Шейх Мухаммад Хасан Хиту говорил на уроках по «Минхадж аль-Вусуль»:
«…аль-Байдави является ашаритом, так почему же он говорит: “Шейх аль-Аш’ари [ошибочно] заявил…”»?
Имам аш-Ширази является ашаритом, и при этом он говорит в своей книге «Табсира»: «И сказали ашариты», а затем опровергает их. Также он говорит: «Аль-Аш’ари сказал», а затем опровергает его.
Имам аль-Газали является ашаритом и при этом говорит: «Аль-Аш’ари сказал», а затем даёт ему опровержение.
И имам аль-Харамайн (аль-Джувейни) является ашаритом и при этом говорит: «Аль-Аш’ари сказал», а затем опровергает его…
Почему же они дают опровержения?
А в чём проблема?..
Мы – мусульмане, и у нас нет диктатуры и порабощения. У нас нет жречества. У нас человек не обязан смотреть через глаза священника или вождя. Нет. У нас есть доказательства, и мы познаём людей посредством истины, а не познаём истину посредством людей. У нас никто не защищён от ошибок…
У нас нет этого жречества, которое было у церкви и заставило людей восстать против неё. И это то, что мы обнаруживаем сегодня среди многих окаменевших, ограниченных и слабых умов, которые стали следовать за словами, не понимая их смысла и сути. И это всё появилось по причине нашей отсталости. На самом же деле мы не такие.
Ашаризм является школой. Матуридизм является школой. Мугьтазилизм является школой…
Методологии. Они имеют разногласия меж собой и опровергают друг друга согласно правилам и принципам мазхаба…
Аль-Аш’ари сказал так-то, и это не нравится Фахруддину ар-Рази. Фахруддин ар-Рази даёт этому опровержение, и от этого он не перестаёт быть ашаритом. То, что я ашарит, не означает, что я стал рабом Абуль-Хасана аль-Аш’ари, что я несу ответственность перед Аллахом за каждую букву, сказанную аль-Аш’ари. Это не так…».