О возвышении Всевышнего Аллаха
Абдуллах ибн аль-Мубарак (да смилуется над ним Аллах) сказал:
لَا نَقُولُ كَمَا قَالَتِ الْجَهْمِيَّةُ إِنَّهُ فِي الْأَرْضِ هَهُنَا، بَلْ عَلَى الْعَرْشِ اسْتَوَى ، وَقِيلَ لَهُ: كَيْفَ تَعْرِفُ رَبَّنَا؟ قَالَ: فَوْقَ سَمَاوَاتِهِ عَلَى عَرْشِهِ ، وَقَالَ لِرَجُلٍ مِنْهُمْ: أ بطنك خَالِ مِنْهُ؟ فَبُهِتَ الْآخَرُ
«Мы не говорим как джахмиты, что Аллах тут, на земле, но Он возвышается над Троном».
— Как ты опишешь нашего Господа? — спросили его.
— Он — над небесами над Своим Троном. — ответил он, а затем спросил одного из них, — А Он находится в твоем желудке?
И тот замолчал»[1].
Этот отрывок — один из многих текстов из книги имама аль-Бухари (да смилуется над ним Аллах), который ваххабиты используют для борьбы с ашаритами.
Следует помнить, что все высказывания наших праведных предшественников о возвышении Аллаха — это дискуссия с джахмитами, которые утверждали, что Всевышний Аллах Своей Сущностью находится везде. Поэтому Абдуллах ибн аль-Мубарак (да смилуется над ним Аллах) спросил своего собеседника-джахмита: «Если Аллах — везде, то Он и у тебя в желудке?»
Что же касается отрицания направления Всевышнего Аллаха, то ашариты отрицают его в значении указания точки материализации Творца в пространстве, то есть это — часть отрицания телесности Аллаха: если Аллах не является телом, то для Него также невозможно быть материализованным в физическом пространстве, потому что это и есть смысл телесности.
Имам ас-Сануси (832-895 гг.х.) (да смилуется над ним Аллах) говорит на этот счет:
شغل الجهة يستلزم التحيز وكل متحيز فهو جرم ولله يستحيل أن يكون جرما
«Из занимания направления вытекает материализация, а все материлизованное — это тело, а Аллах не может быть телом»[2].
Также имам ас-Сануси (да смилуется над ним Аллах) говорит об отрицаемом ашаритами возвышении Аллаха:
الاختصاص بجهة فوق بطريق التحيز وعمارة الفراغ كاختصاص الأجرام
«Выделение (Аллаха) направлением возвышения в значении материализации и заполнение собой пространства подобно телам»[3].
И подобных высказываний и имама ас-Сануси (да смилуется над ним Аллах), и других имамов-ашаритов огромное количество, и поэтому таджсимом является утверждение хулуля — утверждение того, что Всевышний Аллах занимает материальное пространство. Саляфы не могли верить в подобное, потому что они это прямо отрицали; так же и ашариты отрицали телесное возвышение, то есть подобное тому, как одно тело возвышается над другим. Однако имамы из числа саляфов такое значение так же не могли иметь в виду, потому что они выносили такфир тем, кто придавал Всевышнему Аллаху тело.
Имам ад-Дарими (да смилуется над ним Аллах) сказал:
وَأَمَّا جَارِحٌ كَجَارِحِ الْعَيْنِ مِنَ الْإِنْسَانِ عَلَى التَّرْكِيبِ فَهَذَا كَذِبٌ ادَّعَيْتَهُ عَمْدًا، لِمَا أَنَّكَ تَعْلَمُ أَنَّ أَحَدًا لَا يَقُولُهُ، غَيْرَ أَنَّكَ لَا تَأْلُو مَا شَنَّعْتَ، لِيَكُونَ أَنْجَعَ لِضَلَالَتِكَ فِي قُلْوبِ الْجُهَّالِ، وَالْكَذِبُ لَا يَصْلُحُ مِنْهُ جِدٌّ وَلَا هَزْلٌ، فَمِنْ أَيِّ النَّاسِ سَمِعْتَ أَنَّهُ قَالَ: جَارِحٌ مُرَكَّبٌ؟ فأشِرْ إِلَيْهِ، فَإِنَّ قَائِلَهُ كَافِرٌ، فَكَمْ تكَرر قَوْلك: جسم مركب، وأعشاء وَجَوَارِحُ، وَأَجْزَاءٌ، كَأَنَّكَ تُهَوِّلُ بِهَذَا التَّشْنِيعِ عَلَيْنَا أَنْ نَكُفَّ عَنْ وَصْفِ اللَّهِ بِمَا وَصَفَ نَفْسَهُ فِي كِتَابِهِ، وَمَا وَصَفَهُ الرَّسُولُ. وَنَحْنُ وَإِنْ لَمْ نَصِفِ اللَّهَ بِجِسْمٍ كَأَجْسَامِ الْمَخْلُوقِينَ، وَلَا بِعُضْوٍ وَلَا بِجَارِحَةٍ؛ لَكِنَّا نَصِفُهُ بِمَا يَغِيظُكَ مِنْ هَذِهِ الصِّفَاتِ الَّتِي أَنْتَ ودُعَاتُك لَهَا مُنْكِرُونَ،
«Что касается составного органа, каким является глаз человека, то ты ложно приписал нам это утверждение! Ты знаешь, что подобного никто не говорит! Но тебе все равно, какие оскорбления озвучивать, чтобы сеять свои заблуждения в сердцах невежд!
От кого ты слышал слова “составной орган”? Покажи его! Кто говорит такое, тот — кафир! Как же часто ты повторяешь слова: “тело” (джисм), “составной” (мураккаб), “органы”, “части”. Ты как будто хочешь напугать нас этими оскорблениями, чтобы мы перестали придавать Аллаху те атрибуты, которыми Он Сам Себя описал!
Мы, хоть и не описываем Аллаха телесностью, подобно телам творений, не придаем Аллаху ни органов, ни частей, но описываем Его теми качествами, упоминание которых тебя злит и которые ты и твои сообщники отрицают!»[4]
Я не думаю, что наши оппоненты в лице ваххабитов будут утверждать, что у имама аль-Бухари и имама ад-Дарими (да смилуется над ними Аллах) была разная акыда.
И мы выяснили, что саляфы отрицали и хулуль и таджсим, и поэтому их утверждение возвышения Аллаха не было подобным тому, как одно физическое тело возвышается над другим, потому что они отрицали то, что Аллах является телом.
Поэтому имам Сайфуддин аль-Амиди (551-631 гг.х.) (да смилуется над ним Аллах) сказал:
هذا كله إن كان الرب تعالى في الجهة وفي الحيز ككون الأجسام وإن في الجهة لا ككون الأجسام: فالنزاع آيل إلى اللفظ دون المعنى والأمر في الإطلاق اللفظي متوقف على ورود الشرع
«Все это (то есть невозможность направления для Аллаха), если речь идет о направлении и материализации в пространстве подобно телам; однако если речь идет о направлении, не таком, как у тел, то споры об этом являются словесными, а не по существу, и вопрос дозволенности употреблять определенные слова зависит от наличия соответствующего текста»[5].
Точно такую же мысль высказал и имам аш-Шариф аль-Джурджани (740-816 гг.х.) (да смилуется над ним Аллах):
والمنازعة مع هذا القائل راجعة إلى اللفظ دون المعنى والإطلاق اللفظي متوقف على ورود الشرع به
«Разногласие с тем, кто утверждает “сторону”, сводится к словесным разногласиям, а не смысловым. Само утверждение слова зависит от того, пришло ли оно в шариатских текстах или нет»[6].
И имам аль-Амиди, и имам аль-Джурджани (да смилуется над ними Аллах) — это вершины ашаритского каляма, и после них не было никого, кто бы мог приблизиться к ним в этой области знаний, не говоря уже о том, чтобы превзойти их.
Имамы из числа саляфов прямо отрицали то, что Всевышний Аллах является телом, и поэтому возвышение Аллаха, в которое они верили, не является подобием возвышения одного тела над другим телом; именно этот вид возвышения отрицали ашариты. Поэтому между словами саляфов, которые привел имам аль-Бухари (да смилуется над ними Аллах), и словами имамов из числа ашаритов нет сущностного противоречия.
[1] «Хальк афа’аль аль-ибад», стр. 517.
[2] «Шарх аль-вуста», стр. 244.
[3] «Шарх аль-мукаддимат».
[4] «Накд», стр. 614.
[5] «Абкар аль-афкар» (2/37).
[6] «Шарх аль-мавакыф» (8/19).