Положение тех, кто отрицает вечность Рая и Ада

Имам Такиюддин ас-Субки (683 — 756 гг. х.), да смилуется над ним Аллах, пишет в книге «Аль-И’тибар би бакаиль джаннати ва ннар»:

فإن اعتقاد المسلمين أن الجنة والنار لا تفنيان وقد نقل أبو محمد بن حزم الإجماع على ذلك وأن من خالفه كافر بإجماع، ولا شك في ذلك فإنه معلوم من الدين بالضرورة وتواردت الأدلة عليه

«Воистину, правильная акыда мусульман содержит убеждение, что Рай и Ад никогда не исчезнут. Вдобавок имам Абу Мухаммад ибн Хазм аль-Андалуси говорит, что учёные уммы единодушны (иджма) в этом убеждении и что тот, кто противоречит иджме по данному вопросу, является кяфиром (по этой иджме). В этом нет сомнений, поскольку данное положение Ислама распространено среди мусульман, общеизвестно, и есть ясные доказательства его истинности».

В этой же книге имам ас-Субки пишет:

ولذلك أجمع المسلمون على اعتقاد ذلك وتلقوه خلفا عن سلف عن نبيهم صلى الله عليه وسلم وهو مركوز في فطرة المسلمين معلوم من الدين بالضرورة بل وسائر الملل غير المسلمين يعتقدون ذلك ومن رد ذلك فهو كافر

«Существует единогласное мнение (иджма) мусульман, что Рай и Ад никогда не исчезнут. Халяфы переняли это убеждение от саляфов, а саляфы — от самого Пророка, да благословит его Аллах и приветствует! Оно прочно закрепилось в фитре мусульман и стало известным каждому. Более того, прочие, не имеющие отношения к Исламу, религиозные общины исповедуют вечность Рая и Ада. Следовательно, всякий, кто отрицает это вероубеждение, является кафиром».

Имам Абу Мансур аль-Багдади (ум. 429 г. х.), да смилуется над ним Аллах, пишет в «Аль-Фарк байналь-Фирак»:

 وأجمعوا ايضا على جواز الفنا على العالم كله من طريق القدر والامكان وانما قالوا بتأييد الجنة ونعيمها وتأييد جهنم وعذابها من طريق الشرع واجازوا ايضا فناء بعض الاجسام دون بعض واكفروا ابا الهذيل بقوله بانقطاع نعيم الجنة وعذاب النار واكفروا من قال من الجهمية بفناء الجنة والنار

«затем, опираясь на доказательства абсолютного всемогущества Всевышнего Аллаха, шейхи Ахлю-Сунна сошлись в том, что полное уничтожение сотворённого мира возможно [с точки зрения разума]. А в основе утверждения шейхов о том, что Рай и Ад вечны, лежат неоспоримые доводы Шариата. Поэтому шейхи объявили, что Абу Гузейль — в куфре, из-за его слов о том, что блаженства Рая и мучения Ада временны. Также они указали на куфр джахмитов, исповедующих конечность Рая и Ада».

Имам Абу Мансур аль-Багдади, да смилуется над ним Аллах, пишет в «Усулю д-Дин»:

وهذا القول وان كان فاسدا فانه لا يوجب عندنا تكفيرا لانه خلاف فى وصف العبد وانما يكفر الجهمية فى شيئين : احدهما قولهم بان الجنة والنار تفنيان والثانى قولهم بحدوث علم الله تعالى لان هذا يوجب ان لا يكون عالما قبل حدوث علمه

«и хотя эти слова (об отсутствии свободы воли) являются ложными, они, тем не менее, не приводят, согласно нашему мнению, к куфру. Куфр джахмитов, таким образом, заключается лишь в двух вещах:

1) убеждённость в конечности Рая и Ада;

2) убеждённость в том, что Знания Аллаха о вещах появились после Его незнания о них…».

Мнение шейха Саида Фуды, да хранит его Аллах, по поводу адских мучений:

«Нет хадисов от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, которые указывали бы на то, что адские мучения для кяфира прекратятся. Те немногочисленные передачи, на которых основываются ибн Таймийя и ибн Кайим, во-первых, приводятся лишь от некоторых сподвижников, во-вторых, не являются достаточным основанием, чтобы утверждать конечность наказаний Ада и, в-третьих, не указывают со всей ясностью на истинность того, что они (ибн Таймийя и ибн Кайим) утверждают. Кроме того, большинство этих риваятов недостоверно. Следовательно, по этим и другим причинам истинность вечных наказаний для обитателей Ада [из неверующих] не подлежит никакому сомнению».

Похожие материалы