Танвируль-Кулюб. Акыда. Урок 4. Доказательства безначальности и бесконечности Аллаха.

Аль-Кидам — это Предвечность (Безначальность) Аллаха.
Предвечность – это отсутствие начала Существования Аллаха,
 
Он не был сотворен вообще — вне связи со временем.
 
Ни для Его Сущности, ни для Его сифатов нет начала.
А противоположность этому — худус (араб. сотворенность, изменяемость). Худус — это начало существования чего-либо.
 
Всевышний не может характеризоваться категорией «стать»: ни Сущность Его, ни Его Атрибуты.
 
Почему мы говорм, что Аллах Предвечен? Потому что наш разум отрицает Его сотворенность. Если мы допустим, что Он не предвечен, то Он имеет начало.
 
Все существующее делится на 2 категории: кадим (безначальный) и хадис (имеющий начало). Если допустить, что у Аллаха есть начало, значит, кто-то дал ему это начало.
 
Если мы допустим, что у Него есть начало, то это значит, что есть кто-то, кто дал Ему начало. А если так рассуждать, то будет цепочка, что есть кто-то, которого сотворил кто-то — и так далее до бесконечности. Это ложное утверждение. Как мы доказали, что мир сотворен и имеет начало, соотвественно, мы доказываем, что есть тот, кто его (мир) сотворил и Его (Того, Кто сотворил мир) бытие не может быть допустимым.
 
Итак, Его (Аллаха) бытие не может быть невозможным и допустимым. Аллах обязательно Существующий (ваджибуль-вуджуд). Соответственно, допустимость и невозможность в отношении Аллаха невозможны.
 
Существование Аллаха обязательно.
 
Если бы Его бытие было допустимо, то это значило бы, что Он Сам сотворил Себя. Это невозможно. Аллах не прикладывает Силу, чтобы существовать или чтобы существовали какие-либо Его атрибуты.
 
Из этого следует, что Всевышний — обязательно Существующий, то есть Предвечный (Кидам).
 
Мы доказали это в отношении Сущности (Она предвечна и не имеет начала). То же самое — в отношении Его атрибутов. Если бы атрибуты не были бы предвечными, то они были бы сотворены, а это ложь. Если бы Его атрибуты были сотворенными, то Его Сущность была бы сотворена.
 
Мы знаем о правиле, что все, что характеризуется сотворенными характеристиками, признается сотворенным в своей сущности, так как атрибуты вытекают из сущности.
 
В свое время имам Ахмад спорил с му’тазилитами, которые говорили, что Речь Аллаха сотворена. А это указывало на сотворенность Сущности Аллаха. Поэтому имам Ахмад жестко отстаивал правильное мнение — что Речь Аллах Предвечна как сифат. Ведь обратное подразумевает, что Сущность также сотворена, а это невозможно.
 
Доказательство из Корана (смысл): «Он Первый и Последний».
 
Теперь немного о странной ситуации, когда современные ваххабиты (в частности, в свое время Ибн Баз) говорили, что Аллаха нельзя называть Аль-Кадим, так как, по их словам, это не пришло из Корана и Сунны, хотя все мы знаем, что имам ат-Тахави начинает именно с этого свою книгу (со слов: «Предвечный без начала»). Значи, саляфы называли Аллаха Аль-Кадим. Просто стоит различать сифат и Имя.
 
Сифат – это то, как ты описываешь что-то, а имя – это то, как ты что-то называешь. Вот обращаться к Аллаху можно лишь так, как Он Себя описал. В этом нет разногласий, и самим имена придумывать нельзя. Но есть описание. Например, Аль-Вуджуд – Существование Аллаха (сифат) – этот сифат не пришел из Корана, но мы же знаем, что Аллах существует.
 
Имам аль-Газали говорил, что если ты описываешь Аллаха чем-то, что не указывает на недостаток и не противоречит Корану и Сунне, то описывать так можно, но, конечно, не называть.
 
Мусульмане сошлись на том, что Аллаха можно называть Аль-Кадим (Предвечный, Безначальный). Все ненужные споры в этом вопросе исходят от последователей Ибн Таймиййи. В частности, аль-Изз аль-Ханафи, хашавит, поднял эту смуту — что ашариты (Ахлю-с-Сунна) называют Аллаха так, как Он не описывает Себя. Однако другой ученик Ибн Базза говорил позже, что так можно, то есть у них у самих нет единого мнения в этом вопросе.
 
Следующий сифат — Аль-Бака, что означает Бесконечность Аллаха.
 
В принципе, этот сифат вытекает из сифата Предвечность. Почему? Потому что у того, у чего нет начала, не может быть и конца, так как это характеристика творений. Значит, у того, у кого есть начало, может быть и конец.
 
Все создания можно разделить на те, у кого есть конец, и те, у кого нет конца. Например, наша душа не имеет конца, но души не характеризуются сифатом бесконечность, просто в отношении души – это допустимо по Воле Аллаха. Также Ад, Рай не имеют конца. Однако нужно отметить отличие — Бесконечность Аллаха обязательна, а бесконечность всего, что не имеет конца, – лишь допустима.
 
Противоположность Бесконечности – аль-фана (уничтожение, или конечное существование).
Бесконечность обязательна в отношении Аллаха и Его сифатов.
 
Все, что мы говорим о Сущности, мы говорим и о сифатах, так как сунниты не отделяют Сущность от сифатов, то есть мы не говорим, что сифат существует отдельно от Сущности, но и не говорим, что это одно и то же. Почему? Если мы скажем, что есть Сущность, и есть, например, Аль-Ильм (Знание), и они отдельно существуют, то получится, что есть два предвечных. Если же мы скажем, что это одно и то же, то тогда получится, что у Аллаха есть, например, сифаты Аль-Ильм (Знание) и Аль-Ирада (Воля), но если и то, и это — Сущность, то выходит, что Знание Аллаха и Воля Аллаха — одно и то же. Однако это ложно. Последнее называют тартыль — уничтожение сифатов, что было одним из заблуждений му’тазилитов, которые как раз и говорили, что Аль-Ильм — это Аллах, Аль-Ирада — это Аллах — и так далее.
 
Таким образом, сифат — это не сама Сущность, но и не что-то существующее отдельно. Данное понимание всегда нужно держать в голове, так как мы постоянно говорим: «Сущность и сифаты». Это не отдельные вещи, так как отделенность и сочленность — это не характеристики Аллаха. Его сифаты — это не органы. Поэтому они существуют не как часть, а как именно — мы не знаем.
 
Почему Аллах не имеет конца? Потому что Он Предвечен. А если бы Он имел конец, то был бы сотворенным.
 
Предвечное никогда не может уничтожиться, окончиться.
 
Если бы Его Атрибуты были конечны, то они были бы сотворены. Из того, что Его сифаты сотворены, вытекало бы, что Его Сущность сотворена. То, что вытекает из сотворенного, само сотворено.
 
Доказательство из Корана (смысл): «Он Первый и Последний», а также аят Корана о том, что все исчезнет, кроме Сущности Аллаха.
 
А то, что не будет уничтожено, не обязательно бесконечно. Например, нельзя сказать, что бесконечность является обязательным атрибутом Ада, так как существование Ада лишь допустимо. В отношении же Аллаха — это обязательный атрибут. В этом огромное различие.
Похожие материалы