Несколько раз меня спрашивали про кошерное мясо – можно ли его есть мусульманам? Когда я учился в «Даруль-Ифта», один из наших студентов получил этот вопрос, и мы связались с несколькими кошерными комитетами и подробно расспросили их, как происходит сертификация кошерного мяса. Все комитеты объяснили, что процесс забоя происходит так: приходит раввин, произносит имя Бога, и после этого животное закалывается. Например, если есть отара овец, раввин произносит над ней имя Аллаха на иврите, и после этого в отношении всех остальных животных, которых закалывают, имя Аллаха не произносится. То есть, имя Аллаха произносится лишь один раз, и после этого закалывается все стадо, предназначенное для забоя.
Ханафитский мазхаб
Согласно ханафитскому мазхабу, есть такое мясо нельзя. У ханафитов есть три основных условия дозволенности мяса:
- Чтобы забивающий был мусульманином, или человеком Писания.
- Чтобы произносилось имя Бога (неважно, на арабском или любом другом языке).
- Чтобы животное было забито согласно требованиям Шариата.
Что касается собственно забоя, то у кошерных компаний все соответствует шариату, они очень щепетильны в этом вопросе. Но они не произносят имя Всевышнего Аллаха при забое каждого животного, поэтому, по ханафитскому мазхабу, такое мясо есть нельзя.
Шафиитский мазхаб
Шафиитский мазхаб
У шафиитов основные требования следующие:
- Чтобы забивающий был мусульманином или человеком Писания.
- Чтобы животное было заколото согласно требованиям Шариата.
Произнесение Имени Всевышнего Аллаха – не является условием, это желательно (мустахабб).
Казалось бы, согласно шафиитскому мазхабу, кошерное мясо должно быть дозволено. Но нет, проблема в том, кто такие Люди Писания по шафиитскому мазхабу. Имам ан-Навави пишет, что для того, чтобы каких-то людей считать Людьми Писания, есть два условия: предки этих людей, этой национальности, к которой они принадлежат, должны были принять иудаизм или христианство до того, как пришел Пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Второе условие: та форма христианства или иудаизма, которую они приняли, должна быть неискаженной на тот момент. И только при соблюдении этих двух условий люди будут считаться Людьми Писания. Такие условия имам ан-Навави приводит в «Минхадж».
Имам Рамли, и имам Ширбини пишут, что факт соблюдения этих условий невозможно установить в настоящее время. Поэтому, в реальности Людей Писания уже нет. Когда дело касается вопросов брака и вопросов мяса, следует помнить, что современные христиане не являются Людьми Писания. Что касается определения «люди Писания», то шафииты практикуют его по-разному, хоть и приведенное мнение является основополагающим (му`тамад). В свое время я слушал уроки шейха Рушди Калама, и когда он дошел до вопроса о Людях Писания, я понял, что шейх следует определению ханафитского мазхаба. То есть, некоторые шафииты считают, что современные христиане, живущие в Сирии, относятся к Людям Писания. Но на каком основании – шейх не вдавался в детали, я понял это косвенно, с его слов.
Итог
В итоге, и по ханафитскому, и по шафиитскому мазхабу, кошерное мясо является недозволенным. Аллах знает лучше!