Был Аллах и не было места. Опровержение Димашкия

Димашкия говорит в одной из своих лекций: «Ашариты говорят: «Аллах был, когда не было места и Он остался таким же каким и был». Откуда они это взяли? Они скажут это термин Ахлю-Сунна валь-Джамаа и это ложь. Это термин шиитов из книги «аль-Кафи». Вы не найдете этого ни в одной книге по хадису и это не мои слова. Об этом сказал Ибн Хаджар аль-Аскаляни в своей книге «Фатх уль-Бари в 6-й главе. Он говорит: «Эта добавка к хадису «И Он остался таким каким был» нет ей места в книгах по хадису и об этом сказал большой ученый Ибн Таймийя»».

 

Ответ на это:

Димашкия оклеветал ашаритов, заявив, что они взяли это утверждение у шиитов, в частности, из книги «Аль-Кафи». Также он солгал, когда отрицал, что это термин, используемый учёными Ахлю-Сунна. Более того, Димашкия попытался аргументировать это словами хафиза Ибн Хаджара аль-Аскаляни, который, как известно, был ашаритом. Приведя слова Ибн Хаджара, он также косвенно оклеветал ашаритов – будто бы они считают добавление «И Он остался таким, каким был» частью известного хадиса «Был Аллах и не было ничего наряду с Ним» (Сахих аль-Бухари). И слушатель может сделать вывод, что хафиз ибн Хаджар в принципе против данного выражения.

1. Правда ли, что ашариты взяли это утверждение из книги «Аль-Кафи»?

Что касается книги «Аль-Кафи», то её автором является шиитский учёный Аль-Кулейни, который умер в 329 году по хиджре.

Во-первых, тот факт, что в этой книге имеется подобное выражение, никоим образом не доказывает, что ашариты взяли его именно из этой книги. Чтобы это доказать, нужен довод. Привёл ли его Димашкия? Нет. Этого факта достаточно, чтобы не принимать во внимание его утверждение.

Во-вторых, шииты, мутазилиты, муджассима, каррамиты – заблудшие секты. Однако это не значит, что всё, что они высказывают в акыде, автоматически является ложным. Они могут высказывать некоторые идеи, которые совпадают с положениями акыды Ахлю-Сунны валь-Джамаа, и это никак не вредит суннитам. И в данном случае, если шиит утверждает что-то верное, то это значит, что он совпал в этом с нами, никак иначе.

В-третьих, чтобы доказать, что ашариты не перенимали у шиитов выражение «Аллах был, когда не было места, и Он остался таким же, каким и был», достаточно привести такое же или схожее по смыслу высказывание учёного Ахлю-Сунны, который жил до шиита аль-Кулейни или хотя бы был его современником. В двух книгах, относимых к имаму Абу Ханифе, имеется подобное высказывание.      

Имам Абу Ханифа (80 – 150 гг. х.) сказал в книге «Аль-Фикх аль-Абсат» (Тахкык аль-Каусари: с. 57) отвечая на вопрос «Если скажут: где Всевышний Аллах, что ответить?»:

كان الله تعالى ولا مكان قبل أن يخلق الخلق، وكان الله تعالى ولم يكن أين ولا خلق ولا شىء، وهو خالق كل شىء

«Всевышний Аллах был и не было места, пока Он не сотворил все творения.

И был Аллах Всевышний и не было «где?» (места), не было творений, не было ничего. И Он творец всякой вещи».

Также имам Абу Ханифа сказал в «Аль-Васыя» (Дар Ибн Хазм: с. 38):

نقِرُّ بأنَّ اللهَ تعالى على العرشِ استوى من غيرِ أن يكونَ له حاجةٌ واستقرار عليه ، وهو حافظٌ على العرشِ وغيرِ العرش مِن غير احتياج ، فلو كان محتاجا لما قدَر على إيجاد العالم وتدبيرِه كالمخلوقين ، ولو كان محتاجا إلى الجلوس والقرار فقبل خلق العرش أين كان الله ؟ تعالى الله عن ذلك علوًّا كبيرًا

«Мы подтверждаем, что Всевышний Аллах «истава» над Троном без нужды в нем, и Он не находится над ним. Он Хранитель Трона и остального мира без нужды в них. А если бы Он нуждался в Троне, то как бы Он смог сотворить мир и управлять творениями? Если бы Аллах нуждался в сидении и нахождении (на Троне), то где был Аллах до сотворения Трона? Аллах чист от всего этого».

Если некто заявит, что авторство имама Абу Ханифы спорно, то мы скажем: все учёные Ахлю-Сунны единогласно приняли то, что изложено в этих книгах, и никто не возражал, кроме мутазилитов. А в наше время автор книги «Вероубеждение четырёх имамов» Мухаммад ибн Абдурахман аль-Хумеййис повыдёргивал из контекста нужные для себя цитаты из этих книг и представил всё так, будто у имама Абу Ханифы и ибн Таймийи одна акыда.

Даже если бы до нас не дошли книги имама Абу Ханифы, то ведь его акыду переняли и разъяснили два имама – Абу Джафар ат-Тахави и Абу Мансур аль-Матуриди, которые были современниками аль-Кулейни. Оба имама изложили вероубеждение Ахлю-Сунны, основываясь именно на наследии имама Абу Ханифы, и порой слово в слово цитировали положения из его книг. И, как мы знаем, оба имама отрицали наличие у Аллаха места и стороны.

Имам Абу Мансур Мухаммад аль-Матуриди (235 – 333 гг. х.) сказал в своей книге «Китаб ат-Таухид» (с. 69):

إن الله سبحانه كان ولا مكان، وجائز ارتفاع الأمكنة وبقاؤه على ما كان، فهو على ما كان، وكان على ما عليه الان، جل عن التغير والزوال والاستحالة

«Поистине, Аллах был тогда, когда не было места. Вполне возможен случай, когда нет места вообще, а Аллах при этом будет существовать. Потому что Он существовал таким тогда и сейчас Он существует так же, как и раньше (т.е. когда не было места). Он превыше того, чтобы изменяться, исчезать или переходить [из состояний в состояния]».

Неужели и имам аль-Матуриди взял это из книги «Аль-Кафи», о существовании которой он, вероятнее всего, даже не знал?

То же самое передаётся Ибн Асакиром от имама Абуль-Хасана аль-Ашари, который также был современником аль-Кулейни.

Хафиз Ибн Асакир передал в книге «Табйин уль казиб-иль-муфтари» (с. 150) что имам Абуль-Хасан Али ибн Исмаил аль-Аш’ари (260 – 324 гг. х.) говорил:

كان الله ولا مكان فخلق العرش والكرسي ولم يحتج إلى مكان، وهو بعد خلق المكان كما كان قبل خلقه

«Был Аллах, и не было места, затем Он сотворил Арш и Курси и по-прежнему не стал нуждаться в месте. И после сотворения места Он остался таким же, каким был до его сотворения».

Похожее выражение высказывал также известный мухаддис, имам, хафиз Абу Хатим Ибн Хиббан (270 – 354 гг. х.), автор сборника хадисов «Сахих Ибн Хиббан», комментируя хадис №6247:

كان ولا زمان ولا مكان

«Был [Аллах] и не было ни места, ни времени».

Также хафиз Ибн Хиббан сказал в начале книги «Ас-Сикат» (1/1):

الحمد لله الذي ليس له حد محدود فيحتوى، ولا له أجل معدود فيفنى، ولا يحيط به جوامع المكان ولا يشتمل عليه تواتر الزمان

«Хвала Аллаху, Который не ограничен границами, и для Него нет ограниченного срока, после которого Он бы исчез, и Его не охватывает место и не объемлет все существующее время».

Неужто ибн Хиббан тоже взял это выражение от шиитов?

И проблема для них не столько в самом выражении «Аллах был, когда не было места, и Он остался таким же, каким и был», а сколько в сути этих слов. Ведь эти слова всего лишь одна из форм отрицания места в отношении Аллаха. И по сути Димашкия заявляет, что отрицание места не было известно до автора книги «Аль-Кафи» аль-Кулейни. А это не так. Приведём пару примеров от тех, кто жил до аль-Кулейни либо был его современником.

Хафиз Абу Нуайм аль-Асбахани (336 – 430 гг. х) привел в книге «Хильят аль-Авлия» (10/291) высказывание Амра ибн Усмана аль-Макки (ум. 291 г. х): 

تعالى وتقدس أن يكون في الأرض ولا في السماء ، وجل عن ذلك علوا كبيرا

«Аллах превыше того, чтобы находиться на земле или на небе»

Имам арабского языка Абу Исхак Ибрахим аз-Заджадж аль-Багдади (241 – 311 гг. х) сказал в «Тафсир АсмаиЛляхи аль-Хусна» (стр. 60):

واللهُ تعالى عالٍ على كلِّ شيءٍ , وليس المرادُ بالعلوِّ ارتفاعُ المحلِّ , لأنَّ اللهَ تعالى يجلُّ عن المحلِّ والمكانِ , وإنما العلوُّ علوُّ الشأْنِ وارتفاعُ السلطانِ ويؤكد الْوَجْه الآخر قَوْله صلى الله عَلَيْهِ وَسلم فِي دُعَائِهِ (أَنْت الظَّاهِر فَلَيْسَ فَوْقك شَيْء وَأَنت الْبَاطِن فَلَيْسَ دُونك شَيْء)

«Всевышний Аллах возвышен над каждой вещью. Под возвышенностью не имеется виду возвышенность места, потому что Всевышний Аллах выше того чтобы Он занимал место. Это возвышенность есть возвышенность достоинства и власти. Усиливает последнюю позицию слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в его мольбе: “Ты Явный, нет над Тобой ничего, Ты Скрытый, нет под Тобой ничего” (Муслим)».

Имам Аль-Хаким Ас-Самарканди (ум. 345 г. х) в книге «Ас-Савадуль Азам аля Мазхабиль Имамиль Азам» (с. 66) по поводу приписывания Всевышнему Аллаху места говорит:

أنه ينبغِي له ألا يُثبِتَ له تعالى مكاناً ولا مجيئاً ولا ذَهاباً ولا صفةً كصفةِ المخلوقين , لأنَّ تمامَ الإيمانِ أن يَعرِفَ اللهَ تعالى ولا يشتغِلَ بكيفيَّتِه

«Следует верующему, чтобы не утверждал Всевышнему ни место, ни «приход», ни «уход» и ни одного качества из качеств присущих творению, поскольку полноценный иман – это чтобы он познал Аллаха Всевышнего и не занимался Его качествами».

Подробнее можно ознакомиться в нашей статье «Аллах существует без места и сторон»

И только не разумный будет утверждать, что все это ученые взяли из книги «Аль-Кафи» аль-Кулейни. Таким образом мы выяснили, что ашариты взяли это утверждение от саляфов, а не от шиита аль-Кулейни. 

Далее мы приведем еще ряд высказываний ученых Ахлю-Сунна валь-Джамаа, одного из четырех мазхабов, которые говорили подобное.

Имам Абуль-Касим аль-Кушейри (346 – 465 гг. х.) передает в «Рисаля аль-Кушайрия» (с. 6) диалог, произошедший с имамом Абу Усманом аль-Магриби (ум. 373 г.х.) и его служащим:

 سمعت الإمام أبا بكر محمد بن الحسن بن فورك رحمه الله تعالى يقول: سمعت محمد بن المحبوب خادم أبي عثمان المغربي يقول: قال لي أبو عثمان المغربي يوما: يا محمد، لو قال لك أحد: أين معبودك أيش تقول؟ قال: قلت أقول حيث لم يزل، قال: فإن قال أين كان في الأزل، أيش تقول؟ قال: قلت أقول حيث هو الان، يعني أنه كما كان ولا مكان فهو الآن كما كان، قال: فارتضى مني ذلك ونزع قميصه وأعطانيه 

«Я слышал, что имам Абу Бакр Мухаммад ибн аль-Хасан ибн Фурак, да помилует его Аллах, сказал: “Я слышал Мухаммада ибн Махбуба, подчиненного Абу Усмана аль-Магриби, говорившего: “Абу Усман аль-Магриби сказал мне однажды: “О, Мухаммад! Если тебе скажет однажды кто-нибудь: “Где Тот, Кому ты поклоняешься?”, то что ты ответишь?”. Я сказал: “Я отвечу, что там же, где и был”. Он сказал: “А если он спросит тебя: “А где Он был в предвечности?”, что ты ответишь?”. “Я скажу, что там же, где и сейчас, то есть Он как существовал ранее без места, и сейчас Он существует так же. Этот ответ его удовлетворил, а затем он снял свою рубаху и отдал ее мне”».

Кади Абу Бакр аль-Бакилляни аль-Малики (338 – 403 гг. х.) сказал в своей книге «Аль-Инсаф» (с. 12):

 فإن قيل أليس قد قال: “الرحمن على العرش استوى”. قلا: بلى. قد قال ذلك، ونحن نطلق ذلك وأمثاله على ما جاء في الكتاب والسنة، لكن ننفي عنه أمارة الحدوث، ونقول: استواؤه لا يشبه استواء الخلق، ولا نقول إن العرش له قرار، ولا مكان، لأن الله تعالى كان ولا مكان، فلما خلق المكان لم يتغير عما كان.

«Если спросят: «А разве Аллах не сказал: «Милостивый истава над Аршем?» – то мы ответим: «Да, но мы отвергаем смысл, присущий творениям. Его «истива» не подобно «истива» творений. Мы не говорим, что Арш – это то, над чем утвердился Аллах, и это не место для Аллаха, потому что был Аллах и не было места, и после сотворения места Аллах не изменился по сравнению с тем, каким Он был до этого».

Имам Абу Исхак ас-Са’ляби аш-Шафии (ум. 427 г. х.) сказал в своем тафсире «Аль-Кашфу валь Баян фи Тафсириль Куран» (9/360):

والله سبحانه وتعالى كان ولا مكان فخلق الأمكنة غير محتاج إليها، وهو على ما لا يزل،

«А Всевышний был и не было места, и Он сотворил место, не нуждаясь в нем, и Он не перестает быть таким». 

Шейх аль-Ислам Абу Исхак аш-Ширази аш-Шафии (393 – 476 гг. х) сказал в «Аль-Ишарат иля мазхаб ахлю аль-Хакк»:

فدل: على أنه كان ولا مكان، ثم خلق المكان، وهو الآن على ما عليه كان.

«И это ясно указывает на то, что был Аллах и не было места. Затем он сотворил место, и сейчас Он существует так же [без места], как и существовал [до его сотворения]».

Имам Ибн Батталь аль-Малики (ум. 449 г. х.) сказал в своей книге «Шарх Сахих аль-Бухари» (10/453):

ولا محتاجا إلى مكان يحله ويستقر فيه ؛ لأنه – تعالى – قد كان ولا مكان وهو على ما كان ، ثم خلق المكان فمحال كونه غنيا عن المكان قبل خلقه إياه ، ثم يحتاج إليه بعد خلقه له هذا مستحيل

«Он не нуждается в месте, в котором бы растворился или утвердился, потому что Он Всевышний был тогда, когда не существовало места, и Он сейчас такой же, каким и был (т.е. без места). Затем Он сотворил место. Абсурдом же является то, чтобы Он стал нуждающимся в нем, после того как не испытывал нужду в этом. Это невозможно в отношении Него».

Имам Абу Бакр ат-Тартуши аль-Малики (451 – 520 гг. х.), автор известной книги о новшествах, говорит в начале своей книги «Сирадж аль-Мулюк» (с. 1):

وإن قلت، أين هو؟ فقد سبق المكان وجوده. فمن أين الأين. لم يفتقر وجوده إلى أين. هو بعد خلق المكان. غني بنفسه كما كان قبل خلق المكان. وكيف يحل في ما منه بدا. أو يعود إليه ما أنشأ.

«И если ты скажешь: «Где Он?». То отвечу: Он был до создания места. Тот, кто сотворил место не нуждается Его существование в месте! После сотворения места Он такой же Самодостаточный, как и до сотворения места. И как же Он будет воплощен в том, что Он создал или же воплощено оно (созданное) в Нем?!»

«Довод Ислама», имам Абу Хамид аль-Газали аш-Шафии (450 – 505 гг. х.) сказал в своей книге «Каваид аль-Акаид» (стр. 20):

بل كان قبل خلق الزمان والمكان، وهو الآن على ما عليه كان

«Всевышний был до сотворения времени и места и сейчас Он существует так же [без места и времени], как и существовал [до их сотворения]».

Кади Абу Бакр ибн аль-Араби аль-Малики (468 – 543 гг. х.) сказал в своей книге «Аль-‘Аридат» (2/234-235), которая является комментарием к «Сунану» ат-Тирмизи:

أن الله كان ولا شيء معه، ثم خلق المخلوقات من العرش إلى الفرش، فلم يتعين بها، ولا حدث له جهة منها، ولا كان له مكان فيها، فإنه لا يحول ولا يزول، قدوس لا يتغير ولا يستحيل.

«Аллах Всевышний был тогда, когда не было ничего наряду с ним. Затем Он создал творения от Арша до земли, но не определился относительно этих творений (ни местом, ни временем). Он не приобрел сторону в отношении созданий Своих, и не обзавелся Он местом среди них. Он не подвластен времени и не исчезает. Пресвят Он, не изменяется и не переходит [из состояния в состояние]».

«Султан Ученых» имам Иззуддин ибн Абдуссалям аш-Шафии (577 – 660 гг. х.):

كان قبل أن كوّن المكان ودبّر الزمان وهو الآن على ما عليه كان

«Он был до того, как создал место и время, и сейчас Он [такой же] каким был [до их создания]».

Имам Абу Абдуллах аль-Куртуби аль-Малики (600 – 671 гг. х.) сказал в своем тафсире «Аль-Джами` аль-Ахкам аль-Куран» (18/216):

والأخبار في هذا الباب كثيرة صحيحة منتشرة، مشيرة إلى العلو؛ لا يدفعها إلا مُلْحدٌ أو جاهل معاند. والمراد بها توقيره وتنزيهه عن السّفل والتّحت. ووصفه بالعلوّ والعظمة لا بالأماكن والجهات والحدود لأنها صفات الأجسام. وإنما ترفع الأيدي بالدعاء إلى السماء لأن السماء مهبط الوحي، ومنزل القطر، ومحل القُدس، ومعدن المطهرين من الملائكة، وإليها ترفع أعمال العباد، وفوقها عرشه وجنته؛ كما جعل الله الكعبة قِبلةً للدعاء والصلاة، ولأنه خلق الأمكنة وهو غير محتاج إليها، وكان في أزله قبل خلق المكان والزمان ولا مكان له ولا زمان. وهو الآن على ما عليه كان

«Преданий по этой теме множество, они достоверны и распространены, и указывают на возвышенность (улюв), которую отвергает только еретик или упорствующий невежда. Под этим имеется ввиду почитание Аллаха, очищение Его от нахождения внизу и под чем-либо и описание Его возвышенностью и величием, но здесь не имеется ввиду описание Его местами, направлениями и границами, потому что это качества тел. Во время мольбы (дуа) поднимают руки к небу, потому что небо место откровений, дождя, Джибриля и источник очищенных ангелов. И потому что к небу поднимают деяния рабов и выше неба Его Арш и Рай. Как сделал Аллах Каабу киблой для мольб и намазов. Также потому что Всевышний создал места, и Он не нуждается в них. И Он был в предвечности до создания места и времени, и не было у Него места и времени. И Он сейчас такой каким был».

Имам Ахмад ибн Хамдан аль-Харрани аль-Ханбали (603 – 695 гг. х.) сказал в своей книге «Нихаят аль-мубтадиин фи Усулюддин» (с. 30):

لأنه كان ولا مكان ، ثم خلق المكان وهو كما قبل خلق المكان

«Был Аллах, и места не было, а затем он создал место, и сейчас Он такой же, каким был до его создания».

Имам Хафизуддин ан-Насафи аль-Ханафи (ум. 710 г. х.) сказал в своем тафсире «Мадарик ат-Танзиль»:

وتفسير العرش بالسرير والاستواء بالاستقرار كما تقوله المشبهة باطل، لأنه تعالى كان قبل العرش ولا مكان وهو الآن كما كان، لأن التغير من صفات الأكوان

«Толкование «Арша» как кресло, а «истава» как утверждение, как делают некоторые уподобляющие Аллаха творению – ложно, потому что Всевышний Аллах был до Арша и не было у Него места, и сейчас Он существует так же, как был до этого, ведь изменение это свойство созданного».

Имам Абдул-Бакы аль-Мавахиби аль-Ханбали (1005 – 1071 гг.с х.) сказал в своей книге «Аль-Айн валь Асар фи Акъаиди Ахлиль Асар» (с. 34):

فكان ولا مكانَ ، ثم خلَق المكانَ ، وهو كما كان قبلَ خلقِ المكانِ ،

«Он был и не было места. Затем Он сотворил место, и Он существует так же, как существовал до сотворения места».

Имам Абуль-Махасин аль-Кавукджий аль-Ханафи (1244 – 1305 гг. х.) сказал в своём труде «Мухтасар аль-и’тимаду филь-И’тикъад» (стр. 7):

اعلم، إذا قال لك قائلٌ: من تعبدُ؟ فقل: أعبدُ اللهَ الذي لا إله إلا هو، الذي ليس متحيزًا في الأرضِ ولا في السماء، كان قبلَ المكانَ والزمان وهو الآن كما كان، لا يُمكن تصويرُهُ في القلب لأنهُ لا شبيه له في الموجوداتِ ، في الأرض سلطانه ، و في الجنة رحمته ، و في النار عقابه

«Знай, что если тебя кто-то спросит: “Кому ты поклоняешься?”, скажи: “Я поклоняюсь Аллаху, кроме Которого нет божества, Который не занимает места ни на земле, ни на Небе. Он Был до существования места и времени, и сейчас Он Существует так же [без места и времени]. Невозможно, чтобы чьё-либо сердце представило Аллаха, потому что Он не подобен созданным. На земле – Его Власть, в Раю – Его Милость, в аду – Его Наказание”».

Можно привести сотни подобных высказываний, но мы не станет удлинять статью. 

2. Далее перейдем к аргументации Димашкия словами хафиза ибн Хаджара аль-Аскаляни.

Вот слова, о которых он говорил.

Хафиз Ибн Хаджар аль-Аскаляни сказал в «Фатх уль-Бари» (7/488):

وقع في بعض الكتب في هذا الحديث “كان الله ولا شيء معه ، وهو الآن على ما عليه كان ” وهي زيادة ليست في شيء من كتب الحديث  

«Иногда встречается в этом хадисе в некоторых книгах добавка “Был Аллах и не было ничего вместе с Ним, и Он на том же на чем был”, но нет подобной добавки в книгах хадиса».

О чём говорит эта цитата? О том, что это выражение не является хадисом. Но кто из ашаритов утверждал подобное? Ни один из них не сказал, что это дополнение является частью хадиса. Однако Димашкия зачем-то привёл слова Ибн Хаджара аль-Аскаляни, видимо, для того, чтобы показать, что хафиз не согласен с этим выражением. Но мы точно знаем, что хафиз ибн Хаджар не только был согласен со смыслом этих слов, но и сам высказывал их.

Так, ближайший ученик Ибн Хаджара, хафиз ас-Сахави (831 – 902 гг. х) в книге «Аль-Макасидуль-Хасанат» (с. 347) цитируя своего шейха, хафиза Ибн Хаджара аль-Аскаляни пишет:

قال شيخنا – يعني الحافظ ابن حجر العسقلاني – : إنَّ علـم الله يشمل جميع الأقطار ، والله سبحانه وتعالى منـزه عن الحلول في الأماكن ، فإنه سبحانه وتعالى كان قبل أن تحدث الأماكن

«Сказал наш шейх – Ибн Хаджар аль-Аскаляни: “Поистине знание Аллаха охватывает все области и Аллах чист от того, чтобы воплощаться в места. Поистине, Всевышний Аллах был до того, как создал места”».

Таким образом, подтверждается, что хафиз ибн Хаджар непричастен к утверждениям Димашкии.

И в конце приведём ещё два высказывания ибн Хаджара относительно понимания такого качества, «улюв» (возвышенность).

Хафиз Ибн Хаджар аль-Аскаляни (773 – 852 гг. х.) сказал в «Фатх уль-Бари» (3/30):

ولا يلزم من كون جهتي العلو والسفل محالا على الله أن لا يوصف بالعلو، لأن وصفه بالعلو من جهة المعنى، والمستحيل كون ذلك من جهة الحس، ولذلك ورد في صفته العالي والعلي والمتعالي، ولم يرد ضد ذلك وإن كان قد أحاط بكل شىء علما جلّ وعز

«Из абсолютной неприменимости категорий «низ» и «верх» к Всевышнему Аллаху никак не следует, что Он не характеризуется при этом качеством «аль-улюв» (возвышенность). Потому что описывают Его качеством «аль-улюв» (возвышенность) в смысловом значении (т.е. возвышенность ранга и превосходства), и невозможно, чтобы понималась материальная возвышенность. В этом смысле, пришли и Его сыфаты «аль-Али», «аль-Алийю», «аль-Мутаали», и не пришло (в Откровении), противоположное этому, хотя при этом Его Знание объемлет абсолютно всё».

Причины, по которым к Аллаху относят именно возвышение, ибн Хаджар аль-Аскаляни в «Фатх уль-Бари» (13/413) объясняет следующим образом:

الله منزه عن الحلول في المكان لكن لما كانت جهة العلو أشرف من غيرها أضافها إليه إشارة إلى علو الذات والصفات وبنحو هذا أجاب غيره عن الألفاظ الواردة من الفوقية

«Аллах чист от материализации в физическом месте, но так как направление вверху самое благородное по отношению к другому, то оно употребляется в отношении Аллаха, указывая на величие сущности и атрибутов, и точно также говорят о всех остальных словах, которые указывают на возвышение».

Хвала Аллаху Господу миров.

Похожие материалы