Штраф за просрочку арендной платы
В некоторых договорах финансовой аренды штраф налагается на арендатора в случае, если он задерживает оплату аренды после даты платежа. Это наказание, которое означает прибавление чего-то к доходу арендодателя, не обосновано с точки зрения Шариата. Причина в том, что размер арендной платы после ее вступления в силу является задолженностью со стороны арендатора и поэтому обязан соответствовать всем правилам, установленным для долга. Денежный штраф от должника за несвоевременную выплату долга поэтому будет считаться ростовщическим (риба), что запрещено Благородным Кораном. Следовательно, арендодатель не может взимать дополнительные суммы в случае, если арендатор задерживает выплату арендной платы.
Однако для того, чтобы избежать негативных последствий от злоупотребления этим запретом, может применяться другая альтернатива. Арендатору может быть предложено, что, если он не в состоянии заплатить за аренду в срок, ему придется заплатить определенную сумму на благотворительность. Для этой цели финансист/арендодатель может поддерживать благотворительный фонд, куда будут зачисляться такие суммы и направляться на благотворительные цели, включая выдачу беспроцентных ссуд нуждающимся лицам.
Сумма, подлежащая уплате в благотворительных целях арендатором, может варьироваться в зависимости от периода по умолчанию и может быть рассчитана в % годовых. В договоре аренды этот момент можно оговорить в следующей статье:
Арендатор обязуется, если он не в состоянии будет оплатить аренду в срок, он должен уплатить сумму, рассчитанную в …% годовых в благотворительный фонд, поддерживаемый Арендодателем, средства из которого будут использоваться арендодателем исключительно в благотворительных целях, разрешенных Шариатом, и ни в коем случае не будут использоваться в виде дохода Арендодателя.
Этот механизм, однако, не компенсирует арендодателю его альтернативные издержки периода неплатежа, однако может служить сильным сдерживающим фактором для арендатора, чтобы оплатить аренду вовремя.
Основания для такого обязательства арендатора и причины невозможность какого-либо наказания или компенсации, требуемых арендодателем для своей выгоды, обсуждались в полном объеме в главе «Мурабаха» настоящей книги, которая может быть использована для уточнения деталей.
- Завершение арендного договора
Если арендатор арендатор нарушает какое-либо условие соглашения, арендодатель имеет право расторгнуть договор аренды в одностороннем порядке. Однако, если нет никаких нарушений договора со стороны арендатора, арендный договор не может быть завершен без взаимного согласия. В некоторых соглашениях финансовой аренды отмечается, что арендодателю предоставляется неограниченная власть закончить арендный договор в одностороннем порядке всякий раз, когда он пожелает, согласно его единоличному суждению. Это снова противоречит принципам Шариата.
В некоторых соглашениях о финансовой аренде содержится условие с таким смыслом, что в случае завершения арендного договора, даже по усмотрению арендодателя, арендная плата за оставшийся период арендного договора должна быть заплачена арендатором. Это условие, очевидно, идет вразрез с Шариатом и принципам справедливости и правосудия. Основная причина вставки таких условий в соглашение об арендном договоре состоит в том, что главная цель, подразумеваемая в соглашении, состоит в выдаче процентной ссуды под очевидным покрытием арендного договора. Именно поэтому все усилия должны быть приложены, чтобы избежать логических следствий договора аренды.
Естественно, такое условие не может быть приемлемым в Шариате. Логическое следствие завершения арендного договора состоит в том, что арендодатель забирает обратно свое имущество. Арендатора нужно попросить заплатить арендную плату, которую он был должен до даты завершения контракта. Если контракт был расторгнут из-за неправильного использования имущества или небрежности со стороны арендатора, его можно также попросить уплатить компенсацию арендодателю за убытки, вызванные таким неправильным использованием или небрежностью. Но он не может быть должен заплатить арендную плату оставшегося периода.
- Страхование имущества
Если арендованное имущество застраховано в рамках исламской модели такафуля, это должно производиться за счет арендодателя, а не за счет арендатора, как обычно предусматривается в современных соглашениях финансовой аренды.
- Остаточная стоимость активов, переданных в аренду
Другая важная особенность современных финансовых арендных договоров заключается в том, что после истечения периода арендного договора, сам арендованный актив обычно передается арендатору. Поскольку арендодатель уже вернул себе его стоимость наряду с дополнительной прибылью к ней, которая обычно равна сумме процентов, которые, возможно, были получены по ссуде на ту же сумму, выданную в течение того же периода, у арендодателя нет дальнейшего интереса к арендованному активу. С другой стороны, арендатор хочет сохранить актив после истечения арендованного периода.
По этим причинам арендованный актив обычно передается арендатору в конце арендного договора, или бесплатно или по номинальной символической цене. Чтобы гарантировать, что актив будет передан арендатору, иногда в договоре аренды это оговаривается в специальном пункте. Иногда это условие не упоминается в контракте явно; однако между сторонами подразумевается , что актив будет передан арендатору по завершении арендного договора.
Это условие, выражено оно в явной форме или подразумевается, не соответствует принципам Шариата. В исламской юриспруденции четко установлено, что одна сделка не может быть связана с другой сделкой так, что предыдущая является условием для следующей. В данном случае передача актива арендатору по окончанию сделки является необходимым условием сделки арендного договора, что не позволено в Шариате.
Исходным положением в Шариате является то, что актив находится в собственности арендодателя, и, после того как истекает срок действия арендного договора, арендодатель свободен забрать свое имущество, или возобновить арендный договор, или сдать актив в аренду кому-то, или продать его арендатору или любому другому человеку. Арендатор не может вынудить собственника продать ему имущество по номинальной цене, и при этом такое условие не может быть наложено на арендодателя в договоре аренды.
Но по истечении срока арендного договора, если арендодатель захочет, он может передать актив арендатору в качестве подарка или отдать ему его по доброй воле. Однако некоторые исламские ученые, имея в виду потребности исламских финансовых учреждений, придумали альтернативу. Они говорят, что само соглашение иджара не может содержать условие о передаче или продаже актива в конце срока аренды. Однако арендодатель может в одностороннем порядке пообещать продать арендатору арендованный актив в конце срока договора. Это обещание будет связывать только арендодателя. Согласно такой точке зрения, одностороннее обещание сделать что-то в будущем дозволено, должник обязан исполнить обещание, но кредитор не обязан участвовать в этом договоре. Это означает, что он может приобрести актив, но не обязан этого делать. Однако, если арендатор захочет приобрести актив, арендодатель не сможет отказаться от этого, поскольку он связан обещанием. Эти ученые полагают, что арендодатель после вступления в договор аренды может подписать отдельное одностороннее обещание, посредством чего он ручается, что если арендатор выплатил полностью арендную плату и хочет купить актив по указанной цене, он продаст ему актив за эту цену.
Как только это обещание подписано арендодателем, он обязан выполнить его, и арендатор может осуществить свой выбор купить актив в конце периода, если он полностью уплатил сумму количество арендной платы согласно соглашению об арендном договоре. Точно так же также признано этими учеными, что вместо обещания продажи арендодатель может подписать отдельное обещание подарить арендованный актив арендатору в конце периода арендного договора, согласно его оплате всей суммы арендной платы. Эту договоренность называют «иджара ва иктина». Это было позволено большим количеством современных ученых и широко используется исламскими банками и финансовыми учреждениями.
Действительность данного соглашения зависит от соблюдения двух основных условий.
Во-первых, сам договор иджара не должен зависеть от подписания этого обещания продажи или дарения. Тот, кто дает обещание, делает об этом запись в отдельном документе.
Во-вторых, обещание должно быть односторонним и связывать только арендодателя. Оно не должно связывать обе стороны, потому что в таком случае это будет полный контракт, привязанный к дате в будущем, что не дозволяется в случае продажи или подарка.
- Cубаренда
Если арендованный актив используется по-разному различными пользователями, арендатор не может сдать в субаренду арендованный актив, кроме как со специального разрешения арендодателя. Если арендодатель разрешает арендатору сдать в субаренду имущество, он может это сделать. Если арендная плата, требуемая от субарендатора, равна или меньше арендной платы, подлежащей выплате владельцу/первоначальному арендодателю, все признанные школы исламской юриспруденции единодушны на допустимости субарендного договора. Однако их мнения отличаются в случае, если арендная плата, взимаемая от субарендатора, выше, чем арендная плата, подлежащая оплате владельцу. Имам аш-Шафии и некоторые другие ученые позволяли это и считают, что субарендодатель может получать излишек, полученный от арендатора. Это также мнение большинства в ханбалитском мазхабе. С другой стороны, имам Абу Ханифа считал, что излишек недопустим, и субарендодатель должен отдать его на благотворительные цели. Однако если субарендодатель усовершенствовал (улучшил) арендованную собственность, или сдает ее в аренду в валюте, отличающейся от валюты, в которой он сам платит арендную плату владельцу/первоначальному арендодателю, он может требовать более высокую арендную плату от своего субарендатора и может пользоваться излишком[1].
Хотя точка зрения имама Абу Ханифы более осторожна, лучше всего будет действовать согласно ей, но в случае необходимости точке зрения шафиитов и ханбалитов также можно следовать, потому что в Коране или в Сунне нет никакого специального запрета против излишка, требуемого от арендатора. Ибн Кудама привел доводы с серьезным обоснованием в пользу допустимости излишка.
- Передача арендного договора
Арендодатель может продать арендованную собственность третьему лицу, посредством чего отношения арендатора и арендодателя должны быть установлены между новым владельцем и арендатором. Однако передача самого арендного договора (без передачи в собственность арендованного актива) за денежное вознаграждение недопустима.
Различие между этими двумя ситуациями состоит в том, что в последнем случае собственность на актив не передается правопреемнику, но он только получает право на получение арендной платы. Такая передача (поручительство) допустимо в Шариате, если подобное право (поручительство) передается не за денежное вознаграждение. Например, арендодатель может передать свое право взимать арендную плату своему сыну или своему другу в качестве подарка. Кроме того, он может передать такое право своему кредитору в счет своего долга (чтобы погасить свой долг за счет арендной платы). Но, если арендодатель хочет продать это право по определенной цене, это недопустимо, так как в этом случае деньги (сумма аренды) продаются за деньги, что является сделкой без учета принципа равенства. В противном случае это будет равносильно ростовщичеству (риба), следовательно запрещено Шариатом.
Секьюритизация иджара
У механизма иджара есть хороший потенциал секьюритизации, что может помочь создать вторичный рынок для финансистов на основе иджара. Так как арендодатель в иджара владеет арендованными активами, он может продать актив, полностью или частично, третьему лицу, которое может купить его и может заменить продавца в правах и обязательствах арендодателя относительно купленной части актива[2].
Поэтому, если арендодатель после вступления в сделку иджара хочет возвратить свою стоимость покупки актива с прибылью по нему, он может продать арендованный актив полностью или частично одному лицу или нескольким. В последнем случае покупка пропорции актива каждым человеком может удостоверяться свидетельством, которое можно назвать сертификат иджара. Этот сертификат будет представлять пропорциональную собственность держателя в арендованном активе, и он возьмет на себя права и обязательства владельца/арендодателя в определенной пропорции. Так как актив уже сдан в аренду арендатору, арендный договор будет продолжен с новыми владельцами, каждый из обладателей этого свидетельства будет иметь право на получение части арендной платы согласно его пропорции собственности в активе. Также он примет обязательства арендодателя по мере его доли в собственности. Поэтому, в случае полного разрушения актива, он понесет убытки по мере своей собственности. С этими свидетельствами, будучи доказательствами пропорциональной собственности в материальном активе, можно заключать сделки, их можно обменивать свободно на рынке, они могут служить инструментом, который будет легко перевести в наличные деньги. Таким образом, они могут помочь в решении проблем управления ликвидностью, перед которыми стоят исламские банки и финансовые учреждения.
Однако следует помнить, что данный сертификат должен представлять собственность на неделимую часть актива со всеми правами и обязанностями. Вследствие непонимания этого момента, в некоторых кругах пытаются выдать сертификаты иджара, дающие владельцу право требовать определенную сумму арендной платы без получения в собственность какой-либо части в активе. Это означает, что владелец такого сертификата не имеет совсем никакого отношения к предмету аренды. Единственное, на что он имеет право, – это получить часть арендной платы, полученной от арендатора. Подобный способ секьюритизации недопустим в Шариате. Как объяснялось ранее в этой главе, арендная плата является долгом, подлежащим выплате арендатором. Долг или любая гарантия, представляющая долг, не может быть оборотным документом в Шариате, потому что торговля такими инструментами будет являться торговлей деньгами или денежными обязательствами, что не позволяется, кроме как на равных основаниях. Если же при торговле такими документами будет соблюдаться равенство, сама цель секьюритизации будет уничтожена. Поэтому подобные сертификаты иджара не могут быть представлены на вторичном рынке. Необходимо, чтобы сертификаты иджара были разработаны таким образом, чтобы они представляли реальную собственность в арендованных активах, а не только право получать арендную плату.
Главный договор аренды
Другим понятием, распространенным в современном бизнесе аренды, является понятие «главной аренды». При данном механизме арендатор субарендует собственность другим лицам (субарендаторам). Затем он приглашает других (людей) участвовать в его бизнесе, взимая вместо него арендную плату, полученную от его субарендаторов. За то, что они получают возможность взимать арендную плату, он берет с них некоторую сумму. Этот механизм не соответствует принципам Шариата. Причина очевидна. Арендатор не владеет собственностью. Он лишь имеет право извлечь выгоду из ее полезных свойств. В данной ситуации эти полезные свойства переходят к его субарендаторам по контракту субаренды с ними. Теперь он ничем не владеет: ни самой собственностью, ни ее полезными свойствами. Единственно, на что он имеет право, – это получить арендную плату. После этого он передает это право другим людям. Уже объяснялось подробно, что это право не может быть предметом продажи, потому что это будет представлять продажу долга или задолженности со скидкой, что является одной из форм ростовщичества (риба), запрещенного Кораном и Сунной. Поэтому такой механизм неприемлем.
Это некоторые основные свойства финансового арендного договора, которые не соответствуют предписаниям Шариата. При использования арендного договора в качестве исламского способа финансирования этих недостатков нужно избегать.
Список возможных недостатков в договоре аренды не ограничивается тем, что было упомянуто выше. Были выделены только основные ошибки, встречающиеся в различных соглашениях, и в итоге получены основные принципы исламской аренды. Исламский договор аренды должен соответствовать всем этим принципам.
В некоторых договорах финансовой аренды штраф налагается на арендатора в случае, если он задерживает оплату аренды после даты платежа. Это наказание, которое означает прибавление чего-то к доходу арендодателя, не обосновано с точки зрения Шариата. Причина в том, что размер арендной платы после ее вступления в силу является задолженностью со стороны арендатора и поэтому обязан соответствовать всем правилам, установленным для долга.
[1] См. Ибн Кудама, Аль-Мугни (Рияд, 1981), Ибн Абидин, Радд аль-Мухтар, 5:20.
[2] Некоторые ученые считали, что эта сделка не может вступить в силу, пока период арендного договора не закончен. Однако имам Абу Юсуф и другие юристы считали, что продажа действительна, покупатель заменит продавца, и иджара может продолжиться. (См. Ибн Абидин, Радд аль-Мухтар, 4:57).