Имам Абуль-Хаттаб аль-Кальвазани аль-Ханбали (432–510 гг. х.) сказал в своей поэме «Аль-Касыдату ад-Далияту»:
قالوا بما عرف المكلف ربه … فأجبت بالنظر الصحيح المرشد
قالوا فهل رب الخلائق واحد … قلت الكمال لربنا المتفرد
Меня спросили: «Как мукалляфу познать Господа?»
Я ответил: «Мыслью правильной, направляющей».
Спросили: «Един ли Господь творений?»
Я сказал: «Совершенство – нашему Господу одному».
قالوا فهل لله عندك مشبه … قلت المشبه في الجحيم الموصد
قالوا فهل تصف الاله ابن لنا … قلت الصفات لذي الجلال السرمدي
Спросили: «Похож ли Бог твой на что-либо?»
Я сказал: «Над уподобляющим сомкнётся огонь в Аду».
Сказали: «Опиши нам Господа своего».
Я сказал: «Описан сифатами Великого, Вечного».
قالوا فهل تلك الصفات قديمة … كالذات قلت كذاك لم تتجدد
قالوا فأنت تراه جسما مثلنا … قلت المجسم عندنا كالملحد
Спросили: «Вечны ли сифаты эти, как сущность сама?»
Я сказал: «Это так, и не меняются они никогда».
Сказали: «Так для тебя Он – тело, подобно нам?»
Я ответил: «Муджассим для нас – как неверующий».
قالو فهل هو في الاماكن كلها … فأجبت بل في العلو مذهب احمد
قالو فتزعم ان على العرش استوى … قلت الصواب كذاك اخبر سيدي
Спросили: «Находится ли Он везде?»
Я сказал: «Нет, но Возвышен, вот мазхаб Ахмада».
Сказали: «Считаешь ли ты, что Он на Арш “истава”?»
Я сказал: «Да, так сказал мой Господин».
قالوا فما معنى استواه ابن لنا … فأجبتهم هذا سؤال المعتدي
قالوا النزول فقلت ناقلة له … قوم تمسكهم بشرع محمد
Сказали: «Что за смысл у Его “истива”? Поясни нам».
Я ответил: «Так спрашивает лишь преступник один»[1].
Сказали: «Нузуль», я сказал: «Да, так передано
От людей, держащихся за шариат Мухаммада».
قالوا فيكف نزوله فأجبتهم … لم ينقل التكييف لي في مسند
قالوا فينظر بالعيون ابن لنا … فأجبت رؤيته لمن هو مهتدي
Спросили «Каков же он, тот “нузуль”?»
Сказал: «Придания образа я не нашёл в строках “Муснада”»[2].
Сказали: «Лицезрение Его глазами – расскажи о нём».
Я сказал: «Эта [честь] лишь для идущих прямым путём».
قالوا فهل لله علم قلت ما … من عالم الا بعلم مرتدي
قالو فيصف انه متكلم … قلت السكوت نقيصة المتوحد
Спросили: «Есть ли знание у Него?»
Я ответил: «Есть ли знающий без Него?»
Сказали: «Говорящим также описан Он».
Я сказал: «Да, ведь молчание для Единого есть порок».
قالوا فما القرآن قلت كلامه … من غير ما حدث وغير تجدد
قالوا الذى نتلوه قلت كلامه … لا ريب فيه عند كل مسدد
Спросили: «Что есть Коран?», я сказал: «Речь Его
не возникшая и не обновляющаяся»
Спросили: «А то, что читаем мы?», ответил: «Речь Его,
И благоразумный в этом не сомневается».
(Источник: «Аль-Мунтазам», Ибн аль-Джаузи, 9/190)
Немного об имаме Абуль-Хаттабе аль-Кальвазани
Хафиз Ибн аль-Джаузи аль-Ханбали сказал о нём в книге «Аль-Мунтазам» (17/153): «Он был авторитетом, достойным доверия, обладал многочисленными достоинствами и глубоким умом. Его авторству принадлежит красивая поэма (ши’р)».
Хафиз аз-Захаби сказал о нём в труде «Сияр»: «Шейх, имам, большой учёный и аскет, шейх ханбалитов Абуль-Хаттаб Махфуз ибн Ахмад ибн Хасан ибн Хасан аль-Ираки аль-Кальвазани аль-Багдади аль-Азджи, ученик Кадыя Абу Я`ля аль-Фарра.
Абу аль-Карам ибн аш-Шахразури сказал: «Когда Илькия аль-Харраси увидел Абуль-Хаттаба аль-Кальвазани, он сказал: “Вот идёт гора [знаний]”».
Абу Бакр ибн ан-Накур сказал: «Когда Илькия аль-Харраси видел Абуль-Хаттаба аль-Кальвазани, он говорил: “Вон идёт сам фикх”».
Абу Тахир ас-Силафи сказал о нём: «Он достойный доверия, имам из числа учёных [мазхаба] Ахмада».
Я [аз-Захаби] скажу: «Абу аль-Хаттаб был одним из лучших учёных, хорошим, правдивым человеком, обладал благим нравом, [рассказывал] интересные истории, был умным, передавал множество преданий. Изучал и записывал хадисы. Ибн Кулейб получил от него иджазу».
Ибн ан-Наджар сказал о нем: «Учился фикху у Абу Я’лы, прочитал Абу аль-Вани главу о наследстве. Стал имамом своего времени и шейхом своего века. Составил труды о [ханбалитском] мазхабе, усуле, разногласиях и стихах». (Цитата из книги «Сияр а’лям ан-нубаля»)
Хафиз Ибн Раджаб аль-Ханбали сказал о нём в «Зейль Табакат аль-Ханабиля»: «Он стал имамом своего времени, непревзойдённым среди современников в знании фикха. Обучал и давал фетвы, к нему приезжали ученики [из дальних краёв]. Составил прекрасные труды по мазхабу, усулю и разногласиям и использовал их в наилучших целях. Он автор известной поэмы-далийя [каждая строчка которой заканчивается на букву “даль”] о сунне и многих коротких стихов. Обладал хорошим нравом, был остроумен, знал интересные рассказы. Был смекалистым и находчивым. Вместе с тем он был очень религиозным, рассудительным, отличался хорошим поведением, благими поступками, вёл себя похвальным путём. Видел судью судей Абу Абдуллаха ад-Дамагани и передал много услышанного от него».
Хафих Ибн Касир сказал о нём в книге «Аль-Бидаят»: «Абуль-Хаттаб аль-Кальвазани – один из имамов и автор [книг ханбалитов]. Услышал много [хадисов], учился у Кадыя Абу Я’ля. Прочитал главу о наследстве Аль-Вани. Обучал, издавал фетвы и дискутировал. Составил труды об акыде и фикхе. Написал поэму о своих убеждениях и мазхабе».
[1] Кади Абу Я’ля (380–458 гг. х.) передал в книге «Ибталю-т-Таъвилят» (стр. 45) риваят от Ханбаля: «Ахмад cказал в риваяте от Ханбаля по поводу хадисов, в которых передаётся, что Аллах нисходит к нижним небесам [земли], что Аллаха увидят, что он поставит Свою стопу, и подобные им: «Мы верим в это и считаем правдивым, без придания Всевышнему образа и [без придания] смысла, и мы знаем, то, что сказал Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) – истина, когда доходит до нас по достоверной цепочке».
[2] Кади Абу Я’ля привел в книге «Ибталю-т-таъвилят» (стр. 260): «Ханбаль сказал: «Я обратился к Абу Абдуллаху (имаму Ахмаду): «Нисходит ли Аллах, Могуч Он и Велик, к небу этого мира?» Он ответил: «Да». Я спросил: «Он нисходит знанием или чем-то иным?». Имам Ахмад ответил: «Замолчи!» Разгневавшись, он сказал: «Что тебе до этого?! Проходи этот хадис так, как он передан»».