От псевдосалафитов часто можно услышать, что тот или иной крупный имам подвергся влиянию ашаритов. Но что значит – подвергся влиянию? Его принудили исповедовать ашаризм? Ну, тогда это нужно доказать. Или некий учёный прочитал книгу ашарита и слепо последовал ему? Но мы смотрим на это иначе. Вполне допустимо, чтобы некий учёный после ознакомления с аргументами ашаритов взял их на вооружение. Впрочем, так и происходило распространение ашаризма среди учёных разных мазхабов. Шафииты, маликиты или ханафиты не просто слепо верили тому, что говорили мутакаллимы – посчитав доводы ашаритов достаточно сильными, они принимали их.
Мы покажем это на примере крупного хадисоведа Магриба, имама Абу Умара ибн Абдиль-Барра аль-Малики, который принадлежит к числу учёных Ахлю-Хадис. Он не был ашаритом в акыде, но перенял их доказательства и методы.
Хафиз Ибн Абдиль-Барр (368–463 гг. х.) сказал в книге «Тамхид» (7/137), комментируя аят «И придёт твой Господь и ангелы рядами» (89:22):
وليس مجيئُه حركةً ولا زوالاً ولا انتقالاً , لأنَّ ذلك إنما يكون إذا كان الجائي جسماً أو جوهراً , فلما ثبَت أنه ليس بجسْمِ ولا جوْهرٍ لم يجبْ أنْ يكونَ مجيئُه حركةً ولا نُقلةً ولو اعتبرتَ ذلك بقولهم جاءتْ فلاناً قيامتُه وجاءَه الموتُ وجاءَه المرَض وشبْهُ ذلك مما هو موجودٌ نازلٌ به ولا مجيءَ لبان لك
«Его приход не является движением, перекатыванием и переходом, поскольку это возможно только тогда, когда приходящий является телом или субстанцией. Но если установлено, что Всевышний не является телом и субстанцией, то необязательно, чтобы Его приход был [физическим] движением и переходом. Если же поразмышлять над словами “к такому-то пришёл конец”, “к нему пришла смерть”, “к нему пришла болезнь” и т. п., то тебе станет ясен ответ на этот вопрос. Потому что всё вышеперечисленное в действительности к нему не пришло, а было заключено в нём самом».
Такой подход у теймитов принято называть куллябитским или джахмитским. Мы утверждаем, что Ибн Абдиль-Барр перенял его у ашаритов.
Слова Ибн Абдиль-Барра почти слово в слово взяты из книги «Рисаля иля ахли Сагр», которую ранее приписывали имаму Абуль-Хасану аль-Ашари. Но шейх Низар Хаммади убедительно доказывает, что данная книга всё же принадлежит перу ученика имама аль-Ашари – Ибн Муджахида ат-Таи аль-Басри аль-Малики (умер в 370 г. х.).
Имам Ибн Муджахид ат-Таи аль-Малики (умер в 370 г. х.) – ученик имама аль-Ашари – в книге «Рисаля иля ахли Сагр» (стр. 228) пишет:
وليس مجيئُه حركةً ولا زوالاً ، وإنما يكون المجيء حركةً وزوالاً إذا كان الجائي جسماً أو جَوْهراً ، فإذا ثبَت أنّه عز وجل ليس بجسمٍ ولا جَوْهر لم يجِب أنْ يكونَ مجيئُه نُقلةً أو حرَكةً ألا ترى أنّهم لا يريدون بقولهم : ” جاءتْ زيداً الحُمّى“ أنها تنقّلت إليه ، أو تحرّكت مِن مكان كانت فيه إذ لم تكن جسماً ولا جوهراً ، وإنما مجيئها إليه وجودها به
«Его приход не является движением и перекатыванием. Приход связан с движением и передвижением, если приходящий является телом или субстанцией. Но если установлено, что Всевышний не является телом и субстанцией, то необязательно, чтобы Его приход был переходом и [физическим] движением. Разве ты не видишь, что они (арабы) под словами “к Зейду пришёл жар” не подразумевают, что жар перешёл (с одного места) к нему или что жар передвинулся с места, на котором он был, так как жар не является телом и материей, поистине, приход жара – это появление его у Зейда».
Посмотрите, насколько идентичны цитаты. Местами цитата идёт слово в слово, а местами передаётся по смыслу. Очевидно, что «Рисаля» ибн Муджахида дошла и до Ибн Абдиль-Барра. В этой рисале Ибн Муджахид приводит вопросы акыды, в отношении которых саляфы были единогласны. Имам Абу Бакр аль-Бакилляни (338–403 гг. х.) был учеником Ибн Муджахида. В свою очередь некоторые ученики имама аль-Бакилляни поселились в Кайраване и начали распространяли там акыду. Так ашаризм добрался и до жителей Магриба, в том числе до Ибн Абдиль-Барра.
Таково влияние ашаризма!