О причинно-следственных связях

Имам ас-Сануси Малики, да будет милостив к нему Аллах, пишет в комментарии к “Аль-Акыда аль-кубра” (с. 149-150):

«Ибн Дагаак пишет в комментарии к книге “Аль-Иршад”, затрагивая тему о категориях ширка (многобожия): 

“Позиция другого рода многобожия заключается в отнесении действия к иному творцу, нежели Всевышний Аллах. Данная группа делится на следующих три основных вида:

1. Отнесение действия к планетам и звёздам с одновременной верой в то, что небесные тела имеют непосредственное и автономное влияние на вещи нижнего мира (тела, растения, средства передвижения и т. п.), а также что некоторые вещи являются производными других вещей. Этот вид ширка исповедуют философы и те люди, которые последовали за ними.

2. Отнесение автономности действия к вещам, связанное с убеждённостью в незыблемости и необходимости причинно-следственных связей (например, вера в то, что огонь сжигает, пища насыщает, одежда скрывает (тело) и т. п.). И это явное заблуждение, в которое, следуя за философами, впали очень многие мусульмане”.

(имам ас-Сануси) Более того, этому заблуждению последовали многие мутафаккихи (обучавшиеся религии) из тех, кто занимается науками, которые не должны их касаться. 

(Ибн Дагаак) “И эти люди, исповедующие необходимость и обязательность причинно-следственных связей, могут по-разному понимать данный вопрос. Относительно неверия тех из них, кто исповедует, что вещи влияют друг на друга, исходя из врожденной их природы, не являющейся созданием Всевышнего Аллаха, у учёных нет никаких разногласий. Тот же, кто говорит, что взаимовлияние вещей происходит благодаря вложенной в них Всевышним Аллахом силе, вводит новшество, и относительно его куфра у шейхов есть разногласия”.
 
(имам ас-Сануси) Скажу, что этот вид акыды (т. е. утверждение взаимовлияния вещей – благодаря силе, которую вкладывает в вещи Всевышний Аллах) исповедует в наше время большинство мутафаккихов (обучавшихся религии), а также относящиеся к ним невежды-мукаллиды.
(Ибн Дагаак) “И кто сказал: “Наличие пищи есть лишь разумный довод относительно её связи с насыщением”, – не указывая, что эта связь вызвана обычным и привычным устроением вещей и их связей, тот, в действительности, не понимает, что такое рациональный довод. Кто же постиг, что Всевышний Аллах связал некоторые Свои действия с другими Своими действиями, так что всякий раз, когда Он творит то или иное действие, Он творит свободно и другое, лишь внешне связанное с первым, действие, и если Он пожелает прервать привычную связь между вещами, Он сделает это, – [кто всё это действительно понял,] тот является верующим, который избежал, по милости Всевышнего Аллаха, беды и несчастья заблуждения”.
(имам ас-Сануси) Затем Ибн Дагаак указал на то, что к третьему виду относится акыда, которую исповедуют мутазилиты и большинство тех, кто акыду не знает. Это вероубеждение состоит в утверждении, что индивидуум создает персональные действия в соответствии со свободой выбора и посредством силы, которую сотворил для него Аллах и которую Он повелел использовать лишь в дозволенных Им вещах. Относительно неверия исповедующего подобную акыду у учёных Ахлю-с-Сунна есть разногласия.
 
(Ибн Дагаак) “Наиболее сильное мнение состоит в том, что эти люди неверующие”.

(имам ас-Сануси) Вглядись в эту великую опасность, связанную с неправильным вероубеждением. Как подвёл самого себя под возможность вечного наказания и позора в адском огне вместе с кяфиром и отрицающим (Истину) человек, отстранившийся от изучения науки таухида! О Аллах! Исправь наше внешнее и внутреннее бытие и направь нас по пути Истины – как в этой жизни, так и в жизни будущей – путём тех, Кого Ты облагодетельствовал, но не тех, кто под Твоим гневом и не заблудших. О Самый Милостивый из милостивых!»
Похожие материалы