Как понимать аяты, в которых упоминается лик Аллаха?

В нескольких аятах священного Корана в отношении Аллаха употребляется слово «ваджх» (الوجه), что буквально переводится как «лик». Для того чтобы понять, что имеется в виду в этих аятах, обратимся к авторитетным тафсирам Корана учёных Ахлю-Сунна валь-Джамаа.

Всевышний Аллах сказал (буквальный перевод):

كُلُّ شَيْءٍ هَالِكٌ إِلاَّ وَجْهَهُ

«Всё погибнет, кроме Его Лика» (Сура Аль-Касас (28), аят 88)

Имам ат-Табари (224–310 гг. х.), да смилуется над ним Аллах, сказал в толковании к 88 аяту суры Аль-Касас:

واختلف فـي معنى قوله: { إلاَّ وَجْهَهُ } فقال بعضهم: معناه: كلّ شيء هالك إلاَّ هو. وقال آخرون: معنى ذلك: إلاَّ ما أريد به وجهه، واستشهدوا لتأويـلهم ذلك كذلك بقول الشاعر: أسْتَغْفِرُ اللّهَ ذَنْبـا لَسْتُ مُـحْصِيَهُ رَبُّ العِبـادِ إلَـيْهِ الوَجْهُ والعَمَلُ

«Относительно того, что подразумевается под словами “кроме Его лика”, имеются разногласия. Некоторые сказали, что это значит “каждая вещь исчезнет, кроме Него”. Другие сказали, что смысл таков: кроме тех дел, посредством совершения которых хотели достичь Его лика. Они привели в доказательство такого толкования следующие стихи: “Я испрашиваю прощения у Аллаха за свои грехи, а сам я не сосчитаю их ***. Господь рабов – к Нему (обращены) лик и дела”».

Имам аль-Багави (433–516 гг. х.), да смилуется над ним Аллах, сказал в толковании к 88 аяту суры Аль-Касас:

{ كُلُّ شَىْءٍ هَالِكٌ إِلاَّ وَجْهَهُ } ، أي إلا هو، وقيل: إلا ملكه، وقال أبو العالية: إلا ما أريد به وجهه،

«“Всякая вещь погибнет, кроме Его лика”, то есть кроме Него. Было также сказано: “кроме Его власти”. Абу аль-Алия сказал: “Кроме тех дел, посредством совершения которых хотели достичь Его лика”».

Имам Абдур-Разак ар-Рас’ани аль-Ханбали (589–661 гг. х.), да смилуется над ним Аллах, сказал в толковании к 88 аяту суры Аль-Касас:

قوله تعالى: { كُلُّ شَيْءٍ هَالِكٌ إِلاَّ وَجْهَهُ } قال ابن عباس وجمهور العلماء: إلا ما أريد به وجهه. وقال الضحاك وأبو عبيدة: المعنى: كل شيء هالك إلا هو. والوجه يُعبَّر به عن الذات. قال الزجاج: ” وجهَه ” منصوب بالاستثناء، ويجوز: ” إلا وجهُهُ ” بالرفع، ولكنه لا ينبغي أن يقرأ بها. ويكون المعنى: كل شيء غير وجهه هالك

«О словах Аллаха “Каждая вещь погибнет, кроме Его лика” ибн Аббас и большинство учёных сказали, что имеется в виду всё то, что делалось ради достижения лика Аллаха (то есть Его довольства). Ад-Даххак и Абу Убайда сказали: “Это значит, что каждая вещь погибнет, кроме Него”. Слово “лик” означает сущность.

Аз-Заджадж сказал: “… смысл же в том, что каждая вещь, кроме Него, погибнет”».

Имам аль-Куртуби (600–671 гг. х.), да смилуется над ним Аллах, сказал в толковании к 88 аяту суры Аль-Касас:

{ كُلُّ شَيْءٍ هَالِكٌ إِلاَّ وَجْهَهُ } قال مجاهد: معناه إلا هو وقال الصادق: دينه. وقال أبو العالية وسفيان: أي إلا ما أريد به وجهه أي ما يقصد إليه بالقربة. قال:

أستغفرُ اللَّهَ ذنباً لستُ مُحْصِيَه  ربَّ العبادِ إليه الوَجْهُ والعملُ

وقال محمد بن يزيد: حدّثني الثوري قال سألت أبا عبيدة عن قوله تعالى: { كُلُّ شَيْءٍ هَالِكٌ إِلاَّ وَجْهَهُ } فقال: إلا جاهه، كما تقول لفلان وجه في الناس أي جاه.

«“Каждая вещь погибнет, кроме Его лика”. Муджахид сказал: “…то есть кроме Него”. Джафар ас-Садык сказал: “…его религии”. Абуль-Алия и Суфьян сказали: “…то есть кроме тех дел, посредством совершения которых хотели достичь Его лика”, то есть кроме деяний, которые приближают к Нему”: “Я испрашиваю прощения у Аллаха за свои грехи, а сам я не сосчитаю их ***. Господь рабов – к Нему (обращены) лик и дела”».

Мухаммад ибн Язид сказал: «Ас-Саури сообщил мне: “Я спросил Абу Убайду о словах Аллаха: “Каждая вещь погибнет, кроме Его лика”, и он ответил, что это значит: “Кроме Его статуса”, как принято говорить в народе: “Такой-то – лицо среди людей”, то есть обладает статусом”».

Хафиз Ибн Касир (701–774 гг. х.), да смилуется над ним Аллах, сказал в толковании к 88 аяту суры Аль-Касас:

وقوله { كُلُّ شَيْءٍ هَالِكٌ إِلاَّ وَجْهَهُ } إخبار بأنه الدائم الباقي الحي القيوم، الذي تموت الخلائق ولا يموت كما قال تعالى{ كُلُّ مَنْ عَلَيْهَا فَانٍ وَيَبْقَىٰ وَجْهُ رَبِّكَ ذُو ٱلْجَلاَلِ وَٱلإِكْرَامِ } الرحمن 26 ــــ 27 فعبر بالوجه عن الذات، وهكذا قوله ههنا { كُلُّ شَيْءٍ هَالِكٌ إِلاَّ وَجْهَهُ } أي إلا إياه. وقد ثبت في الصحيح من طريق أبي سلمة عن أبي هريرة قال قال رسول الله صلى الله عليه وسلم” أصدق كلمة قالها الشاعر لَبيد ــــ ألا كُلُّ شيءٍ ما خلا الله باطلُ ــــ ” وقال مجاهد والثوري في قوله { كُلُّ شَيْءٍ هَالِكٌ إِلاَّ وَجْهَهُ } أي إلاَّ ما أريد به وجهُه، وحكاه البخاري في ” صحيحه ” كالمقرر له، قال ابن جرير ويستشهد من قال ذلك بقول الشاعر

أَسْتَغْفِرُ الله ذَنْباً لستُ مُحْصِيَه رَبّ العبادِ إليهِ الوَجْهُ والعَمَلُ 

وهذا القول لا ينافي القول الأول، فإن هذا إخبار عن كل الأعمال بأنها باطلة، إلاَّ ما أريد به وجه الله تعالى من الأعمال الصالحة المطابقة للشريعة، والقول الأول مقتضاه أن كل الذوات فانية وزائلة، إلا ذاته تعالى وتقدس، فإنه الأول الآخر الذي هو قبل كل شيء وبعد كل شيء.

«Слова Аллаха “Каждая вещь погибнет, кроме Его лика” уведомляют нас о том, что Он Вечный, Живой, Сущий, Он не умирает, тогда как все творения умирают. Как сказал Аллах: “Каждый, кто на ней (земле), умрёт. Вечен лишь лик Господа твоего, обладающий величием и великодушием”. Таким образом, Он передал Свою сущность словом “лик”. То же самое можно сказать о словах “Каждая вещь погибнет, кроме Его лика”, – то есть кроме Него.

Достоверно известно, что из “Сахиха” по цепочке передано от Абу Салама, а тому – от Абу Хурайры, что он сказал: “Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Самая правдивая речь, которую произнёс поэт Лябид – это слова “Разве не ничтожна каждая вещь, кроме Аллаха?””.

Муджахид и ас-Саури сказали, что смысл слов Аллаха “Каждая вещь погибнет, кроме Его лика” таков: “Кроме тех дел, посредством совершения которых хотели достичь Его лика”. Аль-Бухари передал это в своём достоверном сборнике хадисов как то, что достоверно подтверждено им.

Ибн Джарир сказал, что сторонники этого толкования привели в доказательство слова поэта: “Я испрашиваю прощения у Аллаха за свои грехи, а сам я не сосчитаю их ***. Господь рабов – к Нему [обращены] лик и дела”.

Это мнение не противоречит первому мнению, потому что оно уведомляет о том, что каждое дело является недействительным (ничтожным), кроме тех, посредством которых желают достичь лика Аллаха (то есть Его довольства) и которые правильны и согласуются с шариатом.

Смысл первого мнения в том, что любая сущность исчезает и гибнет, кроме сущности Всевышнего, Пресвятого. Он Первый и Последний, который существовал до каждой вещи и будет существовать после каждой вещи».

В данном аяте большинство толкователей Корана считают, что под ликом имеется в виду сам Аллах.

А смысловой перевод аята будет таким: «Всё погибнет, кроме Него».

 

Также Всевышний Аллах сказал (буквальный перевод):

وَيَبْقَىٰ وَجْهُ رَبِّكَ ذُو ٱلْجَلاَلِ

«Вечен лишь лик Господа твоего, обладающий величием и щедростью». (Сура Ар-Рахман (55), аят 27)

Имам аль-Куртуби (600–671 гг. х.), да смилуется над ним Аллах, сказал в своём тафсире, комментируя 27-й аят суры Ар-Рахман:

{ وَيَبْقَىٰ وَجْهُ رَبِّكَ } أي ويبقى الله فالوجه عبارة عن وجوده وذاته سبحانه قال الشاعر: قَضَى على خَلْقه المنايا فكلُّ شيء سواه فانِي

وهذا الذي ٱرتضاه المحققون من علمائنا: ٱبن فورك وأبو المعالي وغيرهم. وقال ٱبن عباس: الوجه عبارة عنه كما قال: { وَيَبْقَىٰ وَجْهُ رَبِّكَ ذُو ٱلْجَلاَلِ وَٱلإِكْرَامِ } وقال أبو المعالي: وأما الوجه فالمراد به عند معظم أئمتنا وجود الباري تعالى، وهو الذي ٱرتضاه شيخنا. ومن الدليل على ذلك قوله تعالى: { وَيَبْقَىٰ وَجْهُ رَبِّكَ } والموصف بالبقاء عند تعرض الخلق للفناء وجود الباري تعالى. وقد مضى في «البقرة» القول في هذا عند قوله تعالى: { فَأَيْنَمَا تُوَلُّواْ فَثَمَّ وَجْهُ ٱللَّهِ } وقد ذكرناه في الكتاب الأسنى مستوفى. قال القشيري: قال قوم هو صفة زائدة على الذات لا تُكَيف، يحصل بها الإقبال على من أراد الربّ تخصيصه بالإكرام. والصحيح أن يقال: وجهه وجوده وذاته، يقال: هذا وجه الأمر ووجه الصواب وعين الصواب. وقيل: أي يبقى الظاهر بأدلته كظهور الإنسان بوجهه. وقيل: وتبقى الجهة التي يتقرب بها إلى الله.

«Вечен лишь лик Господа твоего», – то есть останется только Аллах, а слово «лик» означает Его существование и сущность, Преславен Он. Сказал поэт:

«Он предписал смерть для каждой вещи ***. И каждая вещь, кроме Него – погибнет».

Это то, с чем согласны исследователи из числа наших учёных, такие как ибн Фурак, Абуль-Маали и другие. Ибн Аббас сказал: «Лик означает Его сущность, как и в словах Аллаха: «Вечен лишь лик Господа твоего, обладающий величием и великодушием».

Абуль-Маали сказал: «Что касается слова “лик”, то, по мнению большинства наших учёных, подразумевается Всевышний Творец, и с этим согласен наш шейх».

Доказательство этому – слова Аллаха: «Вечен лишь лик Господа твоего», потому что понятие, которому приписывают такое свойство, как вечность, при упоминании его с гибелью творений, означает существование Творца. В толковании суры аль-Бакара уже было приведено мнение относительно слов Аллаха «Куда бы вы ни повернулись, там будет лик Аллаха» (Коран, 2:115), и его же мы упомянули в книге «Аль-Асна мустауфа».

Аль-Кушайри сказал: «Некая группа учёных высказалась, что ваджх (лик) – это дополнительное качество к сущности, не имеющее образа. Посредством этого качества Господь принимает тех, кого хочет почтить. Правильным же будет сказать, что слово “лик” означает сущность и существование. Арабы говорят: “Лицо дела”, “Лики правды” или “Око правды”. Также они сказали, что смысл аята таков: “Останется ясным в силу доказательств, подобно тому, как человек становится понятен по своему лику”. Также было сказано, что есть и такой смысл: “Останется сторона, через которую приближаются к Аллаху”».

Имам Ибн Аби Заманин аль-Малики (324–399 гг. х.), да смилуется над ним Аллах, сказал в толковании к 27 аяту суры Ар-Рахман:

{ وَيَبْقَىٰ وَجْهُ رَبِّكَ ذُو ٱلْجَلاَلِ } يعني العظمة 

«“Вечен лишь лик Господа твоего”, – то есть Его Величие».

Имам Макки ибн Аби Талиб аль-Кайравани (355–437 гг. х.), да смилуется над ним Аллах, сказал в толковании к 27 аяту суры Ар-Рахман:

قال { وَيَبْقَىٰ وَجْهُ رَبِّكَ } أي: معناه ويبقى ربك. 

«“И вечен лишь лик Господа твоего”, то есть – вечен лишь твой Господь».

Имам Абу Музаффар ас-Сам’ани аш-Шафии (426–489 гг. х.), да смилуется над ним Аллах, сказал в толковании к 27 аяту суры Ар-Рахман:

وقوله : { وَيَبْقَىٰ وَجْهُ رَبِّكَ } أي : يبقى ربك، وروى الضحاك عن ابن عباس : أنه يبقى ما أريد به وجه ربك

«Под словами Аллаха: “И вечен лишь лик Господа твоего” подразумевается “вечен лишь твой Господь”. Ад-Даххак передал от ибн Аббаса, что это значит “останется лишь то, посредством чего (люди) хотели достичь лика Господа твоего (то есть останутся благодеяния)”».

Хафиз Ибн Аль-Джаузи аль-Ханбали (508–597 гг. х.), да смилуется над ним Аллах, сказал в толковании к 27 аяту суры Ар-Рахман:

{ ويَبقى وجهُ ربِّكَ } أي: ويبقى ربُّكَ 

«“Вечен лишь лик Господа твоего”, то есть – вечен твой Господь». 

Кади аль-Байдави (600–685 гг. х.), да смилуется над ним Аллах, сказал в толковании к 27 аяту суры Ар-Рахман:

 { فَانٍ وَيَبْقَىٰ وَجْهُ رَبّكَ } ذاته

«“Вечен лишь лик Господа твоего”, – то есть сущность Его».

Имам Ибн Джузай аль-Кальби (693 – 741 гг. х.), да смилуется над ним Аллах, сказал в толковании к 27 аяту суры Ар-Рахман:

 { وَيَبْقَىٰ وَجْهُ رَبِّكَ ذُو ٱلْجَلاَلِ وَٱلإِكْرَامِ } الوجه هنا عبارة عن الذات، وذو الجلال صفة للذات لأن من أسمائه تعالى الجليل، ومعناه يقرب من معنى العظيم

«И вечен лишь лик Господа твоего, обладающий величием и великодушием”. Слово “лик” здесь означает Сущность (Аллаха). А словосочетание “обладающий величием и великодушием” – качество этой сущности, потому что одно из имён Всевышнего Аллаха – Величественный (аль-Джалиль), смысл которого близок к смыслу имени Великий (аль-Азым)».

Имам Ибн ‘Адиль аль-Ханбали (ум. в 880 г. х.), да смилуется над ним Аллах, сказал в толковании к 27 аяту суры Ар-Рахман:

قوله: { وَيَبْقَىٰ وَجْهُ رَبِّكَ } أي ويبقى الله، فالوجه عبارة عن وجود ذاته سبحانه وتعالى.
قال ابن عباس رضي الله عنهما: الوجه عبارة عنه، كما قال { وَيَبْقَىٰ وَجْهُ رَبِّكَ ذُو ٱلْجَلاَلِ وَٱلإِكْرَامِ }. ويقال: هذا وجه الأمر، ووجه الصواب، وعين الصواب،

«Слова Его “вечен лишь лик Господа твоего” означают “вечен Аллах”, а слово “лик” означает существование Его сущности, Преславен Он и Возвышен. Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: “Лик означает Его самого, как Он сказал: “Вечен лишь Лик Господа твоего, обладающий величием и великодушием””. В народе говорят: “Это лицо дела”, “Лики правды” или “Око правды”».

В тафсире «Аль-Джалялейн» сказано в толковании к 27 аяту суры Ар-Рахман:

{ وَيَبْقَىٰ وَجْهُ رَبِّكَ } ذاته

«“Вечен лишь лик Господа твоего”, то есть Его Сущность».

Как мы видим, большинство толкователей Корана говорят о том, что под ликом в данном аяте подразумевается Сам Аллах.

В таком случае смысловой перевод аята будет таков: «Вечен лишь Сам Господь твой, Обладатель Величия и Щедрости».

Если рассматривать этот вопрос с точки зрения вероубеждения, то вышеперечисленные варианты толкования учёных саляфов и халяфов относятся к методу таъвиль.

Те же учёные из числа саляфов и халяфов, которые предпочитают отказ от толкования, посчитали, что ваджх (الوجه) – это атрибут (сифат) Аллаха, который не является частью тела, органом или образом, поскольку Всевышний Аллах не телесен и не материален.

Имам Абу Бакр аль-Исмаили (297–371 гг. х.), да смилуется над ним Аллах, сказал в труде «И’тикад аиммат аль-Хадис» (с. 52):

ولا يعتقد فيه الأعضاء ، والجوارح ، ولا الطول والعرض ، والغلظ ، والدقة ، ونحو هذا مما يكون مثله في الخلق ، فإنه ليس كمثله شيء تبارك وجه ربنا ذو الجلال والإكرام .

«Тут не следует иметь убеждение о частях тела или органах, длине или ширине, твёрдости или мягкости и тому подобных признаках творений. Поистине, нет ничего подобного Ему, пресвят Лик Господа нашего, обладающий почётом и величием».

Имам Абу Бакр аль-Байхаки (384–458 гг. х.), да смилуется над ним Аллах, в своей книге «Аль-И’тикад» (с. 123) сказал:

 وأنَّ وجهَه ليس بصورةٍ 

«Его ваджх (лик) не является образом».

Имам Абу Музаффар ас-Сам’ани аш-Шафии (426–489 гг. х.), да смилуется над ним Аллах, сказал в толковании к 88 аяту суры Аль-Касас:

وقد ذكر الله تعالى الوجه في أحد عشر موضعا من القرآن، قد بينا أنه صفة من صفات الله، يؤمن به على ما ذكره الله تعالی

«Аллах упомянул слово ваджх (лик) в одиннадцати местах в Коране. Мы уже объяснили, что это один из Его атрибутов и в него нужно уверовать, как велел Аллах».

Шейх уль-Ислам Абу Усман ас-Сабуни (373–449 гг. х.), да смилуется над ним Аллах, перечислив в своей книге «Акыдату ас-Саляф ва Асхабуль Хадис» (с. 165) ряд атрибутов, в числе которых был и ваджх (лик), сказал:

 بل ينتهون فيها إلى ما قاله الله تعالى، وقاله رسوله صلى الله عليه وآله وسلم من غير زيادة عليه ولا إضافة إليه، ولا تكييف له ولا تشبيه، ولا تحريف ولا تبديل ولا تغيير، ولا إزالة للفظ الخبر عما تعرفه العرب، وتضعه عليه بتأويل منكر، ويجرونه على الظاهر، ويكلون علمه إلى الله تعالى، ويقرون بأن تأويله لا يعلمه إلا الله، كما أخبر الله عن الراسخين في العلم أنهم يقولونه في قوله تعالى: (والراسخون في العلم يقولون: آمنا به، كل من عند ربنا. وما يذكر إلا أولو الألباب).

«Однако, в отношении атрибутов они (ахлю-хадис) останавливаются на том, что сказали Аллах и Его посланник, не добавляя к ним чего-либо и не преувеличивая, не придавая им материальный образ и подобие, не изменяя и не подменяя, и без удаления из текста той вести, которую понимают арабы, накладывая на неё отвергаемое толкование. Они проходят эти атрибуты поверхностно, оставляя знание этого на волю Всевышнего Аллаха. Они утверждают, что толкования (таъвиль) этого не знает никто, кроме Аллаха, как поведал нам Аллах об учёных, обладающих основательными знаниями: “А обладающие основательными знаниями говорят: “Мы уверовали в это, [ибо] всё это — от нашего Господа”, а внимают увещаниям только обладающие разумом” (Коран, 3:7)».

Имам Абу Усман ас-Сабуни отнес атрибут «вадж» к числу аятов с неясным смыслом (муташабихат).

Таким образом, оба метода допустимы и действуют в рамках убеждений Ахлю-Сунна валь-Джамаа.

Хвала Аллаху Господу миров. Мир и благословение Пророку Мухаммаду, его семье и сподвижникам.

Похожие материалы