Вероубеждение имама аль-Ашари. Интервью с шейхом Саидом Фудой

Ведущий:
 
Дорогие телезрители, сегодня с нами доктор Саид Фуда, ученый, который специализируется в изучении исламской акыды и усуль аль-фикх. Его перу принадлежит много книг по акыде и усулю. Я вас приветствую, шейх Саид.
 
Шейх Саид:
 
Спасибо.
 
Ведущий:
 
Наш разговор сегодня будет связан с имамом аль-Ашари, с его личностью и его взглядами. Может быть, вы для начала скажете несколько слов об этом имаме, чтобы мы все получили пользу?
 
Шейх Саид:
 
Если кратко, то наш имам аль-Ашари родился, как говорят историки, в 260-м году по хиджре, то есть он относится к первым трем поколениям мусульман. А умер он, согласно самому достоверному мнению, в 324-м году по хиджре. В начале свой жизни он был мутазилитом и придерживался этих взглядов приблизительно в течение 40 лет. Затем он стал пересматривать свою позицию, спорить с имамами мутазилитов и других течений в Исламе и в итоге пришел к защите мазхаба Ахлю-с-Сунна, то есть мазхаба сахабов и табиинов. И так он стал защищать основы мазхаба суннитов на основе своих знаний по рациональным наукам, логике, науке о ведении дискуссий и споров. И в его время практически все сунниты стали относить свои убеждения именно к нему, потому что они увидели, как он доказывает и отстаивает те истины, которые были у них в сердцах, но которые они не могли доказать логически и отстоять в дискуссиях.
 
И когда знания имама аль-Ашари проявились, то Ахлю-с-Сунна стали себя относить к этому имаму. А другая часть суннитов стали называть свои убеждения по имени другого имама, который также жил в это время, но в другой части халифата. Это имам Абу Мансур аль-Матуриди. И после этих двух имамов вплоть до наших дней Ахлю-с-Сунна себя относят именно к этим двум великим имамам.
 
Ведущий:
 
Есть ли различия в убеждениях имама аль-Ашари и имама аль-Матуриди?
 
Шейх Саид:
 
Есть незначительные расхождения в некоторых частных вопросах. Об этих расхождениях отдельно писали алимы, в частности, Ибн Камаль-паша. У меня тоже есть книга, где разъясняются вопросы, в которых ашариты и матуридиты разошлись. Они сводятся к одиннадцати. Но алимы: и ашариты, и матуридиты – едины в том, что нет расхождений в основах вероубеждения. Акыда делится на основы и частности. Что касается расхождений между ашаритами и матурудитами, то практически все они – это расхождения в формулировках того или иного положения акыды. Как это понять? Разными словами выражается один и тот же смысл.
 
Но в основах вероубеждения нет ни одного принципиального вопроса, в котором бы ашариты и матуридиты разошлись. Как мы сказали, расхождения касаются тех вопросов, которые алимы называют «частными вопросами по акыде».
 
Более того, есть примеры того, как алимы-ашариты в вопросах расхождения между ашаритами и матуридитами, выбирали мнение имама Абу Мансура аль-Матуриди и как некоторые алимы-матуридиты выбирали мнение имама аль-Ашари.
 
Поэтому имамы Ахлю-с-Сунна считают, что ашариты и матуридиты – это одна большая школа. Но так как имам аль-Ашари больше известен, то обычно относят Ахлю-с-Сунна именно к имаму аль-Ашари.
 
Ведущий:
 
Из ваших слов вытекает, что если ашариты расходились, например, в каком-то вопросе с мутазилитами, то матуридиты были согласны в ашаритами?
 
Шейх Саид:
 
Да, конечно. Просто эти два имама жили в разных частях халифата. Имам аль-Ашари жил в Багдаде. И он покидал Багдад только для недлительных путешествий и умер в Багдаде.
 
А имам Абу Мансур аль-Матуруди жил на территории «Мавараннахр» – это современная средняя Азия, которая входила в состав СССР.
 
Имам аль-Ашари спорил с мутазилитами, впрочем, не только с ними. Дискуссии велись с иудеями, христианами, индуистами, философами. И этот имам написал много книг против них
 
Ведущий:
 
Они дошли до нас?
 
Шейх Саид:
 
До нас, по милости Аллаха, дошло 6 книг. Некоторые из них передаются его учениками. Также ученики его учеников кратко излагали его книги. В частности, имам Ибн Фурак написал отдельную книгу «Макалят аль-Ашари», где он подробно приводит мнения этого великого имама. И эта книга может считаться основной книгой, по которой можно ознакомиться с мнением имама аль-Ашари.
 
Но большая часть книг имама аль-Ашари до нас не дошла. Они еще существовали в 6-м, 7-м и 8-м веках по хиджре. Эти книги были в Багдаде, Шаме и в Египте. Алимы-ашариты, которые тогда жили, приводили цитаты из рукописей книг имама аль-Ашари, которые были у них.
 
До нас же дошли 6-7 книг. Есть маленькие книги, есть и побольше.
 
Возвращаемся к имаму Абу Мансуру аль-Матуриди. В то же время, когда жил имам аль-Ашари, в другой части халифата жил другой великий имам. Удивительно, что эти два имама были современниками. Имам Абу Мансур аль-Матуриди умер в 333-м году по хиджре.
 
Несмотря на то, что эти два имама не встречались друг с другом и даже не знали о существовании друг друга, их убеждения были одинаковы. Когда ученики и ученики учеников этих двух имамов встретились и сравнили их позиции по вопросам вероубеждения, они пришли к выводу, что это один мазхаб.
 
Имама Абу Мансура аль-Матуриди относят к имаму Абу Ханифе, потому что основу своего мазхаба он строит на книгах Абу Ханифы, которые дошли до него. Точно так же имам аль-Ашари строил свой мазхаб на усуле и книгах имама аш-Шафии.
 
Итак, имам аль-Матуриди – ханафит, а имам аль-Ашари – шафиит. С самого начала и ашариты, и матуридиты – это одна группа, один мазхаб. Это всё – великие алимы Ахлю-с-Сунна Валь-Джама’а.
 
Ведущий:
 
Так как имам аль-Ашари более известен, то можете сказать, какую роль он сыграл в объединении мусульман?
 
Шейх Саид:
 
Имам аль-Ашари отошел от убеждений мутазилитов, а это произошло не за один день, этому предшествовали долгие дискуссии с имамами мутазилитов и обсуждения. Надо сказать, что в 3-м веке, то есть во времена имама аль-Ашари, мазхаб мутазилитов был широко распространен. И нужно было даже быть мутазилитом, чтобы быть шариатским судьей!
 
И когда появился имам аль-Ашари и мутазилиты ничего не могли ему ответить, то сердца мусульман-суннитов обратились в сторону имама аль-Ашари. Затем у имама аль-Ашари появились ученики, которые потом стали великими имамами, например, аль-Бундар, Ибн Муджахид, Абу аль-Хасан аль-Бахили. Хотя эти имена и не особо известны, это были великие алимы. А уже их ученики были известны на весь исламский мир, их имена знают и в наши дни. Это такие алимы, как имам аль-Бакиляни, Ибн Фурак, Абу Исхак аль-Исфараиини. Эти алимы стали настолько известны, что к ним направлялись на учебу мусульмане с других исламских земель: например, из Магриба или Андалусии. Мусульмане ехали в Багдад и Шам учиться у учеников и учеников учеников имама аль-Ашари.
 
И великий алим-маликит Абу Валид аль-Баджи из земель Магриба поехал в Шам и Багдад, чтобы получать знания у этих алимов. Аль-Баджи – это великий маликитский факих, знаток усуля, логики. Именно он дискутировал с Ибн Хазмом, который был его современником. Та дискуссия передается и дошла до наших дней. Она издана в одном томе. Итогом этой дискуссии было то, что мазхаб захиритов, которые всё понимают буквально, стал сходить на нет в этой местности. Во многом это случилось благодаря имаму аль-Баджи, который был ашаритом.
 
Ведущий:
 
Ибн Хазм был захиритом?
 
Шейх Саид:
 
Да, это имам захиритов. Он считается вторым по значимости алимом среди захиритов после Дауда аз-Захири.
 
Ведущий:
 
Это был распространенный мазхаб?
 
Шейх Саид:
 
Нет, этот мазхаб просуществовал определенное время и в определенной местности. Он никогда не был распространен.
 
Ведущий:
 
Ибн Хазм изменил свою позицию?
 
Шейх Саид:
 
Нет, это же имам. Имамы следовали своему мнению, даже если в некоторых вопросах не могли дать убедительный ответ. Никто не может заставить другого человека поменять свою позицию.
 
Но вот те, кто видел и следил за этой дискуссией, – они уже могли сделать для себя выводы. И когда люди увидели, что Абу Валид аль-Баджи одержал верх, они стали спрашивать: «Что это за школа, которая победила захиритов?» Мы никак не критикуем Ибн Хазма, просто это исторический случай.
 
Ведущий:
 
То есть простые мусульмане стали в этом мазхабе видеть то, что они сами исповедовали, но не могли это доказать и объяснить логически? Получается, что это и был их мазхаб, и никто не переходил ни в какой «новый мазхаб»?
 
Шейх Саид:
 
Именно так. Это было то, что имам аль-Ашари сам лично говорил, и то, что от него передают имам аль-Байхаки, Ибн Асакир, с непрерывным иснадом до имама аль-Ашари. У меня есть небольшая работа, где я подробно анализирую этот иснад. Когда имам аль-Ашари уже лежал при смерти, он позвал своих учеников, чтобы засвидетельствовать перед ними кое-что. Посмотрите, какое значение имам аль-Ашари придает этому вопросу, что даже перед смертью говорит об этом! Он говорит своему ученику: «Засвидетельствуй, что я не обвиняют в неверии никого из людей киблы». Это при том, что имам аль-Ашари не был согласен с ними по многим вопросам! Какие великие слова от великого имама! Вся его жизнь прошла в опровержении заблуждений и заблудших, но вместе с этим он не выносил им такфир.
 
Имам аль-Ашари сказал это перед своими учениками, а среди них был Захир ас-Сарахси, который приехал из Сарахса к имаму аль-Ашари в Багдад получать знания. И он просит этого ученика, чтобы он передал это мнение от него всем остальным.
 
Ведущий:
 
Если не было такфира, то какое же решение выносил имам в отношении тех, кто был с ним не согласен?
 
Шейх Саид:
 
Он говорил о заблуждении, об ошибке. Например, в науке таухид мы говорим, что Аллах существует. Это такой тип утверждения, который либо верен, либо не верен. Если один человек говорит, что Аллах есть, а другой говорит, что его нет, мы не можем сказать, что оба человека правы. Поэтому ученые говорят, что в акыде, если есть смысловые расхождения, обе стороны не могут быть правы. Одна сторона права, а другая ошибается.
 
В этом отличие акыды от фикха. Человек может делать намаз, сложив руки на груди, под пупком или держа их по швам. И не будет никаких проблем, каждый будет прав согласно своему мазхабу.
 
Мутазилиты говорят, что Аллах обязан совершать некоторые действия. Ашариты же говорят, что всё, что делает Аллах, – это по Его милости, но на Аллахе нет никакой обязанности. Ашариты говорят, что Аллах не обязан даже посылать пророков, это Его милость к своим творениям. Нет никакого действия, которое было бы обязательным для Аллаха. Мутазилиты говорят, что, когда Аллах сотворил людей, для Аллаха стало обязательным отправлять к ним посланников.
 
Имам аль-Ашари опровергал их в этом и в других вопросах.
 
Когда имам аль-Ашари понимал, что какое-то мнение ошибочное, то говорил тем, кто ошибся: «Вы ошиблись в частном вопросе акыды, но правы в основах вероубеждения, поэтому мы из людей киблы, мусульмане, мы делаем намаз друг за другом, но из-за вашей ошибки в таухиде вы вносите новшество в вероубеждение».
 
Ведущий:
 
То есть он говорил о заблуждении и ошибке, а не о такфире?
 
Шейх Саид:
 
Конечно, об ошибке. Он не объявлял их кяфирами, а намаз можно делать за праведником и грешником.
 
Ведущий:
 
Жаль, что люди это забывают.
 
Шейх Саид:
 
Наши великие имамы придавали этому вопросу огромное значение: и имам аль-Ашари, и другие. Они не говорили тем, с кем вели споры по акыде: «Твое имущество дозволено и так далее».
 
Если вопрос касался опровержения тех, кто отличался от нас в основах, например, философов, то и ашариты, и мутазилиты были едины в их критике.
 
Приведу вам пример. Имам аль-Газали, прежде чем опровергать философов, написал отдельную книгу, в которой перечислил их основные убеждения. Эта книга называется «Макасид аль-Фалясифа». Этим он как бы сказал: «Я изучил ваш мазхаб и пересказал его основы в этой книге». Затем он приступил к их опровержению и написал известную книгу, которая называется «Тахафут аль-Фалясифа», на которую написал опровержение Ибн Рушд. Имам аль-Газали говорит им: «Я говорю с вами не как ашарит и не только от лица ашаритов, но говорю с вами от лица ашаритов, мутазилитов, каррамитов, зейдитов и так далее», – то есть обращаюсь к вам от лица всех исламских мутакаллимов. И все мутакаллимы едины в опровержении ваших убеждений. И это вместе с тем, что имам аль-Газали опровергал и мутазилитов, и между ними было много расхождений. Мутакаллимы едины в опровержении тех, кто противоречит мусульманам в основах нашей религии.
 
Также мы должны понять, что условием объединения уммы не является устранение расхождений между нами. Если мы посмотрим на сами расхождения, то поймем, что их нельзя устранить.
 
Если человек скажет: «Я хочу объединить умму, устранив расхождения», – то он пытается достичь невозможного. Расхождения никогда не перестанут существовать.
 
От мусульман требуется прикладывать усилия к продвижению истины и стараться бороться с заблуждениями.
 
Мусульмане должны помогать друг другу, несмотря на расхождения между нами. Если я тебе поставлю условие, что помогу тебе только тогда, когда ты поменяешь свою точку зрения, то я никогда тебе не помогу. Мы же должны помогать друг другу в деле истины. Мы молим Аллаха, чтобы мусульмане вели себя именно так.
 
Ведущий:
 
Доктор Саид, вы упомянули, что имам аль-Ашари и ашариты в целом делают намаз за теми, кто расходится с ними во мнениях.
 
Шейх Саид:
 
Приведу вам ясный пример. Известно, что имам аш-Шафии спорил с Хафс аль-Фардом по некоторым вопросам, последний был мутазилитом. Эту дискуссию передает ученик Шафии аль-Музуни. Ведь мы уже говорили, что имам аль-Ашари следовал за имамом аш-Шафии.
 
Так вот, имам аш-Шафии говорил Хафсу, что из его слов вытекает куфр, но он не называл его кяфиром и не выносил такфир Хафсу. Затем они вышли, и Музуни, и Хафс сделали намаз за имамом аш-Шафии. Затем после намаза Хафс в шутку сказал Музуни: «Твой учитель почти меня убил». Они были не согласны друг с другом, но намаз друг за другом делали.
 
Ведущий:
 
Это очень красивое поведение. Такая умеренность должна быть примером для нас в поведении и в отношениях друг с другом.
 
Большое спасибо Вам, доктор Фуда, за этот разговор.
 
Шейх Фуда:
 

И Вам спасибо.  

Похожие материалы