Хаватыр ва навадир (45)

хаватыр ва навадир

Имам аль-Газали (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Каждый раз, когда тебе на ум приходит дурное мнение о мусульманине, тебе следует сделать благое дуа за него, потому что это сильно гневит шайтана и отталкивает его от тебя»[1].

***

Шейх аль-Ислам ибн Хаджар аль-Аскаляни (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Позиция ученого понимается из всех его высказываний в целом, а не по одной цитате»[2].

***

Имам аль-Газали (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Эти дурные обычаи и являются тем, что вызывает гнев у большинства людей. И чем больше у человека желаний и страстей, тем ниже он уровнем и положением, потому что нужда — это недостаток. Поэтому чем больше человеку нужно, тем больше в нем недостатков. И невежда только и занят тем, что увеличивает свои нужды и страсти, не понимая, что этим увеличивает причины печали и грусти»[3].

***

Говорят, что имам аль-Байдави (да смилуется над ним Аллах) в своем тафсире в вопросах нюансов языка опирался на «Аль-Кашшаф» аз-Замахшари, в вопросах лексики — на ар-Рагиба аль-Асбахани, а в вопросах каляма — на «Ат-Тафсир аль-кабир» имама ар-Рази (да смилуется над ними Аллах)[4].

***

Имам аль-Газали (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Как только у человека появляется желание расходовать деньги на благое, то сразу же надо спешить это делать, потому что шайтан начнет пугать его бедностью, мешая этим совершить благодеяние»[5].

***

Абу Хазим (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Если тебя что-то радует в мирском, то с этим неизбежно будет связано то, что будет тебя печалить»[6].

***

Имам Мухаммад Захид аль-Кавсари (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Некоторые мутакаллимы пытаются предоставить аллегорическое толкованием всем хадисам, на которые опираются мушаббиха, даже если они недостоверны, и в итоге их толкование становится похожим на толкование батынитов. Поэтому ложные хадисы в акыде нужно просто отвергнуть и не пытаться дать им какое-то объяснение»[7].

 

 

[1] «Аль-Ихья» (5/534).

[2] «Нукат» (1/404).

[3] «Аль-Ихья» (5/606).

[4] «Хашият аль-Хаваджи» (1/66).

[5] «Аль-Ихья» (?/215).

[6] Там же (6/40).

[7] «Аль-Асма ва ас-сыфат» (2/209). Тахкык Анаса аш-Шарфави.

Похожие материалы