Нарратив любой секты строится на категоричном отрицании приемлемого разногласия или же либо на придумывании мнений, которые до них никогда не существовали. Для разрушения этой секты достаточно доказать просто наличие другого мнения по любому из вопросов. Например, в диалоге с хабашитами достаточно сказать, что до Абдуллаха аль-Харари (да смилуется над ним Аллах) никто не говорил, что условием Ислама человека является способность произнести «ح» в имени «محمد» в шахаде.
***
Тест на сектантство: если применить фильтры истины, то сколько ученых будет ему соответствовать?
***
Тест на сектантство: если вытекает, что все современники, кроме тебя и твоего ближнего круга, заблудшие.
***
Лучшая инвестиция в старость — это инвестиция в Коран: в его чтение, заучивание, изучение грамматики, риторики (баляга) и толкования его смыслов. В старости можно будет увеличить количество чтения, но усилить качество будет сложно, и поэтому надо готовиться заранее, чтобы это было осмысленным размышлением, а не повторением непонятных слов.
***
Имам аз-Захаби (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Сколько людей говорили истину и повелевали благое, но Аллах насылал на них тех, кто причинял им вред из-за их дурных намерений и жажды религиозного лидерства. И это — довольно глубоко сидящая в сердце болезнь многих факихов»[1].
***
Аль-Хатыб аль-Багдади (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Человек, который пишет книги, выставляет свой ум для оценки окружающим»[2].
***
Как ашаризм распространился в Хорасане?
Абу Исмаил аль-Харави (да смилуется над ним Аллах} — автор труда «Замм аль-калам» — сказал: «Я намеревался посетить Абуль-Хасана аль-Харкани, а затем решил вернуться и направится к Абу Хатиму ибн Джамушу в Рей[3]. Султан Махмуд аль-Газнави запретил кому-либо давать наставления, кроме последнего. И когда кто-то прибывал в Рей, то он обязан был предоставить свои убеждения Абу Хатиму, и если он принимал их, то этому человеку разрешалось наставлять людей, а если нет — запрещалось. И, когда я приближался к Рею, со мной был человек оттуда, который спросил меня о моем мазхабе, и я ответил ему, что я — ханбалит. Этот человек сказал: “Я о таком не слышал! Это новшество!”, после чего он схватил меня за одежду и привел к шейху Абу Хатиму. И в этот день у него был большой урок.
Этот человек сказал шейху обо мне: “Я спросил у него про его мазхаб, и он упомянул мазхаб, о котором я никогда не слышал”.
— И что он ответил? — спросил шейх.
— Он сказал, что он ханбалит.
— Оставь его! Если человек не является ханбалитом, то он не является мусульманином!
И тогда я сказал про себя, что шейх Абу Хатим соответствует тому, как мне его описали. И я учился у него какого-то время»[4].
[1] «Сияр» (18/192).
[2] Там же (18/281).
[3] Рей — город в Иране, расположенный недалеко от Тегерана. — прим. ред.
[4] «Сияр» (18/507-508).