Можно ли толковать Коран, опираясь на свои личные рассуждения?

Одно из самых важных правил, которых следует придерживаться мусульманам, приступая к изучению Ислама – никогда не толковать смыслы Священного Корана, исходя из собственного понимания.

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорит в хадисе: «Кто бы ни толковал Коран по своему разумению и пониманию, тот пусть готовит себе место в Аду». Этот достоверный хадис передали ат-Тирмизи, Абу Давуд и ан-Насаи.

Сегодня многие мусульмане, оказавшись под влиянием современного общества, с его демократическими модернистскими идеями о том, что «каждый имеет право голоса», проецируют такое отношение на толкование текстов Священного Корана и начинают интерпретировать его по-своему. Однако это полностью противоречит не только правильному подходу, узаконенному в Шариате, но и адабу, который следует проявлять по отношению к Книге Аллаха. Когда мы слышим Речь Аллаха, Свят Он и Велик, необходимо молчать и внимательно слушать. Это минимальное проявление уважения к Священному Писанию. Молча слушая, нам следует подчиниться услышанному. А чьё-то личное, субъективное понимание не имеет здесь никакого веса.

Не поймите меня неправильно. Нет ничего предосудительного в размышлении над смыслами аятов и в стремлении понять, как то, о чём говорит Всевышний Аллах, Свят Он и Возвышен, применимо к вашей жизни, к вам лично. Каждому из нас необходимо уделять много времени такому виду поклонения, как размышление над аятами Священного Корана, в которых Аллах обращается к нам.

Проблема начинается тогда, когда человек интерпретирует смыслы аятов, исходя из своих собственных умозаключений, затем распространяет это искажённое зачастую видение, перенося его в свои публикации, статьи или в разговоры с друзьями, транслируя при этом мысль о том, что подобное понимание Корана верно и имеет место быть.

Отсюда вытекает другая проблема: когда люди произносят следующие слова: «Если бы Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сегодня был с нами, он бы не одобрил то-то», или «Он (да благословит его Аллах и приветствует) присоединился бы к такому-то движению» и так далее. Загвоздка здесь не просто в том, что такой человек невежественен в своей основе, сколько в том, что он уже берёт на себя смелость говорить от лица Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) не является ему каким-то закадычным другом, о котором можно говорить в таком ключе, лишённом элементарного этикета.

Если человеку не свойственен адаб по отношению к Аллаху и Его Посланнику (да благословит его Аллах и приветствует), то ему незнакомо понятие этикета и вежливости и во всём остальном.

Похожие материалы