Ответы на вопросы антропоморфиста (муджассим)

Первый вопрос: Говорят ли ашариты, что Аллах до сих пор с Мусой разговаривает и разговаривал с ним еще до того, как сотворил его?

Второй вопрос: Ашариты отрицают, что Аллах имеет образ и отрицают, что Аллах находится в стороне возвышенности, но при этом подтверждают, что Аллаха верующие увидят в Судный день.

Мутазилиты говорят, что это логическое противоречие, они говорят, что невозможно увидеть того, кто не является телом, не имеет образа и не находятся в стороне. Поэтому они сказали: «Кто скажет, что (что-то) можно увидеть не в стороне, пусть проверит свой разум». И также говорят: «Кто отрицает сторону (у Аллаха) и утверждает видение (Аллаха), тот заставил смеяться людей над своим разумом».

Действительно, если принять, что Аллах не имеет Образа и Он не находится в стороне возвышенности, то более логично отрицать Его видение верующими. Потому что «образ» – это то, что видит человек, когда смотрит на что-либо. И если у Него нет Образа, значит нельзя Его увидеть.

Как логически опровергнуть мутазилитов в этом вопросе, ведь они используют те же принципы, что и ашариты, когда они отрицают внешнее значение Атрибута «аль-йад», «аль-ваджх» и других? Как их опровергнуть не выходя из этих принципов?

Ответы Абу Али аль-Аш’ари:

Ответ на первый вопрос: Мы говорим, что Аллах открыл Мусе (мир ему) свою предвечную речь без звуков и букв. Это раскрытие закончилось. А сама речь есть атрибут, а не действие.

Ответ на второй вопрос: Очень просто. Мутазилиты попали в классическую ошибку, которую ученые по мантыку (логика) называют: «Кыяс (аналогия) присутствующего с отсутствующим», т.е. сравнение по аналогии того, что ты уже видел в этом мире с тем, что ты не видел. От того, что мутазилит в этой жизни видел закономерность между видением и заниманием пространства не вытекает, что обратное невозможно. Видение происходит согласно сущности видимого, если видимое является телом и занимает место, то и видение будет соответствующим, а если видимое не имеет места и пространства, то и видение будет соответствующим. Но в нашей земной, человеческой природе нет такой способности, а она будет дарована только в Раю.

Возражения мушаббиха-уподобленца:

Возражение на первый ответ: Я спрашивал не про раскрытие, а про сам разговор Аллаха с Мусой.

Аллах сказал:

وَكَلَّمَ اللَّهُ مُوسَىٰ تَكْلِيمًا

«Аллах разговаривал (калляма) с Мусой разговором» (4:164).

Можно ли сказать, что Аллах до сих пор разговаривает (а не раскрывает свою Речь) с Мусой? Если нет, то можно ли сказать, что Аллах разговаривает когда пожелает с кем пожелает и будет ли это противоречием этому аяту?
 

Возражение на второй ответ: Можно ли по такой же аналогии сказать, что ашариты попали в ту же ошибку, что и мутазилиты, когда сказали, что нельзя понимать атрибут «аль-йад» на внешнем значении (как мутазилиты говорят, что нельзя понимать видение Аллаха на внешнем значении), говоря, что «аль-йад» на внешнем значении – это орган (как мутазилиты говорят, что видение на внешнем значении – это обладание телом, образом и стороной) и в чем разница между этими двумя вещами?

Так же я спрашивал про «образ», сказал, что смысл этого – то, что можно увидеть, смотря на кого-либо или что-либо. Т.е. это внешний вид, если это так, и Аллаха можно увидеть, то почему нельзя сказать, что Он обладает Образом, соответствующим Его величию? Потому что «увидеть без образа» – это утверждение, противоречащее само себе. Образ – это то, что можно увидеть, смотря на объект, а если сказать, что у объекта нет образа, то это равносильно тому, что сказать, что объект нельзя увидеть.

Ответы Абу Али аль-Аш’ари на возражения:

Ответ на первое возражение: Еще раз. В вопросе разговора Мусы (мир ему) с Аллахом есть два аспекта:

Первый – раскрытие завесы между Мусой и атрибутом Аллаха «аль-Калам», и это раскрытие закончилась. А если ты хочешь спросить молчит ли иногда Аллах, то отвечу словами Имама Ибн Джарира ат-Табари (224–310 гг.х), да смилуется над ним Аллах:

هُوَ الـمُتَكَلِّمُ الَّذِي لَا يَجُوزُ عَلَيْهِ السُّكُوتُ

«Он (Аллах) разговаривает и в отношении Него невозможно молчание» («ат-Табсыр фи ма’алим ад-Дин», стр. 128), потому что если бы Аллах иногда говорил, а иногда молчал, то это означало бы наличие в самом Аллахе изменений, а это указание на сотворенность.

И самое главное, что надо понять в этом вопросе – речь Аллаха это качество Аллаха, а не его действие.

Ответ на второе возражение: У мутазилитов и муджасима есть интересная точка единства: обе эти группы считают, что такие слова как видение или атрибуты, как «аль-йад», имеют лишь материальную и телесную природу, а другие значения и смыслы для этих слов невозможны, потому что мы в этом мире видим, что все что можно увидеть, то занимает место, или «йад» может означать лишь руку, как часть и орган. Дальше эти группы разошлись в выводах из этой общей для них основы: мутазилиты, утверждая, что подобные смыслы неподобают величию Аллаха, стали это отрицать, а мушаббиха, опираясь на свое правило все и всегда толковать буквально, стали утверждать эти смыслы. Но обе эти группы едины, что видение может быть только телесным, и если что-то можно увидеть, то оно обязательно должно иметь направление.

Ашариты же утверждают, что смыслы атрибутов вытекают из природы Существования того, кто этими качествами описан. Если это Предвечный Создатель, который создал небеса и землю, и который не имеет начала и конца, который был до существования времени и пространства, то и Его качества будут соответствовать Его существованию, т.е. не будут материальными. И соответственно, видение – это раскрытие существования, и если нечто существует в пространстве и времени, то и видение этого будет соответствующим, а если нечто существует вне времени и пространства, как Всевышний Аллах, то видение, как вид раскрытия Его существования, будет вне времени и пространства. Но наша земная природа неспособна увидеть существование вне времени и пространстве, и поэтому это будет величайшей милостью, которая проявится в Его покорных рабах в виде сотворенной в них новой способности увидеть существование своего Создателя вне времени и пространстве.

Что касается образа, то Всевышний Аллах не обладает ни формой, ни образом, не является телом и не занимает пространство и время. Утверждение о невозможности видения без образа относится к миру материи и тел, а утверждение, что видение Аллаха должно быть таким же, является сравнением Творца образов и материи с этими образами и материей, а Аллах чист от такого уподобления.

И еще раз: тела можно увидеть в виде образа, потому что они существуют в таком виде, а Аллаха мы увидим вне пространстве и времени, потому что Аллах существует вне пространства и времени. Какое существование – такое и видение.

Итог: Нет, ашариты не попали в ту же ошибку, что и мутазилиты, и хвала Аллаху за это.

Похожие материалы