Полное отрицание единичных хадисов (хадис ахад) является явным заблуждением

Факихи Ахлю-с-Сунна Валь-Джама’а единодушны в том, что при вынесении фетвы или выведении законов Шариата необходимо использовать хадисы ахад. Поэтому абсoлютное отрицание достоверного хадиса ахад является (как минимум) заблуждением.

 

Имам Абу Мансур ал-Багдади, да будет доволен им Всевышний Аллах, пишет об этом так:

«..и учёные-факихи через данный вид сообщения (речь идет о достоверном хадисе ахад) утверждают (узаконивают) большую часть законов Шариата (относящихся к аль-фуру, то есть к тем законам, в отношении которых может и должен быть приложен иджтихад),связанных с поклонением (ибадат: солят, пост, хадж, закят), куплей-продажей (муамалят) и прочими разделами дозволенного (халяль) и запрещенного (харам).

(Поэтому шейхи) сочли, что рафидиты, хаваридж и другие группы ахлюль-ахва (последователи собственных страстей и нововведений), которые полностью отрицают обязательность использования единичных хадисов (хадис ахад) (при выведении законов Шариата и вынесении фетв), явно заблуждаются». 

(Цит. по книге «Аль-фарк байналь фирак», с. 326)
 
Хукм отрицания хадиса мутаватир, хадиса машхура и хадиса ахад
 
(вaжные тексты от ханафитских алимов)
 

В авторитетном сборнике ханафитских фетв «Аль-Фатава ат-татархания» (т. 5, с. 325) о том, кто отрицает хадис мутаватир, хадис машхур, хадис ахад, сказано следующее:

«Тот, кто отказывается утверждать истинность тех или иных пророков Аллаха, алейхим ссалям, или принижает (чем-либо) Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, или недоволен Сунной посланников Аллаха, алейхим ссалям, впадает в куфр». 

Далее (с. 327):

«В книге «Аз-Захирия» сказано: «Тот, кто отрицает хадис мутаватир, впадает в куфр. Тот, кто отрицает хадис машхур (хадис, который сперва передаваётся единичными передатчиками, а затем переходит на ступень «таватур», когда его передаёт большая группа передатчиков от не менее большой группы) впадает в куфр, по мнению некоторых шейхов. Иса ибн Аббан сказал: «Тот, кто отрицает хадис машхур, не впадает в неверие, но объявляется заблудшим». И это верное мнение. (Затем) тот, кто отрицает хадис ахад, не впадает в куфр и не объявляется заблудшим, но совершает грех, поскольку не принимает законное шариатское доказательство (в виде достоверного (сахих) или хорошего (хасан) хадиса ахад)».

 

(Конец цитаты из «Аль-Фатава ат-татархания»)

В комментариях Муллы Али Кари к «Фикхуль Акбар» имама Абу Ханифы, да будет доволен ими обоими Всевышний Аллах, говорится (с. 453-454):

«В книге «Аль-Мухыт» говорится: «Тот, кто отрицает хадисы мутаватир, имеющие непосредственное отношение к Шариату, впадает в куфр. Так, например, тот, кто отрицает запретность шёлка для мужчин, впадает в неверие. И тот, кто отрицает основу (в виде хадисов) для салята витр и обряда заклания животного (аль-удхия), впадает в куфр». 

Мулла Али Кари, рахимахуллах, сказал:

«Тот, кто отрицает хадис ахад, не впадает в куфр, однако совершает грех, отказываясь принимать законный шариатский довод в виде достоверного или хорошего хадиса ахад». 

В книге «Аль-Хуласа» пишется: «Некоторые наши ханафитские шейхи сказали, что тот, кто отвергает хадис, впадает в куфр. Поздние алимы-ханафиты сказали: «Если отвергнутый хадис – это хадис мутаватир, то человек впадает в куфр». Я (Али Кари) говорю: «Это правильное мнение, за исключением случая, когда хадис ахад отвергается из-за пренебрежения, неуважения и чистого отрицания». 

В комментарии к «Фикхуль Акбар» (с. 423) говорится о хукме касательно того, кто отказывается исполнять Сунну из-за пренебрежения:

 
«Имам Камаль ибн аль-Гумам Ханафи, рахимахуллах, сказал: «Учёные-ханафиты говорят о куфре каждого, кто упорствует в неисполнении предписаний Сунны, пренебрегая ею под предлогом того, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, считал эти действия дополнительными, или порицая исполнение Сунны (например, порицание за выведение части чалмы под горло или за укорачивание усов)».
 

(Конец цитаты из комментария к книге «Фикхуль акбар»)

Всё вышесказанное можно подытожить так:

1. Отрицание хадиса мутаватир – это куфр (согласно иджме).

2. Отрицание хадиса машхура – это куфр, по мнению некоторых ханафитских шейхов. Хотя Мулла Али Кари в шархе к «Фикхуль Акбар» говорит, что так считают все ханафиты, кроме шейха Исы ибн Аббана, который называет того, кто отрицает хадис машхур, заблудшим.

3. Отрицание достоверного и хорошего хадиса ахад – это не куфр, но грех.

4. Отрицание достоверного или хорошего хадиса ахад – это куфр, если причиной отрицания является пренебрежение.

5. Оставление Сунны из пренебрежения или порицание и неодобрение её исполнения другим человеком – это куфр. Так, например, неодобрительное обращение: «Зачем ты отпустил бороду, зачем укоротил штаны, зачем используешь сивак?» – и т. п. – это куфр, согласно фетве учёных ханафитского мазхаба.

Похожие материалы