–844 гг. х.) пишет, комментируя этот хадис:
فيه استحباب اليمين في الأمور المهمة تأكيدًا لأمرها باللفظ وتصميم الهمة
«В этом хадисе есть указание на желательность использовать клятвы в важных делах, чтобы подтвердить их значимость словами и укрепить решимость»[7].
Мусульманские ученые единогласны в действительности клятвы.
Имам Абуль-Хусайн аль-Имрани (489–558 гг. х.) пишет:
وأجمعة الأمة على انعقاد اليمين
«Имеется единогласие всей мусульманской общины относительно действительности клятв»[8].
Составные части клятвы
1. Дающий клятву
В отношении того, кто дает клятву, выдвигаются следующие условия:
• Таклиф (наличие разума и достижение совершеннолетия);
• Наличие свободы выбора;
• Намерение;
• Произношение клятвы.
Имам ибн Рифа (645–710 гг. х.) пишет:
تصح اليمين من كل بالغ، عاقل، مختار، قاصد إلى اليمين
«Действительна клятва каждого совершеннолетнего, разумного, имеющего свободу выбора и сделавшего намерение на клятву»[9].
Имам аль-Баджури (1198–1277 гг. х.) добавляет еще одно условие, что дающий клятву должен словесно произнести ее[10].
Таким образом недействительна клятва ребенка; того, кто одержим джинами; того, кого заставили произнести слова клятвы, а также пустая клятва. Далее мы поясним, что из себя представляет последнее.
2. Слова клятвы
Клятва становится действительной в случае, если человек клянется:
• Сущностью Аллаха (например, словами: «Клянусь Сущностью Аллаха», или: «Клянусь Аллахом»};
• Именем Аллаха (например, словами: «Клянусь Милостивым»);
• Атрибутами Аллаха (например, словами: «Клянусь могуществом Аллаха»);
Шейх аль-Ислам Закарийя аль-Ансари пишет:
وتنعقد بأربعة أنواع: بما اختص الله تعالى به و لو مشتقا أو من غير أسمائه الحسنى؛ كو الله، و رب العالمين، و الحي الذي لا يموت، و من نفسي بيده، و الذي أعبده أو أسجد له بما هو فيه تعالى عند الإطلاق أغلب ؛ كالرحيم، و الخالق، و الرازق، و الرب، ما لم يرد بها غيره تعالى، لانها تستعمل في غيره مقيدا كرحيم القلب، و خالق الإفك، و رازق الجيش، و رب الإبل. أو بما هو فيه تعالى و في غيره سواء، كالموجود و العالم و الحي إن أراده تعالى، بخلاف ما إذا أراد بها غيره أو أطلق وبصفته الذاتية ؛ كعظمنه، و عزته، و كلامه، و مشيئته، و علمه و قدرته
«Клятва может заключаться в четырех формах:
1. Упоминание того, что исключительно принадлежит Аллаху, даже если это производное имя и не относится к Его прекрасным именам, например: “Клянусь Аллахом”, “Клянусь Господом миров”, “Клянусь Живым, Который не умирает”, “Клянусь Тем, в Чьей власти моя душа”, а также: “Клянусь Тем, Кому я поклоняюсь и перед Кем падаю ниц”.
2. Применение слов, которые при использовании в абсолютном смысле чаще всего относятся к Аллаху, например: “Милующий”, “Творец”, “Дарующий пропитание”, “Господь”, если при этом не имеется в виду кто-то, кроме Аллаха, поскольку эти имена в привязке (с уточнением) используются и в отношении кому-либо, кроме Аллаха, например: “Милосердный сердцем”, “Создатель лжи”, “Кормилец армии”, “Господин верблюдов” и так далее.
3. Если клятва включает имя, которое одинаково употребляется как в отношении Аллаха, так и в отношении творений, например: “Существующий”, “Знающий”, “Живой”, если имеется в виду Аллах. В противном случае, если под этими словами подразумеваются творения, или они используются в абсолютной форме без уточнения, то подобная клятва не засчитывается.
4. В случае, если в клятве используются Его сущностные атрибуты, например: “Его величие”, “Его могущество”, “Его Речь”, “Его воля”, “Его знание” или “Его власть”»[11].
• Кораном;
Имам Абу Бакр аш-Шаши (429–507 гг. х.) пишет:
وإن حلف بكلام اللَّه، أو بالقرآن، كان يمينًا
«Действительна клятва того, кто поклянется Речью Аллаха или Кораном»[12].
Такая клятва действительна с условием, что человек не будет вкладывать в слово «Коран» или «мусхаф» другое значение, поскольку иногда слово «Коран» используется в значении проповеди и молитвы, а под мусхафом могут иметь в виду листы и обложку Корана.
Шейх аль-Ислам Закарийя аль-Ансари пишет:
إلا أن يريد بالقرآن الخطبة و الصلاة، و بالمصحف الورق و الجلد
«Клятва Кораном или мусхафом действительна, если только под Кораном не будут иметь в виду проповедь или молитву, а под мусхафом — листы и обложку»[13].
• Буквами «вау» «ба» и «та»;
Шейх аль-Ислам ан-Навави (631–676 гг. х.) пишет:
قال أهل السان: حروف القسم ثلاثة: الباء، و الواو، و التاء المثنة فوق
«Филологи арабского языка сказали, что буквы “вау”, “ба” и “та” являются буквами, которые используются для клятвы»[14].
Имеется в виду клятвы, когда человек говорит: «Валлахи», «Билляхи» и «Таллахи».
• Творениями;
Имам аль-Маварди (364–450 гг. х.) пишет:
وهو كما قال، اليمين بغير الله من المخلوقات كلها مكروهة، سواء حلف بمعظم كالملائكة، والأنبياء، أو بغير معظم، لرواية الشافعي عن مالك عن نافع عن ابن عمر أن رسول الله – صلى الله عليه وسلم – ” أدرك عمر بن الخطاب وهو يسير في ركب، وحلف بأبيه، فقال: ” إن الله ينهاكم أن تحلفوا بآبائكم، من كان حالفا فليحلف بالله أو ليصمت “.وروى الشافعي عن سفيان عن الزهري، عن سالم، عن أبيه، قال: سمع النبي الله عمر يحلف بأبيه، فقال: ” إن الله ينهاكم أن تحلفوا بآبائكم ” قال عمر: فوالله ما حلفت بها ذاكرا ولا آثرا، وفيه تأويلان: أحدهما: يعني: عامدا، ولا ناسيا. والثاني: معتقدا لنفسي، ولا حاكيا عن غيري. وروى ابن عمر أن النبي – صلى الله عليه وسلم – قال: ” من حلف بغير الله فقد أشرك “، وفيه تأويلان: أحدهما: فقد أشرك بين الله وبين غيره في التعظيم، وإن لم يصر من المشركين الكافرين. والثاني: فقد أشرك بالله، فصار كافرا به إن اعتقد لزوم يمينه بغير الله كاعتقاد لزومها بالله
«И как сказал имам аш-Шафии (да смилуется над ним Аллах}, клятва творениями, а не Аллахом, является нежелательной, будь это клятва почитаемым, например, ангелами и пророками, или же непочитаемым, согласно риваяту, который передается от аш-Шафии от Малика от Нафиа (да смилуется над ними Аллах) от ибн Умара (да будет доволен Аллах им и его отцом), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) застал Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах) идущим по дороге, который поклялся своим отцом. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал ему: “Поистине, Аллах запретил вам клясться своими родителями, а тот, кто желает клясться, пусть сделает это именем Аллаха или же хранит молчание”. И Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: “И, клянусь Аллахом, с тех пор я не сделал этого (не поклялся кем-то, кроме Аллаха) ни закиран, ни асиран”. И это можно объяснить двумя способами: ни умышленно, ни по забывчивости; ни от своего имени, ни от имени других.
От ибн Умара (да будет доволен Аллах им и его отцом) передается, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Кто поклялся кем-то кроме Аллаха, тот совершил многобожие (ширк)”. В этом есть два объяснения: имеется в виду, что тот, кто поклялся кем-то, кроме Аллаха, приобщил в возвеличивании к Аллаху кого-то другого, даже если он не стал тем самым многобожником-неверующим; тот, кто поклялся кем-то, кроме Аллаха, придал сотоварища Аллаху и стал неверующим из-за этого, если при этом он был убежден в том, что будет придерживаться этой клятвы подобно клятве, сделанной с именем Аллаха»[15].
Имам Камалуддин ад-Дамири пишет:
فمن حلف بغير الله… لا ينعقد يمينه و لا تتعلق الكفارة بالحنث فيه
«Не засчитывается клятва того, кто поклялся не именем Аллаха, и не налагается на него обязательство искупить ее нарушение»[16].
3. Объект клятвы
Для действительности клятвы ученые выдвигают условие, чтобы объект клятвы не относился к категории того, что обязательно должно произойти. Например, если человек скажет: «Клянусь Аллахом, я умру», то это не будет считаться клятвой, поскольку в данном случае невозможно вообразить нарушение клятвы, и это никоим образом не считается пренебрежением именем Аллаха, в отличии от того, что согласно эмпирическим данным является невозможным. Таким образом, для того, чтобы клятва была действительна, и в отношении нее налагалось искупление в случае нарушения, объект клятвы должен относиться к категории допустимого или обычно невозможного.
Имам аль-Баджури пишет:
و في المحلوف عليه: ألا يكون وقوعه واجبا بأن يكون محتملا كقوله: و الله لأدخلنَّ الدار، أو مستحيلا كقوله: و الله لأقتلن الميت أو لأصعدنَّ السماء.. فإنه يمين و تلزم به الكفارة في الحال؛ لإخلاله تعظيم الإسم، بخلاف الواجب كقوله: و الله لأموتنَّ فليس بيمين؛ لأنه لا يتصور فيه الحنث فلا يخل بالتعظيم
«В отношении того, на что была принесена клятва, обуславливается, чтобы оно не относилось к тому, что обязательно должно произойти, а было из категории допустимого или обычно невозможного. Например: “Клянусь Аллахом, я обязательно зайду в дом” (пример для возможного), и: “Клянусь Аллахом, я убью покойника или самостоятельно поднимусь на небеса” (пример для обычно невозможного). Это считается клятвой, и в таком случае необходимо сразу же принести искупление, поскольку в этом есть пренебрежение именем Аллаха, в отличие от клятвы относительно того, что обязательно должно произойти, например, словами: “Клянусь Аллахом, я умру или не смогу самостоятельно подняться на небеса”. Это не является клятвой, так как в этом случае невозможно ее нарушение, и, следовательно, в этом нет пренебрежения именем Аллаха»[17].
Шариатское положение произнесения клятв
Согласно шафиитскому мазхабу, основа в клятвах — это нежелательность, однако порой клятва может быть дозволенной, желательной, а иногда и вовсе запретной.
Имам аш-Шафии (150-204 гг.х.) пишет:
وَأَكْرَهُ الْأَيْمَانَ بِاَللَّهِ عَلَى كُلِّ حَالٍ إلَّا فِيمَا كَانَ لِلَّهِ طَاعَةً مِثْلَ الْبَيْعَةِ عَلَى الْجِهَادِ وَمَا أَشْبَهَ ذَلِكَ
«Я считаю нежелательными клятвы именем Аллаха в любых случаях, кроме тех, где клятва связана с повиновением Аллаху, например, при присяге на участие в джихаде и тому подобное»[18].
Также имам аш-Шафии сказал:
ما حلفت بالله قط صادقا ولا كاذبا
«Я не клялся именем Аллаха ни в правде, ни во лжи»[19].
Имам аль-Багави (ум. в 516 г. х.) сказал:
اليمين في الجملة مكروهة إلا فيما لله فيه طاعة؛ كما قال النبي- صلى الله عليه وسلم-: “والله لأغزون قريشاً، والله لأغزون قريشاً “.
«В основе клятва является нежелательной, кроме случаев, когда она связана с повиновением Аллаху. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Клянусь Аллахом, я пойду войной на курайшитов! Клянусь Аллахом, я пойду войной на курайшитов!”»[20]
Выше мы приводили толкование ибн Расляна к этому хадису, что в этом хадисе есть указание на желательность использовать клятвы в важных делах для того, чтобы подтверждать их значимость словами и укрепллять решимость.
Аль-Хатыб аш-Ширбини пишет:
منها ما هو معصية، و منها ما هو مباح، و منها ما هو مستحب، و قد تجب
«Клятвы бывают нежелательными, дозволенными, желательными, а порою и обязательными»[21].
Шейхуль-Ислям Закарийя аль-Ансари пишет:
و تُكْرَهُ اليمين؛ قال الله تعالى: إلا في طاعة؛ من فعلٍ واجبٍ أو من مندوبٍ أو ترك حرامٍ أو مكروهٍ… فطاعةٌ وفي دعوى عند حاكمٍ وفي حاجة كتوكيد كلام ، كقوله ﷺ « و الله لا يملُّ الله حتى تملوا» أو كقوله ﷺ : و الله لو تعلمون ما أعلم لضحكتم قليلا و لبكيتم كثيرا » فلا تكره فيهما فإن حلف على ارتكاب معصية … عصى بحلفه و لزمه حنث و كفارة لخبر الصحيحين: من حلف على يمين فرأى غيرها خيرا منها… فليأتي الذي هو خير، و ليكفر عن يمينه
«Клятва считается нежелательным поступком за исключением следующих случаев:
• В повиновении, когда речь идет о совершении обязательного или желательного действия или же об оставлении запретного и нежелательного — тогда это будет считаться поклонением.
• В судебном разбирательстве.
• В случае необходимости, например, для того, чтобы придать речи оттенок усиления, как сказал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): “Клянусь Аллахом, Аллах не устанет, пока не устанете вы”. В другом хадисе он сказал: “Клянусь Аллахом, если бы вы знали то, что знаю я, то вы бы меньше смеялись и больше плакали”. В обоих случаях клятва не расценивается как нежелательное действие. В случае, если человек даст клятву совершить греховный поступок, то он впадает в грех, и ему следует нарушить клятву и принести искупление. Доводом этому служат слова Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): “Кто поклялся что-то сделать, но потом увидел нечто лучшее, то пусть сделает то, что лучше, и искупит нарушенную клятву”[22]»[23].
Что будет, если дать клятву совершить нечто нежелательное или оставить какое-то желательное действие?
Имам ибн Хаджар аль-Хайтами (909–974 гг. х.) пишет:
أو على ترك مندوب كنافلة أو فعل مكروه كاستعمال متشمس سن حنثه و عليه كفارة
«Если человек даст клятву не совершать желательное действие, например, оставить суннат намаз, или совершить нечто нежелательное, например, использовать воду, нагретую на солнце, то желательно нарушить такую клятву и искупить ее»[24].
Клятва совершить или оставить дозволенное Шариатом действие
Среди людей бытует мнение, что если человек даст клятву совершить или оставить какое-то дозволенное Шариатом действие, то такая клятва будет недействительна, и у человека есть право не соблюдать ее. В действительности, некоторые ученые упоминали это мнение, однако имам аль-Баджури и другие шафиитские факихи указали на его ошибочность.
Имам аль-Баджури пишет:
فعلم من ذلك: أن اليمين في المباح منعقدة، و يتعلق الحنث بفعله أو تركه، و تلزم به الكفارة كما هو صريح المنهاج و غيره
«Из этого следует, что клятва в разрешенном деле считается действительной, и нарушение ее связано с выполнением или невыполнением действия, за что полагается штраф в качестве искупления, как прямо указано в “Аль-Минхадж” имама ан-Навави и в других источниках»[25].
Выводят ли из религии слова: «Если я сделаю такое-то действие, то я — иудей, или я непричастен к Исламу»?
Имам Джалалуддин аль-Махалли (791–864 гг. х.) пишет:
(وَلَوْ قَالَ إنْ فَعَلْت كَذَا فَأَنَا يَهُودِيٌّ أَوْ بَرِيءٌ مِنْ الْإِسْلَامِ فَلَيْسَ بِيَمِينٍ) وَلَا يَكْفُرُ بِهِ إنْ قَصَدَ تَبْعِيدَ نَفْسِهِ عَنْ الْفِعْلِ. قَالَ فِي الرَّوْضَةِ وَلْيَقُلْ لَا إلَهَ إلَّا اللَّهُ مُحَمَّدٌ رَسُولُ اللَّهِ وَيَسْتَغْفِرْ اللَّهَ وَإِنْ قَصَدَ الرِّضَا بِذَلِكَ إذَا فَعَلَهُ فَهُوَ كَافِرٌ فِي الْحَالِ
«В случае если человек скажет: “Если я сделаю такое-то, то я — иудей, или я отрекаюсь от Ислама”, то это не считается клятвой, и он не становится неверующим, если желал этими словами удержать себя от совершения этого действия. Имам ан-Навави в “Ар-Равда” сказал: “Ему следует произнести: “Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад — Посланник Аллаха”, и попросить у Аллаха прощения. Однако если он скажет это с намерением выразить согласие с отречением от Ислама в случае совершения этого поступка, то он сразу становится неверующим”»[26].
Имам аль-Кальюби (ум. в 1069 г. х.) пишет:
و الحلف بذلك حرام
«Запрещено (харам) использовать такие выражения для клятвы»[27].
Виды клятв
В Исламе существует несколько видов клятв, каждая из которых имеет свои особенности и последствия:
1. Правдивая клятва (يمين منعقدة) — это клятва, данная человеком с полным осознанием и намерением выполнить обещанное. Если человек нарушает такую клятву, то он обязан искупить ее (каффара).
В определении термина «клятва» мы пояснили этот вид.
2. Ложная клятва (يمين الغموس) — это клятва, данная человеком с намерением обмануть или солгать. Ложная клятва в арабском языке называется «гъамус», и это — грех по единогласному мнению (иджма) ученых, более того — это один из тяжких грехов в Исламе. Например, продавец, зная, что его товар бракованный, клянется Аллахом, что товар не имеет изъянов. Согласно шафиитскому мазхабу, такая клятва не только требует искупления, но и считается преступлением перед Аллахом.
В действительности же этот вид клятвы является подкатегорией первого вида, но для того, чтобы в легкой форме донести информацию до читателя, мы классифицировали ложную клятву в отдельный вид.
Всевышний Аллах сказал:
(إِنَّ الَّذِينَ يَشْتَرُونَ بِعَهْدِ اللَّهِ وَأَيْمَانِهِمْ ثَمَنًا قَلِيلًا أُولَئِكَ لَا خَلَاقَ لَهُمْ فِي الْآخِرَةِ وَلَا يُكَلِّمُهُمُ اللَّهُ وَلَا يَنْظُرُ إِلَيْهِمْ يَوْمَ الْقِيَامَةِ وَلَا يُزَكِّيهِمْ وَلَهُمْ عَذَابٌ أَلِيمٌ).
«Поистине, тем, кто продает договор с Аллахом и свои клятвы за малую цену, нет доли в вечной жизни. Аллах не будет говорить с ними, не посмотрит на них в Судный день и не очистит их. Им — болезненное наказание»[28].
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
الكبائر: الإشراك بالله، و عقوق الوالدين، و قتل النفس، و اليمين الغموس
«К числу тяжких грехов относятся придавание Аллаху сотоварища, проявление непочтительности по отношению к родителям, убийство человека и ложная клятва»[29].
В разъяснении этого хадиса имам аль-Касталяни (851–923 гг. х.) пишет:
هو الحلف على ماض متعمدًا للكذب أو أن يحلف كاذبًا ليذهب بمال غيره وسمي غموسًا لأنه يغمس صاحبه في الإثم أو النار أو الكفارة
«Это намеренно ложная клятва о событии в прошлом, а также в случае, когда человек ложно клянется для того, чтобы присвоить себе чужое имущество. Клятву назвали “гъамус”, потому что она ввергает своего обладателя либо в грех, либо в огонь, или же в искупление»[30].
Также Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
من حلف على يمين صبر، وهو فيها فاجر، يقتطع بها مال امرئ مسلم، لقي الله يوم القيامة وهو عليه غضبان»
«Тот, кто, давая обязательную клятву Аллахом, солгал, чтобы таким образом присвоить имущество мусульманина, в День Воскрешения встретит Аллаха разгневанным на него»[31].
Имам Камалуддин ад-Дамири пишет:
من حلف عل الماضي كاذبا عالما… فهي يمين الغموس، سميت بذلك لانها تغمس صاحبها في الإثم أو في النار، و هي من الكبائر…..، و تجب الكفارة بها، و تعلق الإثم لا يمنع وجوبها
«Клятва того, кто сознательно поклялся о прошлом ложью, называется “ямин аль-гъамус”. Она так названа потому, что ввергает своего обладателя в грех или в адский огонь, являясь одним из тяжких грехов. Искупление за такую клятву обязательно, а наличие греха не отменяет его обязательность»[32].
3. Пустая клятва (يمين اللغو) — это ненамеренно произнесенная клятва, например, в случае, когда человек оговорился, произнес слова клятвы в состоянии гнева или в спешке и так далее. В таком случае от него не требуется искупление, поскольку клятва не считается действительной.
Всевышний Аллах сказал:
لَا يُؤَاخِذُكُمُ اللَّهُ بِاللَّغْوِ فِي أَيْمَانِكُمْ
«Аллах не взыщет с вас за ненамеренные клятвы»[33].
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) следующим образом описал пустую клятву:
هُوَ كَلامُ الرَّجُلِ في بَيْتِهِ كَلَاّ والله وَبَلَى والله
«Это слова мужчины [при своих домочадцах]: “Нет, клянусь Аллахом”, и: “Да, клянусь Аллахом”»[34].
Имам ан-Навави пишет:
من سبق لسانه إلى لفظ اليمين بلا قصد، كقوله في حالة غضبٍ أو لجاجٍ أو عجلةٍ أو صلة كلامٍ: لا، و الله! و بلى، و الله! لا تنعقد يمينه، و لا يتعلق به الكفارة، و لو كان يحلف على شيء، فسبق لسانه إلى غيره، كذلك، هذا كله يُسمّى: لغو اليمين
«Если человек случайно произнес клятву, не имея намерения, например, в состоянии гнева, спора, поспешности или в продолжении разговора, сказав: “Нет, клянусь Аллахом!”, или: “Да, клянусь Аллахом!”, то она не считается действительной, и искупление не распространяется на такой вид клятвы. В случае, если он пожелает в чем-то поклясться, но его язык случайно произнесет другое, то такая клятва также не считается и называется пустой»[35].
Аль-Хатыб аш-Ширбини пишет:
و جعل صاحب «الكافي» من لغو اليمين ما إذا دخل على صاحبه فأراد أن يقوم له فقال: «و الله لا تقوم لي» و هو مما تعم به البلوى
«Автор книги “Аль-Кафи” отнес к пустой клятве слова, которые обычно говорит вошедший тому, кто хочет встать для него, например: “Клянусь Аллахом, ты не встанешь”»[36].
Имам Абу Бакр аш-Шаши пишет:
وحكي في الحاوي عنه: أن لغو اليمين، أن يحلف على (ما مضى) ، يعتقد أنه صادق، فيتبين كاذبًا فلا يؤاخذ بمأثم، ولا كفارة.
«В книге “Аль-Хави” сообщается, что пустая клятва — это когда человек дает клятву о событии в прошлом, полагая, что он прав в своем рассказе, но затем выясняется, что он ошибся. В таком случае он не попадает в грех, и на него не налагается штраф искупления»[37].
Искупление клятвы
Всевышний Аллах сказал:
فَكَفَّارَتُهُ إِطْعَامُ عَشَرَةِ مَسَاكِينَ مِنْ أَوْسَطِ مَا تُطْعِمُونَ أَهْلِيكُمْ أَوْ كِسْوَتُهُمْ أَوْ تَحْرِيرُ رَقَبَةٍ ۖ فَمَنْ لَمْ يَجِدْ فَصِيَامُ ثَلَاثَةِ أَيَّامٍ ۚ ذَٰلِكَ كَفَّارَةُ أَيْمَانِكُمْ إِذَا حَلَفْتُمْ ۚ وَاحْفَظُوا أَيْمَانَكُمْ ۚ
«Искупление (намеренной клятвы в случае ее нарушения) — накормить десятерых нищих из среднего, чем вы кормите семью, или одеть их, или освободить раба. Кто не сможет (ничего из этого), тот пусть постится три дня. Таково искупление ваших клятв, если вы (намеренно) поклялись (и нарушили клятву). Соблюдайте свои клятвы!»[38]
Имам ибн Касир (701–774 гг. х.) пишет толковании этого аята:
قال ابن جرير: معناه لا تتركوها بقغير تكفير
«Сказал ибн Джарир: “То есть не оставляйте нарушенные клятвы без искупления”»[39].
Шейх аль-Ислам Закарийя аль-Ансари пишет:
و خير…. في كفارة يمين بين: إعتاق و هو إعتاق رقبة مؤمنة بلا عيب يخل بالعمل و الكسب. و تمليك عشرة مساكين؛ كل منهم إما مدّا من جنس فطرة، أو مسمى كسوة مما يعتاد لبسه… فإن عجز عن كل من الثلاثة…. لزمه صوم ثلاثة من الأيام و لو مفرقة
«Предоставляется выбор в искуплении клятвы между освобождением верующего раба без недостатка, мешающего работе и заработку; предоставлением десяти беднякам по мудду питания того, что выплачивается при обязательном закят аль-фитре, или же предоставлением одежды, которую обычно носят. Если же он не может выполнить ни один из трех пунктов, то на него возлагается соблюдение поста в течение трех дней, даже если они будут раздельными»[40].
Первый пункт очевиден, вопрос рабства не актуален в наши дни, а что до второго пункта, то кормление десяти бедняков должно осуществляться предоставлением зерновых культур, отдав каждому из них по одному мудду. То есть любой вид питания, кроме наиболее распространенных злаковых культур, будет недостаточен для искупления штрафа.
Имам Камалуддин ад-Дамири пишет:
و يجب لكل مسكين مد من الحب من أي نوع كان من غالب قوت بلد الحالف
«Обязательно нужно раздать каждому бедняку один мудд (576 грамм) наиболее распространенных зерновых культур местности того, кто дал клятву»[41].
Имам Абдур-Разак (126–211 гг. х.) передал следующее:
أَخْبَرَنَا ابْنُ جُرَيْجٍ، عَنْ نَافِع، عَنِ ابْنِ عُمَرَ أَنَّهُ كَانَ يُكَفِّرُ عَنْ يَمِينِهِ بِإِطْعَامِ عَشَرَةِ مَسَاكِينَ، لِكُلِّ مِسْكِينٍ مُدٌّ مِنْ حِنْطَةٍ
«Сообщил нам ибн Джурайдж от Нафиа, что ибн Умар искуплял клятву кормлением десяти бедняков, давая каждому бедняку по одному мудду пшеницы»[42].
Что же до третьего пункта, то достаточно предоставить беднякам что-либо из того, что считается одеждой, из числа того, в чем люди привыкли ходить, дав каждому из них по одному экземпляру одежды. В качестве одежды может служить рубашка, платок или чалма, то есть все, что согласно обычаю местности (урф) считается одеждой. Нельзя давать в виде штрафа носки, перчатки, обувь, пояс и тому подобное, поскольку это не является и не называется одеждой. Не ставится условием, чтобы передаваемая одежда была новой: разрешается передать ношеную одежду, которая не утратила свою прочность. Также не обуславливается, чтобы одежда подходила передаваемому лицу. Таким образом, достаточно будет отдать взрослому человеку одежду ребенка или женщины и наоборот.
Имам ан-Навави пишет:
يَتَخَيَّرُ فِي كَفَّارَةِ اليَمِينِ بَيْنَ عِتْقٍ كَالظِّهَارِ ، وَإِطْعَامِ عَشَرَةِ مَسَاكِينِ ؛ كُلَّ مِسْكِينٍ مُدُّ حَبٍّ مِنْ غَالِبِ قُوتِ بَلَدِهِ ، وَكِسْوَتِهِمْ بِمَا يُسَمَّى كَكُمِيصٍ أَوْ عِمَامَةٍ أَوْ إِزَارٍ ، لَا خُفٍّ وَقَلَنْسُوَةٍ وَمِنْطَقَةٍ ، وَلَا تُشْتَرَطُ صَلَاحِيَّتُهَا لِلْمَدْفُوعِ إِلَيْهِ، فيجوز سراويل صغير لكبير لا يصلح له، و قطن و كتان، و حرير لامرأة و رجل و لبئس لم تذهب قوته، فإن عجز عن الثلاثة … لزمه صوم ثلاثة أيام، و لا يجب تتابعها في الأظهر
«У нарушившего клятву есть право выбора между искуплением клятвы, освободив раба, накормив десять бедняков, — каждому бедняку по одному мудду наиболее распространенных злаковых культур в данной местности — или же одеванием их в то, что называется одеждой, как рубашка, головной убор, изар и чалма. Однако недостаточно в качестве штрафа отдать хуффы, перчатки и пояс. Также не ставится условием, чтобы одежда подходила передаваемому лицу. Так, разрешается отдать штаны ребенка взрослому человеку, которые не подходят ему, а также отдать хлопок, лен и шелк женщине или мужчине. Допускается отдавать и ношеную одежду, которая не утратила свою прочность. Если же он не в состоянии совершить одно из этих действий, то ему необходимо держать пост в течение трех дней. И не обязательно соблюдать их подряд»[43].
Обратите внимание на последний пункт: пост является искуплением нарушенной клятвы лишь в том случае, когда нарушивший клятву не в состоянии освободить раба, накормить неимущих или одеть их.
Можно ли в качестве искупления накормить пятерых бедняков и одеть пятерых?
Имам Шамсуддин ар-Рамли (919–1004 гг. х.) пишет:
و لا يجوز أن يطعم خمسة و يكسو خمسة
«Для искупления недостаточно накормить пятерых и одеть пятерых»[44].
Можно ли выплачивать штраф деньгами?
В щафиитском мазхабе не разрешается выплачивать штраф искупления в денежном эквиваленте, однако в этом вопросе можно взять для личной практики мнение ханафитского мазхаба, согласно которому разрешается искуплять клятву денежным эквивалентом.
Шейх Вахба аз-Зухайли пишет:
لا يجوز عند الجمهور إخراج قيمة الطعام و الكسوة…. و قال الحنفية: مقدار الإطعام نصف صاع من بر، أو صاع من تمر أو شعير أو من دقيق الحنطة أو الشعير أو قيمة هذه الأشياء من النقود: دراهم أو دنانير أو عروض التجارة
«По мнению большинства ученых нельзя выплачивать денежную стоимость еды и одежды. Ханафиты же сказали: “Размер пищи закята — это половина са`а пшеницы или один са` фиников, или ячменя, или муки из пшеницы или ячменя, либо же их денежный эквивалент: дирхамы, динары или товарные ценности”»[45].
[1] «Наджм аль-ваххадж» (10/7).
[2] «Мугни аль-мухтадж» (8/184).
[3] Коран, 5:89.
[4] Аль-Бухари (6617).
[5] «Фатх аль-аллям», стр. 701.
[6] Абу Давуд (3385).
[7] «Шарх сунан Аби Давуд» (13/652).
[8] «Аль-Баян» (10/485).
[9] «Кифаят ан-набих» (14/402).
[10] «Хашият аль-Баджури» (3/456).
[11] «Фатх аль-Ваххаб» (4/404). Цитата приведена с некоторыми сокращениями.
[12] «Хильят аль-уляма» (7/248).
[13] «Фатх аль-Ваххаб» (4/405).
[14] «Раудат ат-талибин» (7/125).
[15] «Хави аль-кабир» (15/262).
[16] «Наджм аль-ваххадж» (10/9).
[17] «Хашият аля шарх ибн Касим» (3/456).
[18] «Аль-Умм» (7/64).
[19] «Манакиб аш-Шафии» имама аль-Байхаки (8/102).
[20] «Ат-Тахзиб филь шарх аш-Шафии» (8/102).
[21] «» (8/189).
[22] Муслим (1650).
[23] «Фатх аль-Ваххаб» (4/409).
[24] «Тухфат аль-мухтадж» (10/25).
[25] «Хашият аль-Баджури» (3/457).
[26] «Шарх аль-минхадж» (8/148).
[27] «Хашият» (5/512).
[28] Коран, 3:77.
[29] Аль-Бухари (6675).
[30] «Иршад ас-сари» (44/10).
[31] Аль-Бухари (667).
[32] «Наджм аль-ваххадж» (10/23).
[33] Коран, 2:225.
[34] Абу Давуд, 3254.
[35] «Раудат ат-талибин» (7/119-120).
[36] «Мугни аль-мухтадж» (8/188).
[37] «Хильят аль-уляма» (7/144).
[38] Коран, 5:89.
[39] «Тафсир аль-Куръан аль-азым» (3/177).
[40] «Фатх аль-Ваххаб» (4/411).
[41] «Наджм аль-ваххадж» (10/31).
[42] «Мусаннаф» (17256).
[43] «Минхадж ат-талибин», стр. 545-546.
[44] «Гаят аль-баян» (2/590).
[45] «Фикх аль-Ислямия ва адиллятуху» (3/493).