Фетва о сифате Аль-Калам

Вопрос:

Как понимать, что Аллах разговаривал с Мусой, мир ему? Может ли кто-то другой [кроме Мусы, мир ему] слышать эту Речь?

مطلب معنى كلام الله لموسى صلى الله عليه وسلم

وسئل نفع الله به : عن معنى كلام الله تعالى لموسى صلى الله عليه وسلم وغيره ، وهل يمكن سماع غير موسى له ؟ .

فأجاب بقوله : كلام الله وإن لم يكن من جنس كلام المخلوقين يسمعه من أكرمه الله من رسله وملائكته بواسطة أو غيرها كما قال تعالى {وما كان لبشر أن يكامه الله إلا وحيا} الآية ، وقال تعالى {وكلم الله موسى تكليما} قال بعض المالكية : من أنكر أن الله تعالى كلم موسى استتيب ، فإن تاب وإلا قتل . قال بعض المتأخرين : والكلام على الحقيقة كله لله وإضافته إلى غيره مجاز ، لأنه إن كان قديما فهو صفته ، وإن كان حادثا فهو فعله لأنه خلقه وإرادته ، ومن ثم اتفقت الأمة على أنه سبحانه متكلم ؛ فعند الأشعرية الكلام قائم بذاته العلية ويعبر عنه بالكلام النفسي . وأنكر المعتزلة ذلك وقالوا : معنى أنه متكلما أنه خالق الكلام . والإجماع على أنه كلم موسى للآيات المصرحة بذلك يرد عليهم إذ الأصل عدم المجاز .

واختلفوا في صفة سماعه للكلام النفسي . فأهل الظاهر قالوا : تؤمن به ولا نتكلم قصدا منهم إلى أنه متشابه ، وقالت الباطنية : خلق الله لموسى فهما في قلبه والم يخلق له سمعا . ومذهب أهل السنة أن الله خلق له فهما قلبه وسمعا في أذنيه وسائر بدنه سمع به كلاام الله من غير صوت ولا حرف بغير واسطة . وزعم المعتزلة جريا على مذهبهم الفاسد في إنكارهم الكلام النفسي أن الله تعالى خلق له فهما في قلبه وصوتا في الشجرو سمعه .

Ибн Хаджар аль-Хайтами (909-974 гг. по хиджре/1504-1567 гг.) ответил:

Хотя речь Аллаха и не имеет ничего общего с речью творений, те, кого Аллах облагодетельствовал из числа посланников или ангелов, могут эту речь услышать, как при помощи посредничества, так и напрямую.

«Не разговаривает Аллах с человеком, кроме как через откровение» (Сура аш-Шура, аят 51).

«С Мусой Аллах говорил напрямую» (Сура аш-Шура, аят 164).

Некоторые маликитские имамы сказали, что каждый, кто отрицает, что Аллах разговаривал с Мусой, мир ему, пусть покается, либо будет убит.

Учёные более поздних времен сказали, что сифат Аль-Калам относится к Аллаху, а если он употребляется по отношению еще к кому-то, это аллегория.

Ведь, если Речь предвечна, это предвечное качество Аллаха, если же речь имеет начало, то это действие Аллаха и, следовательно, является творением. Умма сошлась на том, что Аллах характеризуется качеством «Аль-Мутакаллим».

Согласно убеждениям ашаритов Аль-Калам – это предвечное качество Аллаха, существующее с Его Сущностью, и это качество называют “калам нафси” [несотворенная Предвечная Речь Аллаха].

Мутазилиты отрицают калам нафси, говоря, что “Аль-Мутакаллим” означает “Тот, Кто сотворил Свою речь”.

Иджма в том, что Аллах разговорил с Мусой, мир ему, поскольку аят Корана ясно говорит об этом, и поэтому аллегория здесь отвергается.

Ученые имеют различные мнения о том, можно ли слышать калам нафси.

Ахлю-з-захир говорят: “Мы верим в это, но не углубляемся в разговоры об этом, поскольку это муташабихат”.

Батыниты же говорят, что Аллах вложил в сердце Мусы, мир ему, смысл, но не сотворил для него возможность слышать [Речь Аллаха].

Ахлю-Сунна говорят, что Аллах вложил понимание в его сердце и сотворил возможность слышать ушами и без посредничества Речь Аллаха, которая не состоит из букв и звуков.

Мутазилиты же, пытаясь оправдать свои заблуждения, говорят, что Аллах сотворил в сердце Мусы понимание и сотворил звуки в дереве (Аль-Фатава аль-Хадисия, стр 277).

Похожие материалы