Мое отношение к Ибн Таймие

С именем Аллаха. Один из моих приятелей осудил меня за ибн Таймию, и тогда я сказал:

«Я не отрицаю его широкий кругозор и обширные знания, и не дискредитирую его намерения. Однако я считаю, как и большинство суннитов из числа ашаритов, что он ошибается во многих важных вопросах, и заблудил многих последователей пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Но это не значит, что я ненавижу его как личность. Если бы имам ан-Навави говорил такие вещи, о которых говорил ибн Таймия, то мое отношение к имаму ан-Навави было бы таким же, как сейчас к ибн Таймие».

Он сказал: «Однако твое высказывание (“Я сомневаюсь в его Исламе”) слишком категорично. Как же ты можешь сомневаться в его Исламе, когда крупные критики отмечают его достоинства?»

Я ответил: «Я уважаю мнение ученых в этом вопросе и я ничего не возражаю против тех, кто хвалит его и уважает, если они верят в его достоинство. В таком случае, уважение к нему обязательно, а не просто желательно.

Что касается меня, я не делаю таклид в вопросах вероубеждения и руководствуюсь правилами, которые установили ученые:

1. Ибн Таймия утверждает, что мир, как вид творений, является вечным, и что обязательно, чтобы у цепи возникших явлений не было начала, что отрицает существование начала процесса возникновения (творений) в бытие. Это означает, что существовала определенная предвечность наряду с Аллахом, чтобы посчитать возможным то, что данный процесс возникновения новых творений предвечен.

Ученые четырех мазхабов считают, что мнение о предвечности мира — это мнение безбожников.

2. Ибн Таймия заявляет, что Аллах — это тело в терминологическом смысле, и поэтому он критикует далиль ат-таркиб[1].

3. Ибн Таймия во многих местах своей «Баяну-т-тальбис» утверждает, что у Аллаха есть определенный размер и количество, и что у Него есть необходимые границы Его Сущности, и что Он молчит, поэтому имам критикует далиль аль-имкан[2].

А многие ученые из четырех мазхабов считают антропоморфизм (таджсим) неверием.

В свете этих принципов и мнений ученых я сказал то, что сказал и имею в виду, и я не утверждаю, что ибн Таймия является кафиром, потому что никто не может утверждать веру или неверие кого-то, если это не подтверждено однозначно.

Наконец, я не говорил ни с кем о вопросах веры, кроме как проявляя жалость к одному из общины нашего господина, Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и из любви к тому, чтобы его последователи имели ясные аргументы.

И я не нашел в сердце своем гнева ни на кого, даже если я и произносил при этом резкие слова; Если кто-то из них пострадал от меня из-за этого… Я извиняюсь перед ним, и я надеюсь, что он простит меня, что бы это ни было… Я прощаю».

[1] Далиль ат-таркиб – доказательство существования Аллаха через отрицание от Него составленности, которое выражается оно в следующем: каждое составленное из частей нуждается в своей части, которая не является им самим. А то, что нуждается в чем-то другом, должно быть допустимо существующим. А то, что допустимо существует, не может быть в то же самое время обязательно существующим. Это значит, Аллах не составлен из частей. — прим. пер.

[2] Далиль аль-имкан — доказательство существования Аллаха через начальность вещей. Этот мир либо имеет начало в существовании, либо не имеет. Второе ложно, так как мир меняется, а то, что меняется, не может быть предвечным. Так как мир имеет начало, то он нуждается в том, кто даст ему это начало, а сам он не будет иметь начало, то есть он не будет предвечным. — прим. пер.

Похожие материалы