Абдуллах ибн Аббас (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
سَلُوا اللَّهَ بِبُطُونِ أَكُفِّكُمْ، وَلاَ تَسْأَلُوهُ بِظُهُورِهَا، فَإِذَا فَرَغْتُمْ فَامْسَحُوا بِهَا وُجُوهَكُمْ
«И просите Аллаха о чём-либо, подняв руки ладонями вверх, и не просите Его, поднимая руки ладонями вниз, и когда закончите, проводите ими по своим лицам». (Абу Дауд, хадис № 1487)
Шейх Шуайб аль-Арнаут сказал в своём издании «Сунан Абу Дауда» (2/607), что иснад этого хадиса слабый.
Сообщается, что ‘Умар бин аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сказал:
كَانَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ إِذَا رَفَعَ يَدَيْهِ فِي الدُّعَاءِ، لَمْ يَحُطَّهُمَا حَتَّى يَمْسَحَ بِهِمَا وَجْهَهُ
«Воздев руки к небу во время обращения к Аллаху с мольбой, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) опускал их только после того, как проводил ими по лицу». (Ат-Тирмизи, хадис № 3386)
Хафиз аль-Ираки в своём тахридже (с. 362) к труду «Ихья» назвал этот хадис слабым.
Но есть два примечания:
1. слабые хадисы можно практиковать в области благих дел, как говорят большинство мухаддисов.
Доказательством того, что эти хадисы можно практиковать, является то, что шейх уль-Ислам, имам ан-Навави (631–676 гг. х.) привёл оба хадиса в своей книге «Аль-Азкар» (с. 641) в главе «Обращаясь с мольбами к Аллаху, следует воздеть руки к небу, а потом провести ими по лицу».
Также имам Мухаммад ибн Наср аль-Марвази (202–294 гг. х.) сказал в книге «Китаб аль-Витр» (с. 327):
ورأيت إسحاق يستحسن العمل بهذه الأحاديث
«И я видел, что Исхак ибн Рахавейх считает одобряемым практикование этих хадисов (о протирании лица)».
Исхак ибн Рахавейх (161–238 гг.х.) – один из имамов-саляфов;
2. вместе оба эти хадиса усиливают друг друга и достигают степени хадиса хасан (хадис с хорошим иснадом).
Шейх уль-Ислам, хафиз Ибн Хаджар аль-Аскаляни (773–852 гг. х.) сказал в книге «Булюг-уль-марам» (с. 464), комментируя хадис, который передал ат-Тирмизи:
أخرجه الترمذي. وله شواهد منها حديث ابن عباس عند أبي داود ومجموعها يقتضي أنه حديث حسن
«Его привёл ат-Тирмизи, и у него имеются свидетельства, в том числе приведённый Абу Даудом хадис от ибн Аббаса. В совокупности они ведут к тому, что этот хадис обладает степенью хасан (хороший хадис)».
Таким образом, мы имеем доказательство из Сунны в пользу этой практики.
Помимо этого, на дозволенность протирания лица после дуа указывает практика сподвижников, табиинов и их последователей из саляфов.
Передаётся, что Вахб Абу Нуайм сказал:
رَأيتُ ابْنَ عُمر وَابْنَ الزبيرِ يَدعوان، يديرَانِ بَالرَّاحتين عَلى الوجه
«Я видел, как Абдуллах ибн Умар и Абдуллах ибн аз-Зубейр делали дуа и обтирали ладонями свои лица». (Аль-Бухари, «Аль-Адаб аль-Муфрад», 609)
Имам Абу Бакр аль-Фирьяби (207–301 гг.х.) сказал:
حدثنا إسحق بن راهويه أخبرنا المعتمر بن سليمان قال : رأيت أبا كعب – صاحب الحرير- يدعو رافعا يديه ، فإذا فرغ : مسح بهما وجهه . فقلت له: من رأيت يفعل هذا؟ قال : الحسن بن أبي الحسن البصري
«Исхак ибн Рахавейх рассказал нам, что аль-Мутамар ибн Сулейман сказал ему: “Я видел, как Абу Ка’б делает дуа, подняв руки, и когда закончил, то провёл руками по своему лицу. И я спросил у него: “Кого ты видел, кто делал бы так?” Он ответил: “Хасана аль-Басри””». (Ас-Суюты, «Фадд аль-виа», с. 101. Ас-Суюты назвал иснад хорошим).
Хасан аль-Басри (21–110 гг.х.) был одним из великих табиинов.
Хафиз Абдур-Раззак ас-Сан’ани (126–211 гг. х.) сообщил в своём сборнике «Мусаннаф» (2/247–254) следующее:
بَابُ مَسْحِ الرَّجُلِ وَجْهَهُ بِيَدِهِ إِذَا دَعَا عَنِ ابْنِ جُرَيْجٍ، عَنْ يَحْيَى بْنِ سَعِيدٍ، «أَنَّ ابْنَ عُمَرَ، كَانَ يَبْسُطُ يَدَيْهِ مَعَ الْقاصِ» وَذَكَرُوا أَنَّ مَنْ مَضَى كَانُوا يَدْعُونَ، ثُمَّ يَرُدُّونَ أَيْدِيَهُمْ عَلَى وُجُوهِمْ لَيَرُدُّوا الدُّعَاءَ وَالْبَرَكَةَ ” قَالَ عَبْدُ الرَّزَّاقِ: «رَأَيْتُ أَنَا مَعْمَرًا يَدْعُو بِيَدَيْهِ عِنْدَ صَدْرِهِ، ثُمَّ يَرُدُّ يَدَيْهِ فَيَمْسَحُ وَجْهَهُ وَأَنَا أَفْعَلُهُ
«Раздел о том, что человек протирает лицо руками после дуа.
От Ибн Джурейджа, а ему от Яхьи ибн Саида передаётся, что Ибн Умар простирал свои руки вместе с рассказчиком.
И говорят, что те, кто был до нас, делали дуа, а затем возвращали свои руки на лицо, чтобы пролить баракат дуа на своё лицо.
И я видел, как Ма’мар ибн Рашид делал дуа, держа свои руки у груди, а затем вернул свои руки на лицо и протёр его.
И я делаю так же».
Имам Абдур-Раззак свидетельствует, что это было в обычае у саляфов. Он передал это от табиу табиина Ма’мара ибн Рашида (95–153 гг. х.) и сказал, что делает это сам.
Сын имама Ахмада Абдуллах ибн Ахмад (213–290 гг.х.)сказал:
قلت لأبي يمسح بهما وجهه قال أرجو أن لا يكون به بأس وكان الحسن إذا دعا مسح وجهه
«Я спросил у своего отца, протирает ли он лицо двумя руками. Ахмад сказал: “Я надеюсь, что в этом нет проблемы, и когда аль-Хасан аль-Басри делал дуа, он протирал своё лицо”». (Ибн Кайим, «Бада аль-Фаваид», 4/113)
Имам Исхак ибн Мансур аль-Каусадж (умер в 251 г. х.), ученик Ахмада и Исхака, сказал:
ولا يمسح بهماوجهه في شيء من الصلوات1، إنما يستحب مسح الوجه بعد الدعاء
«И не протирает никто руками лицо при любой молитве, а лишь желательно протирание лица после дуа». (Аль-Кавсадж, «Масаиль Ахмад уа Исхак», 2/820)
Некоторые недобросовестные люди, категорично заявляющие, что протирание лица после дуа является нововведением, в качестве аргументации приводят слова учёных-факихов, порицающих протирание лица после чтения дуа-кунут в намазе. Таким образом, они занимаются подтасовкой.
Имам Абу Бакр аль-Байхаки (384–458 гг. х.) сказал в своём сборнике «Сунан аль-Кубра» (2/212):
فَأَمَّا مَسْحُ الْيَدَيْنِ بِالْوَجْهِ عِنْدَ الْفَرَاغِ مِنَ الدُّعَاءِ فَلَسْتُ أَحْفَظْهُ عَنْ أَحَدٍ مِنَ السَّلَفِ فِى دُعَاءِ الْقُنُوتِ ، وَإِنْ كَانَ يُرْوَى عَنْ بَعْضِهِمْ فِى الدُّعَاءِ خَارِجَ الصَّلاَةِ وَقَدْ رُوِىَ فِيهِ عَنِ النَّبِىِّ -صلى الله عليه وسلم- حَدِيثٌ فِيهُ ضَعْفٌ ، وَهُوَ مُسْتَعْمَلٌ عِنْدَ بَعْضِهِمْ خَارِجَ الصَّلاَةِ ، وَأَمَّا فِى الصَّلاَةِ فَهُوَ عَمَلٌ لَمْ يَثْبُتْ بِخَبَرٍ صَحِيحٍ وَلاَ أَثَرٍ ثَابِتٍ وَلاَ قِيَاسٍ ، فَالأَوْلَى أَنْ لاَ يَفْعَلَهُ
«А что касается протирания лица по окончании кунут-дуа, то ни от одного саляфа нет сообщений об этом, несмотря на то, что от некоторых из них передаются слова о протирании лица вне молитвы, и на эту тему есть хадис от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), имеющий слабость, на который, [тем не менее], ссылались некоторые саляфы в вопросе о протирании лица вне молитвы. Тогда как о протирании лица по окончании дуа-кунут не установлено ничего достоверного».
Здесь мы видим, что имам аль-Байхаки чётко разделил протирание дуа в молитве и вне её.
А в книге «Шуаб аль-Иман» (2/374) имам аль-Байхаки сказал:
وَمِنْهَا: أَنْ يَمْسَحَ وَجْهَهُ بِيَدَيْهِ إِذَا فَرَغَ مِنَ الدُّعَاءِ
«[И к адабам дуа относится] протирать лицо руками после его окончания».
Далее мы приведём высказывания наших шафиитских факихов на этот счёт.
Имам Ибн Хаджар аль-Хайтами (909–974 гг. х.) сказал в книге «Тухфат уль-мухтадж»:
(لَا يَمْسَحُ وَجْهَهُ) أَيْ الْأَوْلَى تَرْكُهُ إذَا لَمْ يَرِدْ وَالْخَبَرُ فِيهِ وَاهٍ عَلَى أَنَّهُ غَيْرُ مُقَيَّدٍ بِالْقُنُوتِ أَمَّا خَارِجَهَا فَغَيْرُ مَنْدُوبٍ عَلَى مَا فِي الْمَجْمُوعِ وَمَنْدُوبٍ عَلَى مَا جَزَمَ بِهِ فِي التَّحْقِيقِ
«Не следует протирать лицо по окончании дуа-кунут, потому что на эту тему не пришло никакого хадиса. А что касается протирания лица вне молитвы, то согласно тому, что сказано [в книге имама ан-Навави] “Аль-Маджму’”, это не является желательным; согласно же сказанному в [его] книге “Ат-Тахкык” это желательно (мандуб)».
То, что имам ан-Навави не считал желательным протирание лица после дуа в книге «Аль-Маджму», не означает, что он считал это недозволенным. Речь лишь о том, есть желательность или нет.
Ведь в этой же книге имам ан-Навави посчитал, что протирание лица относится к этикету (адабам) дуа.
Имам ан-Навави (631–676 гг. х.) сказал в книге «Аль-Маджму» (4/656):
وَرَفْعُ يَدَيْهِ وَمَسْحُ وَجْهِهِ بَعْدَ فَرَاغِهِ
«[И к адабам дуа относится] поднятие рук и протирание лица после его окончания».
Но, как сказал имам Ибн Хаджар в книге “Тахкык”, которая является последней, имам ан-Навави посчитал протирание желательным действием.
Имам Яхья аль-Имрани (489–558 гг. х.) сказал в своей книге «Аль-Байан» (2/257):
يستحب أن يمسح يديه على وجهه عند الفراغ من الدعاء
«Желательно протирать лицо после дуа».
Имам Бафадль аль-Хадрами (умер в 918 г. х.) в своей книге «Аль-Мукаддиматуль хадрамийа» (с. 74) сказал:
ويندب فيه وفي كل دعاء رفع اليدين ثم مسح الوجه بهما
«В дуа по окончании молитвы и в любом другом дуа рекомендуется поднимать руки, а затем протирать ими своё лицо».