
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил её: «Где Аллах?» – и она ответила: «Фи ас-сама (буквально: “В небесах”)»; после чего он спросил её: «Кто я?» – и она ответила: «Ты Посланник Аллаха», – и тогда он приказал освободить её, «потому что она верующая».
Это один из хадисов, в которых идёт речь об атрибутах Аллаха. Есть два пути (мазхаба) в толковании таких хадисов, оба из которых я уже несколько раз разъяснял в главе Китаб аль-Иман.
- Первый мазхаб заключается в том, чтобы верить в эти слова, не пытаясь вникнуть в смысл, будучи при этом убеждённым, что Аллах, Субханаху ва Тааля, не похож ни на что, а также в том, что Его атрибуты не подобны атрибутам творений (этот мазхаб называется «тафвиз»).
- Второй мазхаб – толкование этого (та’виль) хадиса так, как подобает величию Аллаха.
Приверженцы второго пути сказали, что в этом хадисе Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, хотел проверить, относилась эта женщина к тем, кто поклоняется земным идолам, или к тем, кто признаёт единственность Аллаха (муваххидун) и верит, что создавать, контролировать и влиять [на что-либо] может только Аллах и никто другой.
Ведь, когда [те, кто признаёт единственность Аллаха (муваххидун)] взывают с мольбой [к Совершенному Господу], они устремляют [свой разум и ладони] к небу, подобно тому как они поворачиваются в сторону Каабы, когда совершают намаз1. Они обращают [свой разум и ладони] к небу, потому что небо – это предписанное направление (аль-кибла) [для дуа] так же, как Кааба – предписанное направление (аль-кибла) для намаза (ас-солят).
Поэтому, когда женщина ответила: “Фи ас-сама”, – стало понятно, что она из тех, кто признаёт единственность Аллаха (муваххид), а не идолопоклонница.
Аль-Кади Ияд сказал:
Нет абсолютно никаких разногласий среди мусульман: факихов (знатоков Шариата), мухаддисов (знатоков передатчиков и критики хадисов), мутакаллимов (учёных в области калама), специалистов по богословским спорам (назар) и простых мусульман (мукаллидов) – в том, что внешний смысл текстов [Корана и Сунны], в которых упоминается, что Аллах в небесах, нельзя принимать [буквально].
Например, в словах Всевышнего: «Неужели вы думаете, что Он, Который в небесах, не сможет заставить землю поглотить вас?»
Подобные слова [где говорится или подразумевается, что Аллах в небесах] нельзя воспринимать буквально (аля захирихи) – их, согласно единодушному мнению [всех мусульман и знатоков всех областей шариатского знания, как было сказано выше], следует понимать аллегорически (муаввалян).
Таким образом, если кто-то из мухаддисов, факихов или мутакаллимов говорил о направлении вверх (джиха аль-фаук), без указания границ или того, как это происходит, – он выражал словом «небеса» значение «над небесами».
Поскольку большинство специалистов по религиозной полемике (назар), мутакаллимов и приверженцев неподобия [Аллаха творениям] (асхаб ат-танзих) отрицали, что у Аллаха есть какие-то границы, и отстаивали, что Ему, Субханаху ва Тааля, невозможно придать направление, они толковали подобные слова различными способами в соответствии с контекстом. Они предлагали такие же толкования, какие мы упоминали ранее [имеется в виду упоминание в данном комментарии, что, однако, не процитировал ан-Навави].
Далее он [аль-Кади Ияд] сказал:
Хотелось бы мне знать точно, что объединило людей Сунны и Истины на том, что необходимо воздерживаться от размышлений о сущности (аз-зат) [Аллаха], как им приказал [Аллах], а также на том, что необходимо оставить рассуждения о том, что не подвластно разуму (аль-акль), и запретить говорить: «какая» (ат-такиф) [в отношении божественной сущности], – и в какой форме (ат-ташкиль) [она существует].
Они молчали и воздерживались [от рассуждений или размышлений о божественной сущности (аз-зат)] не потому, что у них были сомнения в отношении Существующего или Его существования [а потому, что они осознавали, что Его сущность непостижима].
Их молчание не умаляет их веры в Его единственность (ат-таухид) – напротив, это и есть сущность таухида [потому что признание того, что Он отличен от всего, что мы можем себе представить, – необходимая часть совершенства таухида]
Некоторые учёные пренебрегли [некоторыми жёсткими требованиями в утверждении отличия Бога от творений] и допускают использование термина «направление» (аль-джиха) [в отношении Аллаха] из страха проявить чрезмерную вольность [при толковании шариатских текстов].
Но тут возникает вопрос, существует ли разница между попыткой объяснить, «какая» (ат-такиф) [в отношении божественной сущности], и приписыванием Ему направления.
Без сомнения, позиция, позволяющая избежать отклонения от пути тех, кому Аллахом уготовлен успех, лежит в использовании тех терминов, которые используются в самом Законе.
Hапример: «…и Он налагает Свою волю на (фаука) Своих рабов», – или же слова: «…затем Он овладел [или взял власть; истава] Троном», – понимая такие термины со ссылкой на аят в соответствии с универсальным положением о божественном неподобии творениям (танзих), а именно словами Аллаха: «Нет ничего подобного Ему».
Ведь разум не принимает ничего, что противоречит этому универсальному положению Шариата».
И таково суждение Кади, да будет милостив к нему Аллах. (Шарх Сахих Муслим, Дар Ихья ат-Турат аль-Араби, изд. 5, сс. 24-25)