Диалог шейха Абу Хамзы аш-Шафии с таймитом

Начинаю с именем Аллаха.

Таймит:

– Что касается мутакаллимов-джахмитов[1], то они не могут вообразить то, что видят – переход одних частиц в другие и преображение материи, и потом утверждают, что все частицы изначально созданы из небытия. Им неизвестны частицы (они никогда их не видели), которые были созданы из небытия, подобно тому, как неизвестны акциденции, сотворённые вне вещей! Смысл их слов таков: Всевышний Аллах не создаёт что-то из чего-то, ни частицы, ни акциденции – все частицы были созданы Всевышним из небытия, так же, как и акциденции.

Я:

– Хочешь сказать, что Всевышний не творит из небытия?

Таймит:

– Очевидно, видимо и известно для людей, что Он творит то, что творит, из чего-то (материи), а не из ничего. Поэтому Всевышний говорит в Коране:

وَقَدْ خَلَقْتُكَ مِنْ قَبْلُ وَلَمْ تَكُ شَيْئَاً

«…ведь раньше Я создал тебя самого, и (до того) тебя вообще не было». (Сура Марьям, 9)

Он не сказал, что сотворил тебя из ничего.

Также Всевышний сказал:

وَاللهُ خَلَقَ كُلَّ دَابَّةٍ مِنْ مَاءٍ

«И Аллах создал всё живое (животных) из [капли] воды». (Сура Ан-Нур, 45)

Всевышний не сказал, что создал животных из ничего.

Также Аллах, Свят Он, сказал:

وَجَعَلْنَا مِنَ المَاءِ كُلَّ شَيْءٍ حَيٍّ

«Неужели не видят неверующие, что небеса и земля были единым целым, а Мы разделили их и создали всё живое из воды?» (Сура Аль-Анбия, 30)

Я:

– А как ты поступишь со словами Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует): «Аллах существовал до всего»? А в версии, приводимой пятью спутниками аль-А’маша и семью учениками аль-Мас’уди, говорится: «Был Аллах, и не было ничего помимо Него». Что же касается версии «Был Аллах, и не было ничего раньше Него», то её приводят только два ученика аль-А’маша, это является смысловым (не дословным) пересказом хадиса, как на это указал доктор аль-Хавва.

Также Язид ибн Харун (умер в 206 году хиджры), ибн Хиббан, аль-Байхаки, ибн Абдуль Барр и аль-Багави ясно сказали, что был Аллах и не было ничего наряду с Ним. Ибн Хазм приводит единогласие (иджма’) учёных в этом вопросе! И после всего этого возможно ли, чтобы мусульманин сказал, что сотворение чего-либо из небытия не подвластно могуществу Аллаха и является невероятным?!

Таймит:

– Да, возможно! Напротив, сказавший это достоин звания Шейх уль-Ислам!

Я:

– Имеешь в виду ибн Таймию?

Таймит:

– Да, эти слова он сказал в книге «Ан-Нубуват» (1/322).

Я:

– Но ибн Таймия – муджассим (антропоморфист, приписывающий Господу телесные качества), который прикрывается словами «без образа».

Таймит:

– Каков твой довод в пользу этого?

Я:

– Разве он не пишет:

أنَّ قوله: «لا يقولن أحدكم قبَّح اللَّه وجهك، ووجه من أشبه وجهك، فإن اللَّه خلق آدم على صُورَته»: يدلُّ علَى أنَّ المَانِع هُو مُشَابَهَة وَجْهه لصُورَة اللَّه؛ فإن أُريد صورةٌ يخلقها الله.. لكان كونه في نفسه مخلوقًا لله، أبلغ من كونه مشبها لما خلقه الله؛ فيكون عدولًا عن التعليل بالعلة التامة إلى ما يشبهها

«Слова хадиса “Пусть никто из вас не говорит: да обезобразит Аллах твоё лицо и лицо, похожее на твоё, поистине, Аллах сотворил Адама по Своему образу” указывают на то, что причиной запрета является подобие лица Адама образу Всевышнего (!!!). А если бы здесь имелось в виду “по образу, творимому Аллахом” (то есть не образ самого Аллаха), то из этого следовало бы, что факт сотворённости этого человека Аллахом является более весомой причиной (для запрета), нежели его сходство с другим творением Аллаха (в данном примере – с пророком Адамом, мир ему), и это было бы переходом от полноценной причины (запрета) к причине, похожей на полноценную»? (То есть получилось бы: «Не говорите эти слова человеку, так как его образ похож на образ, сотворённый Аллахом» вместо «Не говорите эти слова человеку, так как его образ сотворён Аллахом».) («Баян тальбис джахмия», 6/539)

Поразмысли над его словами «подобие лица Адама образу Аллаха», он здесь установил для Аллаха наличие лица и образа и сходство Его образа с человеческим. Это прямо указывает на уподобление Творца определённому образу – человеческому, а не какому-то другому возможному образу.

И его слова после этого «без слов “как”» или же «определение образа мы оставляем на Аллаха» – всего лишь маскировка и прикрытие. Так как, если бы образ Адама (мир ему) был похож на образ Аллаха, как он утверждает, то образ Аллаха был бы подобен человеческому, а в этом случае невозможно было бы сказать: «Образ, но не такой, как другие образы», так как если Его образ не такой, как другие образы, то Он не будет похож на образ Адама (мир ему) (так как Адам тоже человек).

Таймит:

– У мутакаллимов есть страшные высказывания, если я их приведу, ты поймёшь, что слова ибн Таймии легче них.

Я:

– Будь мужчиной! Не будь подобен человеку, которому говорят: «Твоя жена встречается с электриком», а он отвечает: «Клянусь Аллахом, у него нет понятия об электричестве». Меня не волнуют слова мутакаллимов. До тех пор, пока дело доходит до довода, то довод есть судья!

Таймит:

– Тем не менее, он Шейх уль-Ислам, как бы ты ни хотел иного!

Я:

– Изучи философов ибн Малька и ибн Маймуна (Маймонида), которые по происхождению были евреями, и ты узнаешь, откуда взяты основы антропоморфизма (таджсима) и уподобления (ташбиха)! И что важно, по словам вашего «шейха», огонь Ада исчезнет, и сколько бы ни длилось наказание, все попадут в Рай (что является ещё одной ересью).

 

[1] К джахмитам ибн Таймия и псевдосалафиты по своему заблуждению относят ашаритов.

Похожие материалы