Многобожники поклонялись своим божкам, считая, что те способны приблизить их к Аллаху. И об этом факте рассказывает нам Священный Коран. (Отсюда) признаётся совершение мушриками двух великих грехов:
Они поклоняются своим богам, будучи убежденными, что боги эти вместе с Всевышним Аллахом автономно влияют на вещи объективного мира, а это явный куфр. Поэтому, когда во времена джахилии многобожники исполняли обряд хаджа, они говорили в своей тальбии такие слова:
(Однако) известно из науки таухида (единобожие), что в плане сотворения нет никакого действия, кроме действия Аллаха. Отсюда, всякий, кто утверждает в отношении чего-либо, кроме Аллаха, независимое от Него действие (которое является сотворением), является кяфиром, даже если он, несмотря на это, считает себя верующим».
(Цитируется по книге «Ад-Дурру-с-самин мухатасару-р-раддиль мухкамиль матин», с. 10).
Из этого важного текста шейха аль-Гумари, да будет им доволен Всевышний Аллах, видно, что ширк многобожников заключается не в обращении к кому-либо, помимо Аллаха, с просьбой, как полагают ваххабиты, а в убеждении, будто вещи имеют автономное и независимое от воли Всевышнего Аллаха влияние на объективный мир. Другими словами, ширк многобожников времён джахилии состоит в нарушении таухида действий, о котором истинно суннитская ашаритская акыда говорит следующее:
Это великое правило. Истинно верующему следует соблюдать и исповедовать три вида таухида, утвержденных ашаритской доктриной:
1. «Таухид аз-зат» – Единство Сущности, заключающееся в Её неделимости и неподобии.
2. «Таухид ас-сифат» – Единство атрибутов Всевышнего Аллаха, заключающееся в неделимости и совершенном неподобии их сотворённому.
3. «Таухид аль-афааль» – Единство действий Всевышнего Аллаха, заключающееся в абсолютном неподобии Его действий действиям сотворенного. Об этом виде таухида и говорится в вышеприведённых словах имама Абуль-Хасана Ашари, да будет доволен им Всевышний Аллах.