Усуль аль-фикх
В определении выражено[1]:
Первое – общие, а не конкретные доказательства фикха. Например, это исследование повеления в общем виде, то есть того, что повеление указывает на обязательность в прямом смысле, и рассмотрение запрета в общем виде, то есть того, что запрет указывает на запретность в прямом смысле.
Второе – способы использования этих доказательств.
И третье – качества, которыми должен обладать тот, кто использует эти доказательства (муджтахид).
И этими тремя вещами занимается наука усуль аль-фикх.
Что же касается частных доказательств фикха, например, слов Всевышнего Аллаха:
وَأَقِيمُوا الصَّلَاةَ
(смысл: «Выстаивайте молитву»[2]), – или:
وَلَا تَقْرَبُوا الزِّنَى
(смысл: «Не совершайте прелюбодеяния и избегайте всего, что ведёт к нему»[3]), – или намаза Посланника Аллаха в Каабе, или единодушного мнения ученых (иджма) о том, что дочь сына получает в наследство 1/6 имущества покойного в случае, если у нее нет родственника со стороны отца, или сравнения (кыяс) риса с пшеницей в том смысле, что они одинаковы в плане запрета обмена с выгодой, или того, что омовение не нарушается у того, кто сомневается, нарушилось ли оно[4], – все это не относится к усуль аль-фикх, хотя эти вопросы и упоминаются в книгах по усулю в качестве примеров. И размышление об этом – дело факихов. И на основании повеления в словах Всевышнего Аллаха:
وَأَقِيمُوا الصَّلَاةَ
(смысл: «Выстаивайте молитву»[5]), – факих скажет, что речь идет об обязательности. А на основании запрета в словах Всевышнего Аллаха:
وَلَا تَقْرَبُوا الزِّنَى
(смысл: «Не совершайте прелюбодеяния и избегайте всего, что ведёт к нему»[6]), – факих скажет о запретности. А специалисты по усулю говорят о требовании, которое содержится в повелении или запрете, не рассматривая конкретный пример.
Разделы усуль аль-фикх
Усуль аль-фикх включает в себя различные разделы:
- Виды речи (аксам аль-калям).
- Повеление (амр).
- Запрет (нахью).
- Общее (‘ам).
- Частное (хад).
- Разъясненное, конкретное (мубайян).
- Неясное, общее (муджмаль).
- Явное (захир).
- Истолкованное (муавваль).
- Поступки Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует .
- Отменяющий (насих).
- Отмененный (мансух).
- Единодушное мнение ученых (иджма).
- Сообщение (ахбар).
- Запрет (хазар) и дозволенность (ибаха).
- Суждение по аналогии (кыяс).
- Последовательность доводов (тартиб аль-адиля).
- Качества того, кто выносит шариатские решения, – муфтия.
- Качества того, кто следует за фетвой, – мустафти.
- Муджтахид.
[1] Иными словами, определение науки усуль аль-фикх состоит из трех частей.
[2] Сура «Ан-Нур», аят 56 (24:56).
[3] Сура «Аль-Исра», аят 32 (17:32).
[4] Вышеприведенные примеры демонстрируют конкретные воплощения в фикхе понятий «повеление», «запрет», «действия Пророка », «единодушное мнение ученых (иджма)», «суждение по аналогии (кыяс)», «удержание основы (истисхаб)».
[5] Сура «Ан-Нур», аят 56 (24:56).
[6] Сура «Аль-Исра», аят 32 (17:32).