Вера мукаллида в акыде

Мукаллид – это тот, кто полностью убеждён в истинности положений веры, которые ниспосланы в Откровении, однако эта убеждённость не основана на доказательствах.

Иными словами, мукаллид слепо следует за кем-то в своём знании о Всевышнем Аллахе. И в данной фетве речь идёт о мукаллиде в науке акыда, а не в науке фикх.

 

ما المراد بالمقلد الذي لا يصح إيمانه عند كثير من المتكلمين ؟

Вопрос: «Кто такой мукаллид (слепо следующий), чья вера недействительна, по мнению множества мутакаллимов?»

المراد به من نشأ بقلة جبل ولم يرزق فطنة حتى يستدل بهذا العالم على أن له موجدا ومدبرا فمر عليه شخص فقال له ذلك فاعتقده وجزم به تقليدا له من غير أن يتفطن لذلك الاستدلال وهذا نادر جدا وأما من قال يلزم على القول بعدم صحة إيمان المقلد تكفير العوام فإنما يتمشى كلامه على أن المراد بالمقلد من لم يتقن الدليل على قواعد الاستدلال وهذا بعيد جدا فإنه صلى الله عليه وسلم اكتفى من كثيرين من أجلاف الأعراب والنساء بما هو في طبع كل أحد حتى العجائز والصبيان من الاستدلال بالنجوم والسماء والأرض والأنهار والأشجار والزروع على أن لها خالقا ومدبرا وعلى هذا لا تجد عاميا مقلدا أصلا .

Шейх уль-Ислама Ибн Хаджар аль-Хайтами (909 – 974 гг. х.) ответил: «Это тот, кто вырос на вершинах гор и не обладал достаточной долей разума, чтобы додуматься до аргументов, что этот мир имеет своего Творца и Правителя. Если перед ним пройдёт некий человек и скажет ему об этом, то он всецело поверит ему и последует за ним, а сам же не сможет привести ничего в доказательство своих убеждений. Но это очень редкий случай.

Если же кто-то говорит, что из мнения, что иман мукаллида недействителен, следует обвинение в неверии простых людей, то его слова распространяются на случай, когда под мукаллидом подразумевается любой человек, не овладевший в совершенстве доводом, который бы соответствовал правилам аргументации. Но это очень маловероятно. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) находил удовлетворительными доводы многих неотёсанных бедуинов и бедуинок, которые естественны для каждого, даже для стариков и детей. Например, аргументация существованием звёзд, неба, земли, рек, деревьев, пастбищ и утверждением, что все они имеют создателя и управителя. Поэтому ты изначально не найдёшь простолюдина, который был бы мукаллидом (в том смысле, который мы упомянули)».

(Ибн Хаджар аль-Хайтами, «Фатава аль-Кубра аль-Фикхия», 4/341)

Похожие материалы