Чтение Корана на кладбище — практика саляфов

«Можно ли читать Коран у могилы?» — вопрос, который остро стоял в Дагестане, когда здесь началась активная деятельность салафитов. Парадоксально, что группа, объявившая себя последователями саляфов, посчитала запретным нововведением то, что было практикой тех самых саляфов, к которым они себя относили. Кто же из саляфов высказался о дозволенности чтения Корана на кладбище?

Из сподвижников — Абдуллах ибн Умар завещал, чтобы у его могилы прочли что-то из Корана. А в след за ним это завещал табиин ‘Аля ибн аль-Ляджлядж.

عَنْ عَبْدِ الرَّحْمَنِ بْنِ الْعَلَاءِ بْنِ اللَّجْلَاجِ، عَنْ أَبِيهِ، أَنَّهُ قَالَ لِبَنِيهِ: إِذَا أَدْخَلْتُمُونِي قَبْرِي فَضَعُونِي فِي اللَّحْدِ وَقُولُوا: بِاسْمِ اللهِ وَعَلَى سُنَّةِ رَسُولِ اللهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ , وَسُنُّوا عَلَيَّ التُّرَابَ سَنًّا وَاقْرَؤُوا عِنْدَ رَأْسِي أَوَّلَ الْبَقَرَةِ وَخَاتِمَتَهَا فَإِنِّي رَأَيْتُ ابْنَ عُمَرَ يَسْتَحِبُّ ذَلِكَ.

Абдурахман ибн ‘Аля ибн аль-Ляджлядж передает, что его отец, умирая, оставил следующее завещание своим детям: «Когда опустите меня в могилу, то укладывая меня в выемку (ляхад) скажите: “С именем Аллаха и согласно сунне посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует”. После этого бросьте горсть земли на меня и почитайте у изголовья начало суры аль-Бакара и конец этой же суры. Это потому что я видел, что Абдуллах ибн Умар считал это желательным». (Передал аль-Байхаки в «Ад-Даават» (2/297) и назвал иснад хорошим).

عَنْ مُجَالِدٍ، عَنِ الشَّعْبِيِّ، قَالَ: كَانَتِ الْأَنْصَارُ إِذَا مَاتَ لَهُمُ الْمَيِّتُ اخْتَلَفُوا إِلَى قَبْرِهِ يَقْرَءُونَ عِنْدَهُ الْقُرْآنَ

Передается от Муджалида, что Амир аш-Ша’би (ум. в 100 г.х.) — авторитетный табиин — сказал: «Когда среди ансаров кто-то умирал, они оставались у его могилы и читали возле нее Коран». (Аль-Халляль, «Кыраат ‘инда кубур», с. 89)

عَنِ الْمُجَالِدِ، عَنِ الشَّعْبِيِّ، قَالَ: كَانَتْ الْأَنْصَارُ يَقْرَءُونَ عِنْدَ الْمَيِّتِ بِسُورَةِ الْبَقَرَةِ

От Муджалида также передается, что аш-Ша’би сказал: «Ансары читали возле умерших суру аль-Бакара». (Ибн Аби Шайба, №10953)

Шейх уль-Ислам ан-Навави привел это сообщение от Муджалида в «Аль-Азкар» и указал на слабость Муджалида, что говорит о том, что имам считал допустимым, не смотря на слабость одного передатчика, практиковать этот сообщение.

عَنْ مَنْصُورٍ، عَنْ إِبْرَاهِيمَ، قَالَ: لَا بَأْسَ بِقِرَاءَةِ الْقُرْآنِ فِي الْمَقَابِرِ

Ибрахим ан-Наха’и (47–96 гг.х.) — авторитетный табиин — сказал: «Нет проблем читать Коран на кладбище». («Кыраат ‘инда кубур», с. 89)

Имам аш-Шафии (150–204 гг.х.) сказал:

أُحِبُّ لَوْ قُرِئَ عَلَى الْقَبْرِ وَدُعِيَ لِلْمَيِّتِ

«Для меня предпочтительнее, если прочитают Коран возле могилы, и сделают дуа за покойного». («Аль-Умм», 1/322)

سَأَلْتُ الشَّافِعِيَّ عَنِ الْقِرَاءَةِ عِنْدَ الْقَبْرِ فَقَالَ: لَا بَأْسَ بِهِ

Хасан ибн Саббах аз-За’фарани – ученик аш-Шафии – говорил: «Я спросил аш-Шафии о чтении (Корана) у могил. Он сказал: “В этом нет проблем”». («Кыраат ‘инда кубур», с. 89)

أَتَيْتُ أَحْمَدَ بْنَ حَنْبَلٍ فَقُلْتُ لَهُ: إِنِّي رَأَيْتُ عَفَّانَ يَقْرَأُ عِنْدَ قَبْرٍ فِي الْمُصْحَفِ، فَقَالَ لِي أَحْمَدُ بْنُ حَنْبَلٍ: خُتِمَ لَهُ بِخَيْرٍ

Саляма ибн Шабиб рассказывал: «Я пришёл к Ахмаду ибн Ханбалю и сказал, что видел Аффана читающего Коран с мусхафа возле могилы. Ахмад ибн Ханбаль сказал мне: “Ему засчитается благо”». («Кыраат ‘инда кубур», с. 89)

Похожие материалы