Хаватыр ва навадир (40)

хаватыр ва навадир

Никаких объективных доводов об искаженности книг шейха Абдуль-Кадира аль-Джиляни (куддиса сирруху) нет.

***

Шейх Абдуль-Азиз ибн Абдусс-Салям аш-Шафии (да смилуется над ним Аллах)  сказал:

«До нас дошли таватуром караматы только шейха Абдуль-Кадира».

Его спросили: «И это не смотря на его убеждения? Как такое может быть?», на что он ответил: «Вытекающее из мазхаба не является мазхабом».

Имам аз-Захаби (да смилуется над ним Аллах), комментируя эти слова, сказал: «Имеется в виду, что шейх Абдуль-Кадир верил в возвышение Аллаха (аль-улюв) и подобные вещи, и мазхаб ханбалитов известен в этом вопросе. Они в этом следовали за своим имамом (да смилуется над ним Аллах), за исключением редких случаев»[1].

***

Шейх Такиюддин ибн Таймийя (да смилуется над ним Аллах) сказал:

«Третий вид ширка — это ширк многих последователей калама и философии, но также это ширк некоторых изучающих фикх, суфиев, некоторых правителей и судий. Он заключается в:

— Принятии суждения того, за кем они следуют в вопросах вероучения;

— Следовании им в их мнениях об истинности или ложности какого-то суждения;

— Следовании им в похвале или порицании какого-то суждения или исповедующих это суждение,

И все это — без довода от Аллаха»[2].

Получается, если человек делает таклид в акыде за ошибочным мнением, то, по мнению ибн Таймийи, такой человек совершает ширк?

***

Передается, что хафиз Абдуль-Гани аль-Макдиси (да смилуется над ним Аллах) читал хадисы по книге, хотя знал из наизусть, боясь самодовольства[3].

***

Передается, что Таджуддин аль-Кинди (да смилуется над ним Аллах) был ханбалитом, а затем стал ханафитом[4], однако акыда у него осталась ханбалитская[5]: ханафит в фикхе, но ханбалит в акыде.

[1] «Сияр алям ан-нубаля» (20/445).

[2] «Аль-Фатава» (1/71).

[3] «Сияр алям ан-нубаля» (21/449).

[4] «Сияр алям ан-нубаля» (22/35).

[5] Там же (22/38-39).

Похожие материалы