Пророки живы в своих могилах

Вопрос: Можем ли мы говорить, что пророки живы в своих могилах? Есть ли этому доказательство?

Ответ: то, что пророки живы в своих могилах, установлено достоверными, очевидными доказательствами, по мнению ученых Ахлю-Сунна. Крупный хафиз имам аль-Байхаки написал по этой теме отдельную книгу, также на эту тему писал хафиз и имам Джалялуддин ас-Суюты (да помилует их обоих Аллах).

Хафиз ибн Хаджар в книге «Фатхуль-Бари» сказал: «Аль-Байхаки написал небольшую книгу про жизнь пророков в их могилах. В ней он привёл хадис Анаса: «Пророки живы в своих могилах и молятся». Он вывел этот хадис по цепочке от Яхьи ибн Абу Касира, который является достоверным передатчиком, а тот – от Мусталима ибн Саида, которого удостоверил Ахмад ибн Хиббан, от аль-Хаджаджа аль-Асвада – а это ибн абу Зияд аль-Басри, которого удостоверил Ахмад ибн Маин. Кроме того, хадис вывел Абу Яъля в своём муснаде по этой же цепочке, также его вывел аль-Баззар, однако он приводил его «от Хаджаджа ас-Саввафа», а это неверно. Правильно – «от аль-Хаджаджа аль-Асвада». Это имя ясно упоминается в версии аль-Байхаки, и это удостоверил аль-Байхаки» (конец цитаты ибн Хаджара).  

Это хадис является ясным и достоверным доказательством того, что пророки живы в своих могилах и молятся. Это подтверждает имам аль-Байхаки, указав то, что приведено в сборнике достоверных хадисов Муслима по версии Хаммада ибн Салама от Анаса – слова, сказанные Пророком (да благословит его Аллах и приветствует): «Я проходил мимо Мусы в ночь, когда был перенесён (в Иерусалим) возле красного холма, и он стоял и молился в своей могиле». Этот хадис он вывел также по другим путям от Анаса.

Аль-Байхаки сказал: «Если нам возразят, что в хадисе говорится только о Мусе, то мы ответим, что мы находим подтверждающий его хадис от Абу Хурайры, который Муслим тоже вывел от Абдуллаха ибн аль-Фадля от абу Салама, а тот – от Абу Хурайры, который возвёл его к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует): «Я находился в хиджре (определённое место в мекканской мечети северо-западнее Каабы), когда многобожники спросили у меня о моём ночном путешествии», – и до конца хадиса. В этом хадисе есть строки: «Я увидел себя в обществе пророков, там стоял Муса и молился». Также в нём сказано: «Иса стоял и молился. Урва ибн Масуд очень похож на него. Также там был Ибрахим, который стоял и молился; ваш спутник очень похож на него. Затем наступило время молитвы, и я совершил её вместе с ними в качестве имама».

Аль-Байхаки сказал: «В хадисе Саида ибн аль-Мусейиба от абу Хурайры передаётся следующее: «Он встретил их в Иерусалиме когда наступила молитва, затем наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) провёл молитву в качества имама, и они собрались после неё в Иерусалиме». В хадисе абу Зарра и Малика ибн Саъсаъата про историю с ночным перенесением говорится, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) встретился с другими пророками на небесах. И все цепочки этой передачи достоверны. Этот хадис можно понять так, что он увидел Мусу стоящим и молящимся в своей могиле, затем поднялся в небо с ним и с теми, кто был упомянут в хадисе, и там встретился с ними. Затем они собрались в Иерусалиме, и настало время молитвы, на которой наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) был их имамом».

Аль-Байхаки сказал: «Их совместная молитва, несмотря на разницу во времени и месте, не отрицается здравым смыслом, а священные тексты это подтверждают. Это указывает на то, что они живы».

Хафиз ибн Хаджар передал эти слова аль-Байхаки и не возразил ни одному из них, наоборот, добавил: «Я скажу: если в священных текстах установлено, что они живы, то они подтверждают и то, что мученики, погибшие в битвах, тоже живы, как это упоминается в Коране, а ведь пророки лучше мучеников. Также одним из подтверждающих свидетельств является то, что вывел Абу Дауд из хадиса Абу Хурайры, который тот возвёл к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует): «Призывайте на меня благословение, ваши благословения достигают меня, где бы вы ни были». Цепочка передачи достоверна. Этот хадис вывел шейх в книге «Китабус-Саваб» с надёжной цепочкой передачи: «Если кто-то будет призывать на меня благословение возле моей могилы, я услышу его. А если кто-то будет делать это издалека, то оно будет до меня доведено». У Абу Дауда и ан-Насаи приводится хадис о достоинствах пятничного дня, его удостоверил ибн Хузейма и другие учёные; этот хадис передаётся от Авса ибн Авса и возведён к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует): «Премного возносите на меня благословения в этот день, потому что они будут представлены мне», тогда его спросили: «О посланник Аллаха! Как наши благословения будут представлены тебе, когда ты уже разложишься?», на что он ответил: «Поистине, Аллах запретил земле поедать плоть пророков!». Конец цитаты ибн Хаджара.

Похожие материалы