Аллах существует без места и сторон

Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение Пророку Мухаммаду, его семье и всем сподвижникам. 

Наши праведные предшественники (саляф ас-салих) твердо верили во все то, чем Аллах описал Себя в Коране или же Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в хадисах. Вместе с тем, они были убеждены, что нет ничего подобного Аллаху, Его не охватывает сторона и место, Он не имеет границ, не состоит из частей тела, и Его Сущность невозможно представить. Псевдосалафиты же пытаются создать иллюзию того, что их отклоненные и нововведенческие убеждения, которые они исповедуют в отношении Аллаха – это убеждения праведных предшественников. Они считают, что саляфы также как и они, были убеждены, что Аллах находится наверху занимая место и, что Его сущность имеет границы.  

С помощью Аллаха приведем некоторые высказывания праведных предшественников, а также последующих ученых четвертого века хиджры, относительно нашего вопроса. 

1. Известный хадисовед своего времени, потомок Хусейна, да будет доволен им Аллах, имам Муртаза аз-Забиди аль-Хусайни аль-Ханафи (1145 – 1205 гг. х) передал в своей книге «Итхаф садат аль-муттакин» (4/380) стихи своего прямого предка, табиина, имама Зайнуль-Абидина Али (38 – 95 гг. х) сына Хусейна ибн Али ибн Аби Талиба, да будет доволен ими Аллах. Муртаза аз-Забиди писал:

ومن ذلك دعاء أهل البيت في خصوص هذا الموقف المذكور في الصحيفة السجادية وهو ما أخبرنا السيد القطب محي الدين نور الحق بن عبد الله الحسيني، والسيد عمر بن أحمد بن عقيل الحسيني، عن محمد طاهر الكوراني، عن أبيه إبراهيم بن الحسن الكوراني، عن المعمر عبد الله بن سعد الله المدني، عن الشيخ قطب الدين محمد بن أحمد الحنفي، عن أبيه، عن الإمام الحافظ نور الدين أبي الفتوح أحمد بن عبد الله الطاووسي، عن السيد شرف الدين محمد المطلق الحسيني، عن قطب الأقطاب السيد جلال الدين الحسيني بن أحمد بن الحسين الحسيني، عن أبيه، عن جده، عن أبيه السيد أبي المؤيد علي، عن أبيه أبي الحارث جعفر، عن أبيه محمد، عن أبيه محمود، عن أبيه عبد الله، عن أبيه علي الأشقر، عن أبيه أبي الحارث جعفر، عن أبيه علي النقي ، عن أبيه محمد التقي، عن أبيه علي الرضا، عن أبيه موسى الكاظم، عن أبيه جعفر الصادق، عن أبيه محمد الباقر، عن أبيه الإمام السجاد ذي النفقات زين العابدين علي بن الحسين بن علي بن أبي طالب رضي الله عنهم أجمعين أنه كان يقول في يوم عرفة: أنت الله الذي لا يحويك مكان ، أنت الله الذي لا تحد فتكون محدودا

«И из этого дуа «Ахлю аль-Байт» в определенное время упоминаемое в «Сахифа ас-Саджадия», и это то, что передал нам сайид, кутб Мухйиддин Нуруль-Хакк ибн Абдуллах аль-Хусайни и сайид Умар ибн Ахмад ибн Акыль аль-Хусайни, от Мухаммада Тахира аль-Каврани, от его отца Ибрахима ибн Хасана аль-Каврани, от аль-Муаммар Абдуллах ибн Са’дуллах аль-Мадани, от шейха Кутбуддина Мухаммада ибн Ахмада аль-Ханафи, от его отца, от имама, хафиза Нуруддин Абуль-Футух Ахмад ибн Абдуллах ат-Тавуси, от сайида Шарафуддин Мухаммад Мультака аль-Хусайни, от кутба кутбов, сайида Джалалуддина аль-Хусайни ибн Ахмад ибн Хусайн аль-Хусайни, от его отца, от его деда, от его отца сайида Абуль-Муайид Али, от его отца Абуль-Харифа Джафара, от его отца Мухаммада, от его отца Махмуда, от его отца Абдуллаха, от его отца Али аль-Ашкар, от его отца Абуль-Харис Джафар, от его отца Али ан-Накъи, от его отца Мухаммада ан-Накъи, от его отца Али ар-Рида, от его отца Мусы аль-Казим, от его отца Джафара ас-Садика, от его отца Мухаммада аль-Бакира, от его отца имама ас-Саджад, Зайнуль-Абидина Али ибн Хусейна ибн Али ибн Аби Талиба, да будет доволен ими Аллах, который говорил в день Арафа:

(далее идет большое дуа, в тексте которого есть такие строки:)

أنت الله الذي لا يحويك مكان ، أنت الله الذي لا تحد فتكون محدودا

«…Ты Аллах, Тот, которого не охватывает место…»
«…Ты Аллах, Тот, который не имеет границ, чтобы быть ограниченным»
.

2. Имам Абу Ханифа (80 – 150 гг. х) сказал в своем послании «Аль-Васыя» следующее:

ولقاءُ الله تعالى لأهلِ الجنة حقٌ بلا كيفيةٍ ولا تشبيهٍ ولا جهةٍ

«Мы утверждаем, что верующие увидят Аллаха в Раю без образа, подобия и направления».

Также имам Абу Ханифа сказал в «Аль-Васыя»:

ونقِرُّ بأنَّ اللهَ سبحانه وتعالى على العرشِ استوى من غيرِ أن يكونَ له حاجةٌ واستقرار عليه ، وهو حافظٌ على العرشِ وغيرِ العرش مِن غير احتياج ، فلو كان محتاجا لما قدَر على إيجاد العالم وتدبيرِه كالمخلوقين ، ولو كان محتاجا إلى الجلوس والقرار فقبل خلق العرش أين كان الله ؟ تعالى الله عن ذلك علوًّا كبيرًا

«Мы подтверждаем, что Всевышний «истава» над Аршем без нужды в нем, и Он не находится над ним, и Он Хранитель Арша и остального мира без нужды в них. А если бы Он нуждался в Арше, то как бы Он смог сотворить мир и управлять творениями? Если бы Аллах нуждался в сидении и нахождении (на Арше), то где был Аллах до сотворения Арша? Аллах чист от всего этого».

Такж имам Абу Ханифа сказал в книге «Фикх аль-Акбар»:

والله تعالى يُرى في الآخرة، ويراه المؤمنون وهم في الجنة بأعين رؤوسهم بلا تشبيه ولا كميّة، ولا يكون بينه وبين خلقه مسافة

«Аллаха увидят на том свете. Его увидят мусульмане в Раю глазами, без уподобления и не бывает между ним и созданиями расстояние».

3. Хафиз Абу Нуайм аль-Асбахани (336 – 430 гг. х) передал в книге «Хильят аль-Авлия» (9/388) стихи имама Зун-Нуна аль-Мисри (179 – 245 гг. х), который получал знания от таких имамов как, Малик, Лейс ибн Са’д, Суфьян ибн Уяйна, Фудаль ибн Ияд и других: 

أَخْبَرَنَا أَبُو بَكْرِ بْنُ أَحْمَدَ الْبَغْدَادِيُّ، — فِي كِتَابِهِ وَقَدْ رَأَيْتُهُ — وَحَدَّثَنِي عَنْهُ عُثْمَانُ بْنُ مُحَمَّدٍ الْعُثْمَانِيُّ، قَالَ: أَنْشِدْنِي مُحَمَّدُ بْنُ عَبْدِ الْمَلِكِ بْنِ هَاشِمٍ لِذِي النُّونِ بْنِ إِبْرَاهِيمَ الْمِصْرِيِّ رَحِمَهُ اللَّهُ تَعَالَى:
رَبِّ تَعَالَى فَلَا شَيْءَ يُحِيطُ بِهِ … وَهُوَ الْمُحِيطُ بِنَا فِي كُلِّ مُرْتَصَدِ
لَا الْأَيْنَ وَالْحَيْثُ وَالْكَيْفُ يُدْرِكُهُ … وَلَا يُحَدُّ بِمِقْدَارٍ وَلَا أَمَدِ
وَكَيْفَ يُدْرِكُهُ حَدُّ وَلَمْ تَرَهُ عَيْنٌ … وَلَيْسَ لَهُ فِي الْمِثْلِ مِنْ أَحَدِ
أَمْ كَيْفَ يَبْلُغُهُ وَهْمٌ بِلَا شَبَهٍ … وَقَدْ تَعَالَى عَنِ الْأَشْبَاهِ وَالْوَلَدِ

«Нам передал Абу Бакр ибн Ахмад аль-Багдади – в своей книге, и я видел её – от него мне сообщил Усман ибн Мухаммад аль-Усмани, он сказал: Мухаммад ибн Абдул-Малик ибн Хашим прочитал мне стих принадлежащий Зун-Нуну ибн Ибрахиму аль-Мисри, да смилуется над ним Аллах:

«Господь Всевышний, нет ничего, охватывающего Его,
А Он охватывает нас во всём, наблюдая!

Ни “где”, ни “куда”, ни “как” не постигают Его,
И не ограничивают его размером и пределом.

И как же Его может охватить грань, в то время как его не видит глаз,
И нет Ему подобного ни одного?

Или, как же Он постигается воображением без уподобления?
Истинно, Он превыше от подобия и потомства».

4. Хафиз Абу Нуайм аль-Асбахани (336 – 430 гг. х) передал в книге «Хильят аль-Авлия» случай с Яхья ибн Му’аз ар-Рази (ум. 258 г. х):

أخبرنا عبد الواحد بن بكر ، حدثني أحمد بن محمد بن علي البردعي ، ثنا طاهر بن إسماعيل الرازي قال : قيل ليحيى بن معاذ : أخبرني عن الله ما هو ؟ قال : إله واحد ، قال : كيف هو ؟ قال : ملك قادر ؟ قال : أين هو ؟ قال : بالمرصاد ، قال : ليس عن هذا أسألك. قال يحيى : فذاك صفة المخلوق فأما صفة الخالق فقد أخبرتك.

«Нам сообщил Абдул-Вахид ибн Бакр: мне передал Ахмад ибн Мухаммад ибн Али аль-Барда’и: нам передал Тахир ибн Исмаил ар-Рази, сказав: 

«Было сказано Яхье ибн Му’азу: «Поведай мне об Аллахе, что представляет собой Он? Яхья ответил: «Единое Божество». Тот спросил: «Каков Он?», – он ответил: «Владыка Могущественный». Тот спросил: «Где Он?», – он ответил: «В засаде», – на что тот сказал: «Не об этом я тебя спрашиваю!», – Яхья сказал: «Так то, о чем ты хотел спросить – качества сотворённых, что же касается качеств Творца, то я уже поведал тебе».

Атеист (по версии ибн аль-Джаузи в «Сифат ас-Сафва») задал ему вопрос, подразумевая именно местонахождение Аллаха. Из ответа же нашего праведного предшественника, аскета, имама – Яхьи ибн Му’аза ар-Рази, мы понимаем, что вопрос о местонахождении недопустим в отношении Аллаха, так как «место», «сторона» – это характеристики, которыми описываются лишь творения, но не Творец. 

А слово «в засаде» пришло в аяте Корана. Его смысл следующий:

وقوله : ( إن ربك لبالمرصاد ) قال ابن عباس : يسمع ويرى . يعني : يرصد خلقه فيما يعملون

«Слова Аллаха: «Поистине, Господь твой в засаде» (Коран, 89:14). Ибн Аббас сказал: «Слушает и видит», – это означает: «Следит за творениями Своими в том, что они совершают»». (Тафсир Ибн Касира)

5. Известный хадисовед, хафиз Ибн Кутейба ад-Динури (213 – 276 гг. х) сказал в книге «Ихтиляф фи лафз ва радд аля Джахмия ва Мушаббиха» (стр. 34):

ولما رأى قوم من الناس إفراط هؤلاء في النفي عارضوهم بالإفراط في التمثيل فقالوا بالتشبيه المحض، وبالأقطار والحدود، وحملوا الألفاظ الجائية في الحديث على ظاهرها، وقالوا بالكيفية فيها، وكلا الفريقين غالط وقد جعل الله التوسط منزلة العدل ونهى عن الغلو فيما دون صفاته من أمر ديننا فضلاً عن صفاته ووضع عنا أن نفكر فيه كيف كان وكيف قدر وكيف خلق ولم يكلفنا ما لم يجعله في تركيبنا ووسعنا.

«И когда люди увидели чрезмерность этих (людей) в отрицании, они возразили им чрезмерностью в уподоблении и начали нести чистейшее уподобление и говорить о сторонах и границах. Они стали воспринимать слова, приходящие в хадисе на их буквальном смысле и говорить об их образе… И обе эти группы ошибаются, ведь Всевышний Аллах сделал срединный путь – положением справедливости и запретил чрезмерность во всем в нашей религии, кроме как того, что касается Его атрибутов, они исключаются. Он избавил нас от того, чтобы думать: каким Он был, как Смог и как Создал. И Он не возложил на нас то, что не свойственно нашему строению и нашим возможностям».

6. Хафиз Абу Нуайм аль-Асбахани (336 – 430 гг. х) привел в книге «Хильят аль-Авлия» (10/291) высказывание Амра ибн Усмана аль-Макки (ум. 291 г. х):           

سمعت أبا محمد بن عبد الله بن محمد بن جعفر ، يقول : سمعت أبا عبد الله عمرو بن عثمان المكي ، وأملى علي في جواب مسألة سئل عنها ، يخاطب السائل : «واعلم رحمك الله أن كل ما توهمه قلبك أو رسخ في مجاري فكرتك أو خطر في معارضات قلبك من حسن أو بهاء ، أو إشراف أو ضياء أو جمال ، أو شبح ماثل ، أو شخص متمثل ، فالله بخلاف ذلك كله بل هو تعالى أعظم وأجل وأكمل ، ألم تسمع إلى قوله تعالى : ( ليس كمثله شيء ) ؟ ، وقوله عز وجل : ( ولم يكن له كفوا أحد ) ، أي لا شبه ولا نظير ولا مساوي ولا مثل ، وقف عند خبره عن نفسه مسلما مستسلما مذعنا مصدقا بلا مباحثة التنفير ولا مفاتشة التفكير جل الله وعلا الذي ليس له نظير ولا يبلغ كنه معرفته خالص التفكير ، ولا تحويه صفة التقدير ، السماوات مطويات بيمينه والأرض جميعا قبضته يوم القيامة الظاهر على كل شيء سلطانا وقدرة ، والباطن لكل شيء علما وخبرة ، خلق الأشياء على غير مثال ، ولا عبرة ولا تردد ولا فكرة ، تعالى وتقدس أن يكون في الأرض ولا في السماء ، وجل عن ذلك علوا كبيرا ،

«Я слышал Абу Мухаммада бин Абдуллаха бин Мухаммада бин Джафара, который говорил: «Я слышал, как Абу Абдуллах Амр ибн Усман аль-Макки говорил:

«…Знай, да помилует тебя Всевышний, что Аллах отличен от всего, что вообразит твое сердце, или укоренится в твоем сознании, или представилось в воображении из прекрасного или благовидного, или сияния света и красоты, или воплощенной формы, или олицетворенной личности. Более того, Он превыше всего этого, величественнее, могущественнее и полноценнее. Разве ты не слышал слова Аллаха «Нет ничего подобного Ему…» и «И не был Ему равным ни один»? Имеется ввиду, что нет сходного с Ним, и нет равного Ему, и нет подобного и тождественному Ему. Прими Его слова о Себе с покорностью и признанием, подтверждая и повинуясь, без споров непринятия и изысканий разума. Велик Аллах и Возвышен, Которому нет равного, и к познанию сущности Которого не приведут одни лишь размышления. Не охватывают Его границы, а небеса будут свернуты Его «десницей» и Земля будет лишь Его «пригоршней» в Судный День. Он – Явный над всякой вещью Своей властью и могуществом, Скрытый Своим знанием и осведомленностью, Он создал сущее без примера, назидания от кого-либо, сомнения и раздумий. Аллах превыше того, чтобы находиться на земле или на небе».

7. Имам арабского языка, грамматик, Абу Исхак Ибрахим аз-Заджадж аль-Багдади (241 – 311 гг. х) сказал в «Тафсир АсмаиЛляхи аль-Хусна» (стр. 48 и 60):

العلي : فاللهُ تعالى عالٍ على خلْقِه , وهو عليٌّ عليهم بقُدْرتِه , ولا يجب أنْ يُذهَبَ بالعلوِّ ارتفاعَ مكانٍ , إذ قد بيَّنا أن ذلك لا يجوز في صفاتِه
الظاهر : فهو مِن العلوِّ , واللهُ تعالى عالٍ على كلِّ شيءٍ , وليس المرادُ بالعلوِّ ارتفاعُ المحلِّ , لأنَّ اللهَ تعالى يجلُّ عن المحلِّ والمكانِ , وإنما العلوُّ علوُّ الشأْنِ وارتفاعُ السلطانِ ويؤكد الْوَجْه الآخر قَوْله صلى الله عَلَيْهِ وَسلم فِي دُعَائِهِ (أَنْت الظَّاهِر فَلَيْسَ فَوْقك شَيْء وَأَنت الْبَاطِن فَلَيْسَ دُونك شَيْء)

«“Аль-‘Алий” (Возвышенный): Всевышний Аллах возвышен над своими творениями, Он возвышен над ними Своим могуществом. И не обязательно чтобы возвышением утверждалось возвышение места, т.к. мы разъяснили, что это недопустимо в качествах Аллаха.

“аз-Захир” (Явный): это в смысле возвышенности. Всевышний Аллах возвышен над каждой вещью. Под возвышенностью не имеется виду возвышенность места, потому что Всевышний Аллах выше того чтобы Он занимал место. Это возвышенность есть возвышенность достоинства и власти. Усиливает последнюю позицию слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в его мольбе: “Ты Явный, нет над Тобой ничего, Ты Скрытый, нет под Тобой ничего” (Муслим)».

8. Изложивший акыду имамов Абу Ханифы, и его двух учеников, Абу Юсуфа и Мухаммада аш-Шайбани, имам Абу Джафар ат-Тахави (239 – 321 гг. х) сказал в своей книге известной как «Акыда ат-Тахавийя»:

وَتَعَالَى عَنِ الْحُدُودِ وَالْغَايَاتِ وَالْأَرْكَانِ وَالْأَعْضَاءِ وَالْأَدَوَاتِ، لَا تَحْوِيهِ الْجِهَاتُ السِّتُّ كَسَائِرِ الْمُبْتَدَعَاتِ

«Он превыше того, чтобы быть каким-то образом ограниченным, превыше того, чтобы быть в каких-то рамках или иметь части, конечности или органы. Он не находится в шести сторонах света, как всё сотворенное».

9. Имам Ахлю-Сунны Абуль-Хасан аль-Аш’ари (260 – 324 гг. х) сказал, как передал хафиз Ибн Асакир в «Табйин казиб аль-Муфтари» (с. 150):

كان الله ولا مكان فخلق العرش والكرسي ولم يحتج إلى مكان، وهو بعد خلق المكان كما كان قبل خلقه

«Был Аллах, и не было места, затем Он сотворил Арш и Курси и по-прежнему не стал нуждаться в месте. И после сотворения места Он остался таким же, каким был до его сотворения».

Имам Абуль-Хасан аль-Аш’ари (260 – 324 гг. х) сказал в книге «Аль-Ибана» (Изд. Дар аль-Ансар, с. 21):

وأن الله تعالى استوى على العرش على الوجه الذي قاله، وبالمعنى الذي أراده، استواء منزها عن الممارسة والاستقرار والتمكن والحلول والانتقال، لا يحمله العرش، بل العرش وحملته محمولون بلطف قدرته، ومقهورون في قبضته، وهو فوق العرش، وفوق كل شيء، إلى تخوم الثرى، فوقية لا تزيده قربا إلى العرش والسماء، بل هو رفيع الدرجات عن العرش، كما أنه رفيع الدرجات عن الثرى، وهو مع ذلك قريب من كل موجود، وهو أقرب إلى العبد من حبل الوريد، وهو على كل شيء شهيد

«Аллах «истава» над ‘Аршем (Трон) так, как Он поведал и с тем смыслом, который Он подразумевал вместе с отрицанием соприкосновения, утверждения, занимания места, растворения и перемещения. Арш не несёт Его, напротив, Арш несут его носильщики при помощи и поддержки могущества Аллаха, покорившиеся власти Аллаха. Он над Аршем и над каждой вещью таким возвышением, которое не означает приближенность к Аршу и небу. И Он возвышен над Аршем также, как и над остальными творениями. И вместе с тем Он близок ко всем творениям и ближе к рабу Своему, чем его сонная артерия. И Он свидетель каждой вещи».

10. Имам Ахлю-Сунны Абу Мансур аль-Матуриди (ум. 333 г. х.) сказал в книге «Китаб Таухид» (стр. 75-76):

وأما رفع الأيدي إلى السماء فعلى العبادة، ولله أن يَتَعَبَّد عباده بما شاء، ويوجههم إلى حيث شاء، وإن ظن من يظن أن رفع الأبصار إلى السماء لأن الله من ذلك الوجه إنما هو كظن من يزعم أنه إلى جهة أسفل الأرض بما يضع عليها وجهه متوجهاً في الصلاة ونحوها، وكظن من يزعم أنه في شرق الأرض وغربها بما يتوجه إلى ذلك في الصلاة، أو نحو مكة لخروجه إلى الحج

«Что касается поднятия рук к небу, то это для поклонения (то есть так установил Шариат). Аллах же устанавливает правила поклонения для рабов как пожелает и направляет к чему пожелает. Поистине, предположение того, кто полагает, что взор к небу поднимают по причине того, что Аллах находится там, подобно предположению того, кто считает, что Он в низе земли, потому что он направляет свое лицо к ней в молитве. Оно подобно предположению того, кто полагает, что Он на западе земли или на востоке, потому что направляется в молитве в эту сторону. Или, например в стороне Мекки, потому что туда он отправляется на хадж».

11. Имам Аль-Хаким Ас-Самарканди (ум. 345 г. х) в книге «Ас-Савадуль Азам аля Мазхабиль Имамиль Азам» (с. 66) по поводу приписывания Всевышнему Аллаху места говорит:

أنه ينبغِي له ألا يُثبِتَ له تعالى مكاناً ولا مجيئاً ولا ذَهاباً ولا صفةً كصفةِ المخلوقين , لأنَّ تمامَ الإيمانِ أن يَعرِفَ اللهَ تعالى ولا يشتغِلَ بكيفيَّتِه

«Следует верующему, чтобы не утверждал Всевышнему ни место, ни «приход», ни «уход» и ни одного качества из качеств присущих творению, поскольку полноценный иман – это чтобы он познал Аллаха Всевышнего и не занимался Его качествами».

12. Знаменитый хадисовед, автор сборника хадисов «Сахих», Абу Хатим ибн Хиббан (270 – 354 гг. х) сказал в книге «Ас-Сикат» (1/1):

الحمد لله الذي ليس له حد محدود فيحتوى، ولا له أجل معدود فيفنى، ولا يحيط به جوامع المكان ولا يشتمل عليه تواتر الزمان

«Хвала Аллаху, которому не свойственно такое качество, как ограничение, которое бы Его охватывало, и у которого нет срока, после которого Его бы не стало. Не охватывают Его место и течение времени».

13. Кади Абу Бакр аль-Бакилляни (338 – 403 гг. х) передал в книге «Аль-Инсаф» (с. 12) то, что произошло с Абу Усманом аль-Магриби (ум. 373 г. х):

وقال أبو عثمان المغربي يوماً لخادمه محمد المحبوب: لو قال لك قائل: أين معبودك ؟ ماذا كنت تقول له ؟ فقال: أقول حيث لم يزل ولا يزول. قال: فإن قال: فأين كان في الأزل ؟ ماذا تقول ؟ فقال: أقول حيث هو الآن. يعني: إنه كما كان ولا مكان. وقال أبو عثمان: كنت أعتقد شيئاً من حديث الجهة، فلما قدمت بغداد وزال ذلك عن قلبي فكتبت إلى أصحابنا: إني قد أسلمت جديداً.

«Абу Усман аль-Магриби спросил однажды своего слугу: «Если тебя спросят: «Где Тот, Кому ты поклоняешься?» – как ты ответишь?» Он сказал: «Я скажу: «Он существовал и всегда будет существовать»». [Абу Усман аль-Магриби продолжил]: «Если же тебя спросят: «А где Он был в предвечности?» – что ты ответишь?» Он сказал: «Он существовал так же, как сейчас», – т. е. существовал, когда не было места.

Абу Усман сказал: «Вначале я считал, что Аллах имеет направление. Но после того как посетил Багдад, это убеждение ушло из моего сердца, и я написал нашим сподвижникам: «Мы как будто уверовали заново»».

14. Имам Абу Бакр аль-Калябази (ум. 380 г. х.) сказал в своей книге «Ат-Та’арруф ли мазхаби ахль ат-тасавуф» (с. 33):

لا يحويه مكان ولا يجري عله زمان

 «Не объемлет его место, и не протекает относительно Него время».

15. Имам Абу Сулейман аль-Хаттаби аш-Шафии (ум. 388 г.х.) сказал в книге «И’ляму Сунан фи шархи сахих аль-Бухари» (изд. Дар аль-Кутуб аль-Ильмия, 2/171):

وليس معنى قول المسلمين إن الله على العرش هو أنه تعالى مماس له أو متمكن فيه أو متحيز في جهة من جهاته، لكنه بائن من جميع خلقه، وإنما هو خبر جاء به التوقيف فقلنا به ونفينا عنه التكييف إذ ليس كمثله شيء وهو السميع البصير

«В словах мусульман, что «Аллах [истава] над Аршем», не подразумевается, что Он (Аллах) касается его или что Он занял на нем место, или что Он ограничен в пространстве в одной из сторон. Однако Он отделен от всех Своих творений. Это то, что пришло в Шариате. Мы подтверждаем это и отрицаем придание образа Ему, как пришло в аяте «Нет ничего подобного Ему, и Он – Слышащий, Видящий»».

16. Кади Абу Бакр аль-Бакилляни (338 – 403 гг. х) в своей книге «Тамхид аль-Аваиль» (с. 300) сказал:

فَإنْ قال قَائِلٌ : أين هو ؟ قِيل له : الأيْنُ سُؤالٌ عن المكان , وليس هو مِمَّن يَجُوز أنْ يَحوِيَه مَكانٌ ولا تُحيطَ به أقْطَارٌ
غير أنَّا نَقُولُ : إنَّه على عرْشِه لا على معنى كوْنِ الجِسمِ بالملاصقة والمجاورة , تعالى عَن ذلك عُلُوّاً كبيراً

«Если спросит спрашивающий: «Где Он (Аллах)? «, ты скажи ему: «Где?» — это вопрос о месте. А Он не является тем, кого охватывают место и стороны.

Однако мы говорим: Поистине Он над Своим Троном, но не в смысле, что Он является телом примыкающим и граничащим с кем-то. Всевышний превыше этого».

17. Имам Абу Тайиб ас-Са’люки аш-Шафии (ум. 404 г. х) сказал, как передает Ибн Хаджар аль-Аскаляни в «Фатх аль-Бари» (11/447):

وهو متعال عن الجهة

«[Всевышний Аллах] пречист от направлений».

18. Имам Абу Бакр ибн Фурак аль-Асбахани (ум. 406 г. х) писал в своей книге «Мушкиль Хадис» (с. 64):

و اعلم انا اذا قلنا ان الله عز ذكره(( فوق ما خلق ))لم نرجع به الى فوقية المكان والارتفاع على الأمكنة با المسافة والاشراف عليها با المماسة لشيء منها بل قلنا انه فوقها يحتمل وجهين احدهما , أن يراد به أنه قاهر لها مستول عليها اثباتا لاحاطة قدرته بها وشمول قهره لها , وكونها تحت تدبيره جارية على حسب علمة ومشيئته والوجة الثاني ان يراد به انه فوقها على معنى انه مباين لها با الصفة والنعت , وان ما يجوز على المحدثات من العيب والنقص والعجز والأفة والحاجة لا يصح شيء من ذلك عليه ولا يجوز وصفة به وهذا متعاف في اللغة ان يقال (( فلان فوق فلان )) ويراد بذالك رفعة المرتبة والمنزلة والله (فوق خلقة ) على الوجهين جميعا وانما يمتنع الوجه الثالث وهو ان يكون على معنى التحيز في جهة والاختصاص ببقعة دون بقعة

«Знай, когда мы говорим что Аллах Всемогущий и Великий «над творениями» мы не относим это к нахождению на высоком месте или возвышенности места в смысле расстояния, или что Он руководит творениями прикасаясь к ним, а наоборот мы говорим, что выражение «над ними» несет два смысла:

Первое: может иметь смысл, что Он обладает мощью над ними и властвует над ним, подтверждая этим, что Его могущество охватывает творения и Его мощь доходит и до них. То, что творения находятся под Его контролем, который осуществляется в соответствии с Его знанием и волей.

Второе: может иметь смысл, что Он над творениями, в том смысле, что не похож на них в описаниях, а также в том смысле, что допустимые для творений недостатки, слабость, нужда или беды не допустимы для Него и нельзя Его описывать подобным качеством. В арабском языке это подобно выражению: «Некий человек над другим человеком», в том смысле, что выше него по степени и уровню. Всевышний Аллах «над творениями» в этих двух смыслах.

Однако, не допускается понимание этого в третьем смысле – что Аллах находится над творениями в смысле занимания места в какой-либо стороне, или нахождении в одном месте, при этом, не находясь на другом».

19. Известный имам в грамматике и арабском языке, Абу Али аль-Марзуки (ум. 421 х) сказал в «Аль-Азминат валь-амкинат» (стр. 77):

تعالى لا تحويه الأماكن ولا تحيط به الأقطار والجوانب

«Всевышнего не охватывают места, и также не охватывают Его стороны и края».

20. Имам Абу Исхак ас-Са’ляби аш-Шафии (ум. 427 гг. х) сказал в своем тафсире «Аль-Кашфу валь Баян фи Тафсириль Куран» (9/359-360):

وأعلم أنّ الآيات والأخبار الصحاح في هذا الباب كثيرة وكلّها إلى العلو مشيرة، ولا يدفعها إلاّ ملحد جاحد أو جاهل معاند، والمراد بها والله أعلم توقيره وتعظيمه وتنزيهه عن السفل والتحت، ووصفه بالعلو والعظمة دون أن يكون موصوفاً بالأماكن والجهات والحدود والحالات؛ لأنّها صفات الأجسام وأمارات الحدث والله سبحانه وتعالى كان ولا مكان فخلق الأمكنة غير محتاج إليها، وهو على ما لا يزل، ألا يرى أنّ الناس يرفعون أيديهم في حال الدعاء إلى السماء مع إحاطة علمه وقدرته ومملكته بالأرض وغيرها أحاطتها بالسماء، إلاّ أنّ السماء مهبط الوحي ومنزل القطر ومحلّ القدس ومعدن المطهرين المقرّبين من ملائكته، وإليها تُرفع أعمال عباده وفوقها عرشه وجنّته وبالله التوفيق

«Знай, что поистине аятов и передач по этой теме множество, они достоверны и распространены и указывают на возвышенность (улюв), которую отвергает только еретик или упорствующий невежда. Под этим имеется ввиду почитание Аллаха, очищение Его от нахождения внизу и под чем-либо и описание Его возвышенностью (улюв) и величием, но здесь не имеется ввиду описание Его местами, направлениями, границами и признаками сотворенности, потому что это качества тел. А Всевышний был и не было место и Он сотворил место, не нуждаясь в нем, и Он не перестает быть таким. Разве не видят, что люди поднимают руки к небесам во время мольбы в то время как знание, сила и владение Всевышнего охватывают и землю и другое, также как и небеса, кроме как небеса являются местом спускания пророчества, местом света, обитанием чистых приближенных ангелов, и к ним (небесам) поднимаются деяния рабов и над ним Его Арш и Рай. И От Аллаха помощь».

21. Имам Абу Мансур Абдуль-Кахир аль-Багдади (ум. 429 г. х) передает в книге «Аль-Фарк байна аль-Фирак» (с.333), что в вопросе того, что Аллах Всевышний пречист от занимания места и влияния времени, имеется единогласие ученых (иджма’):

وأجمعوا على أنه لا يَحْوِيهِ مكانٌ ولا يَجْرِي عَليْه زمانٌ , خِلافَ قولِ مَن زعَم مِن الهِشاميَّةِ والكَرَّامِيَّةِ أَنَّه مُماسٌّ لِعَرشِهِ

«Сошлись ученые на том, что Всевышнего Аллаха не охватывает место и, что не течет над Ним время. Вопреки группам «Аль Хишамия» и «Аль Каррамия», которые заявляют, что Аллах буквально соприкасается с Троном».

22. Имам Абу Бакр аль-Байхаки (384 – 458 гг. х) в своей книге «Аль-Асма ва Сифат» (с. 406) сказал:

واسْتَدلَّ بعضُ أصْحابِنا في نفْيِ المَكانِ عنْه بِقَولِ النَّبِيّ عَليْه الصَّلاةُ والسَّلامُ: «أنتَ الظّاهرُ فليْس فَوْقكَ شَيْءٌ ، وأنتَ الباطنُ فليْس دُونَك شيءٌ » , وإذَا لَمْ يَكنْ فَوقَه شيءٌ ولا دُونَه شيءٌ لمْ يَكنْ في مَكانٍ

«Часть наших ученых приводят слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Ты Явный, и нет ничего над Тобой, Ты Скрытый, и нет ничего под Тобой», в качестве доказательства того, что Аллах не занимает место. Ведь, если нет ничего ни под Ним, ни над Ним, значит, Он не занимает место».

Имам Абу Бакр аль-Байхаки (384 – 458 гг. х) сказал в книге «Шу’абуль Иман» (1/111):

وهو المتعالي عن الحدود والجهات والأقطار والغايات المستغني عن الأماكن

«Пречист Аллах от границ, сторон, краев и пределов. Он не нуждается в местах».

Таким было вероубеждение праведных предшественников, и таково вероубеждение ашаритов.

Похожие материалы