Похоронный обряд в Исламе. Часть третья

Форма совершения заупокойного намаза с желательными элементами

1. Намерение[1]. В намерении следует упомянуть обязательность намаза (фард). Не упоминают то, что намаз относится к коллективной обязанности (фард кифая).

Если имам совершает намаз за покойного в присутствии его тела, то маъмуму[2] дозволено совершить намаз за покойного, чьё тело отсутствует в данной местности.

2. Чтение четырёх такбиров с поднятием рук. После каждого такбира правую руку кладут поверх левой, подобно тому, как это делается в иных намазах. Если имам прочтёт пятый такбир, даже намеренно, его намаз не нарушается, однако маъмум не следует в этом за имамом, а ожидает его до тех пор, пока тот не даст салам.

3. Чтение суры аль-Фатиха[3] после первого такбира[4].

Желательно: читать тааввуз[5] до суры аль-Фатиха; произносить «Амин» после суры аль-Фатиха.

Нет желательности в чтении молитвы «аль-Истифтах[6]» до суры аль-Фатиха и дополнительной суры после неё[7].

4. Чтение салавата за Пророка (мир ему и благословение) после второго такбира[8]. После салавата желательно прочитать мольбу за мусульман.

5. Чтение мольбы за покойного после третьего такбира: «Аллахумма хаза ‘абдука ва бну ‘абдайка хараджа мин раухи д-дунья васа’аха – ва махбубуху ва ахиббауху фиха – иля зульматиль къабри ва ма хува лякъихи, кана яшхаду ан ля иляха илля Анта вахдака ля шарика ляка ва анна Мухаммадан ‘абдука ва расулюка, ва анта а’ляму бихи минна, Аллахумма иннаху назаля бика ва Анта хайру манзулин бихи, ва асбаха факъиран иля рахматика а Анта гъанийюн ‘ан ‘азабихи, вакъад джиънака рагъибина иляйка шуфа’а-а ляху, Аллахумма ин кана мухсинан фа зид фи ихсанихи, ва ин кана мусиан фа таджавваз ‘анху, ва лякъкъихи би рахматика ридака, ва къихи фитнаталь къабри ва ‘азабаху, ва фсах ляху фи къабрихи, ва джафиль арда ан джанбайхи, ва лякъкъихи би рахматикаль амна мин ‘азабика хатта таб’асаху аминан иля джаннатика йа Архама Р-рахимин[9]».

Желательно до этой мольбы прочитать: «Аллахумма гъфир лихайина ва маййитина, ва шахидина ва гъаибина, ва сагъирина ва кабирина, ва закарина ва унсана, Аллахумма ман ахйайтаху минна фа ахйихи ‘аляль Ислям, ва ман таваффайтаху минна фатаваффаху ‘аляль иман».

Если покойный – ребёнок[10], то к этой мольбе добавляют следующее: «Аллахума дж’альху фаратан ли абавайхи, ва саляфан ва зухран ва ‘изатан ва ‘тибаран ва шафи’ан, ва сакъкъиль бихи мавазинахума, ва афригъи с-сабра ‘аля къулюбихима».

6. Желательно после четвёртого такбира читать следующие слова: «Аллахумма ля тахримна аджраху, ва ля тафтина ба’даху, ва гъфирляна ва ляху».

7. Чтение двух салямов.

Обязательные составляющие заупокойного намаза

1. Намерение.

2. Совершение намаза стоя.

3. Чтение четырёх такбиров.

4. Чтение суры аль-Фатиха.

5. Чтение салавата за Пророка (мир ему и благословение) [после второго такбира].

6. Чтение минимальной формы мольбы за покойного, например, «Аллахумма гъфир лихазаль маййит»[11].

7. Чтение первого саляма.

Условия заупокойного намаза

Условия для заупокойного намаза такие же, как и для обычных намазов[12], но помимо них имеются ещё следующие:

1. предварительно искупать покойного.

2. стоять позади покойного, повернувшись в направлении киблы[13].

Нежелательные действия при заупокойном намазе

Совершение заупокойного намаза до оборачивания в саван[14]. Совершение заупокойного намаза в том случае, если человек утонул в воде или погиб под завалами, и достать тело, чтобы омыть его, сложно[15].

Тот, кто опоздал на заупокойный намаз на один такбир или более, вступает в намаз за имамом, читает суру аль-Фатиха, затем соблюдает последовательность чтения молитв между такбирами своего намаза, противореча в этом имаму, после салама имама читает непрочитанные такбиры и молитвы, читаемые между ними, после этого даёт салам.

Желательные действия при заупокойном намазе

1. Не поднимать тело до завершения заупокойного намаза теми, кто опоздал на намаз.

Если имам прочитает второй такбир сразу после того, как масбук[16] прочитает первый, масбук читает за имамом второй такбир, не читая суру аль-Фатиха, так как обязанность читать её в таком случае снимается, и оба такбира будут считаться исполненными. Если имам прочтёт второй такбир во время чтения масбуком суры аль-Фатиха, масбук прерывает её чтение и следует за имамом. Если имам прочтёт такбир, а маъмум не успеет прочитать вслед за ним такбир, пока имам не прочтёт следующий такбир, намаз маъмума нарушается[17].

2. Совершившему заупокойный намаз желательно совершить его вновь ещё раз.

3. Тому, кто не успел совершить заупокойный намаз, желательно совершить его на кладбище, если на момент смерти покойного упустивший намаз был совершеннолетним, разумным человеком[18]. В противном случае он не совершает заупокойный намаз.

Продолжение…

 

[1] Например: «Я намереваюсь совершить за этого покойного четыре обязательных такбира».

[2] Тот, кто совершает намаз за имамом.

[3] Сура читается тихо, даже если заупокойный намаз совершается ночью.

[4] Согласно основополагающему мнению в шафиитском мазхабе, читать суру аль-Фатиха после первого такбира необязательно, дозволено её читать и после последующих такбиров. Читать суру аль-Фатиха после первого такбира обязательно при следующих условиях: 1. если он уже начал чтение суры; 2. если он – масбук (совершающий намаз за имамом, который присоединился к намазу позже и поэтому отстаёт от него).

[5] Слова «А’узу би Лляхи мина ш-шайтани р-раджим».

[6] «Ваджджахту ваджхия ли Ллязи…»

[7] Так как заупокойный намаз имеет упрощённую форму.

[8] Минимальная форма: «Аллахумма салли ‘аля Мухаммадин ва алихи». Лучшая форма – это салават Ибрахимийа.

[9] Упомянул Аль-Музани в труде «Аль-Мухтасар».

[10] Не достигший совершеннолетия.

[11] О Аллах, прости этого покойного!

[12] Наличие полного и малого омовения, отсутствие нечистоты на теле, одежде и месте совершения намаза; укрытие аврата; обращение в сторону киблы.

[13] Относится как к имаму, так и к маъмумам.

[14] Так как в этом заключается пренебрежение к покойному.

[15] Так как не выполнено предыдущее условие – омывание тела покойного, что является обязательным действием, согласно основополагающему мнению. Однако группа поздних учёных посчитала, что в таком случае заупокойный намаз всё-таки совершается, так как выполнение определённого условия требуется при наличии возможности его выполнения.

[16] Совершающий намаз за имамом, который присоединился к намазу позже и поэтому отстаёт от него.

[17] Так как такое отставание считается чрезмерным.

[18] То есть входил в категорию людей, на которых возложена обязанность совершения намаза.

Похожие материалы