Известно, что, совершая утренний, вечерний или ночной намаз, будь то коллективно или в одиночку, желательно читать суру «аль-Фатиха» вслух. Однако у ученых имеются разногласия относительно произнесения басмалы вслух. Шафииты считают, что это желательно, в то время как ученые иных мазхабов считают, что лучше произносить ее тихо. Этот аспект является отличительной особенностью шафиитского мазхаба.
Имам Таджуддин ас-Субки сказал:
مسألة البسملة أعظم شعار الشافعيين
«Вопрос произнесения вслух басмалы (в “аль-Фатихе”) является наиболее отличительным признаком шафиитов»[1].
Многие мухаддисы и ученые составили книги в пользу мнения о том, что желательно произносить басмалу вслух в намазе.
Имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) пишет:
وَقَالَ الشَّيْخُ أَبُو مُحَمَّدٍ الْمَقْدِسِيُّ وَالْجَهْرُ بِالْبَسْمَلَةِ هُوَ الَّذِي قَرَّرَهُ الْأَئِمَّةُ الْحُفَّاظُ وَاخْتَارُوهُ وَصَنَّفُوا فِيهِ مِثْلَ مُحَمَّدِ بْنِ نَصْرٍ الْمَرْوَزِيِّ وَأَبِي بَكْرِ بْنِ خُزَيْمَةَ وَأَبِي حَاتِمِ بْنِ حِبَّانَ وَأَبِيالْحَسَنِ الدَّارَقُطْنِيّ وَأَبِي عَبْدِ الله الحاكم وأبي بكر البيهقى والخطيب وابى عمرو بْنِ عَبْدِ الْبَرِّ وَغَيْرِهِمْ رَحِمَهُمُ اللَّهُ.
«Шейх Абу Мухаммад аль-Макдиси сказал, что произнесение басмалы вслух — это то, что установили имамы-хафизы, [они] выбрали это мнение и написали об этом. И это такие ученые, как: Мухаммад ибн Наср аль-Марвази, Абу Бакр ибн Хузейма, Абу Хатим ибн Хиббан, Абу аль-Хасан ад-Даракутни, Абу Абдуллах аль-Хаким, Абу Бакр аль-Байхаки, аль-Хатиб (аль-Багдади), Абу Умар ибн Абдуль-Барр и другие, да смилуется над ними Аллах»[2].
Все эти ученые были шафиитами, за исключением ибн Абдуль-Барра, который был маликитом, однако, несмотря на это, он также выбрал мнение, что произнесение басмалы вслух в намазе — желательное действие.
Разногласие в этом вопросе объясняется явным противоречием между хадисами, что требует тарджиха (выбор предпочтительного решения ученым-муджтахидом), как и любой спорный вопрос фикха.
Имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) пишет:
اعلم أَنَّ مسألة الجهر ليست مَبْنِيَّة على مسألة إثبات البسملة؛ لأَنَّ جماعة مِمَّن يرى الإسرارَ بها لا يعتقدونها قرآنًا، بل يرونها مِن سننه كالتعوذ والتأمين، وجماعة ممن يرى الإسرار بها يعتقدونها قرآنًا، وإنما أسروا بها وجهر أولئك لما ترجَّح عند كل فريق من الأخبار والآثار
«Знай, что вопрос произнесения басмалы вслух не основывается на вопросе о признании басмалы аятом Корана, поскольку некоторые ученые, которые считают, что ее следует произносить тихо, не считают ее аятом Корана, а воспринимают ее как сунну, подобно исти’азе и произнесению “Амин”. А другая группа ученых, так же считающих, что ее следует произносить тихо, считают ее аятом Корана. Произнесение [басмалы] вслух или тихо зависит от того, какие хадисы и предания (асары) каждая из сторон считает более убедительными»[3].
Мнения о произношении басмалы вслух придерживались многие сподвижники и табиины.
Имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) пишет:
قَدْ ذَكَرْنَا أَنْ مَذْهَبَنَا اسْتِحْبَابُ الْجَهْرِ بِهَا حَيْثُ يَجْهَرُ بِالْقِرَاءَةِ فِي الْفَاتِحَةِ وَالسُّورَةِ جَمِيعًا فَلَهَا فِي الْجَهْرِ حُكْمُ بَاقِي الْفَاتِحَةِ وَالسُّورَةِ هَذَا قَوْلُ أَكْثَرِ الْعُلَمَاءِ مِنْ الصَّحَابَةِ وَالتَّابِعِينَ وَمَنْ بَعْدَهُمْ مِنْ الْفُقَهَاءِ والقراء فأما الصحابة الذين قالو بِهِ فَرَوَاهُ الْحَافِظُ أَبُو بَكْرٍ الْخَطِيبُ عَنْ أَبِي بَكْرٍ وَعُمَرَ وَعُثْمَانَ وَعَلِيٍّ وَعَمَّارِ بْنِ يَاسِرٍ وَأُبَيِّ بْنِ كَعْبٍ وَابْنِ عُمَرَ وَابْنِ عَبَّاسٍ وَأَبِي قَتَادَةَ وَأَبِي سَعِيدٍ وَقَيْسِ بْنِ مَالِكٍ وَأَبِي هُرَيْرَةَ وَعَبْدِ اللَّهِ بْنِ أَبِي أَوْفَى وشداد بن أوس وعبد الله ابن جعفر والحسين بن علي وعبد الله جَعْفَرٍ وَمُعَاوِيَةَ وَجَمَاعَةِ الْمُهَاجِرِينَ وَالْأَنْصَارِ الَّذِينَ حَضَرُوهُ لَمَّا صَلَّى بِالْمَدِينَةِ وَتَرَكَ الْجَهْرَ فَأَنْكَرُوا عَلَيْهِ فَرَجَعَ إلَى الْجَهْرِ بِهَا رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمْ أَجْمَعِينَ
«Мы уже упомянули: мнение нашего мазхаба заключается в том, что произнесение басмалы вслух желательно тогда, когда [вслух] читаются “аль-Фатиха” и сура после нее. Посему для [предшествующей им] басмалы устанавливается такой же хукм, как для чтения “аль-Фатихи” и суры (которую читают после нее). Это мнение большинства ученых из числа сподвижников, табиинов, факихов и чтецов. Что касается сподвижников, то передал аль-Хафиз Абу Бакр аль-Хатыб, что басмалу читали вслух: Абу Бакр, Умар, Усман, Али, Аммар ибн Ясир, Убай ибн Ка’б, ибн Умар, ибн Аббас, Абу Катада, Абу Саид, Кайс ибн Малик, Абу Хурайра, Абдуллах ибн Аби Ауф, Шаддад ибн Аус, Хусейн ибн Али, Абдуллах ибн Джафар. А Муавия в Медине оставил чтение басмалы вслух, и группа сподвижников из числа мухаджиров и ансаров осудили его, и он вернулся к тому, чтобы произносить ее вслух. Да будет доволен Аллах ими всеми»[4].
Имам ибн Абдуль-Барр (да будет доволен им Аллах) пишет:
وَلَمْ يُخْتَلَفْ فِي الْجَهْرِ بِبِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ عَنِ ابْنِ عُمَرَ , وَهُوَ الصَّحِيحُ , عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ أَيْضًا , وَعَلَيْهِ جَمَاعَةُ أَصْحَابِهِ: سَعِيدُ بْنُ جُبَيْرٍ , وَعَطَاءٌ , وَمُجَاهِدٌ , وَطَاوُسٌ , وَهُوَ مَذْهَبُ ابْنِ شِهَابٍ الزُّهْرِيِّ , وَعَمْرِو بْنِ دِينَارٍ , وَابْنِ جُرَيْجٍ , وَمُسْلِمِ بْنِ خَالِدٍ , وَسَائِرِ أَهْلِ مَكَّةَ.
«Не было разногласий по поводу произнесения вслух аята “С именем Аллаха, Милостивого, Милующего” [в передаче] от ибн Умара, и это достоверно, а также от ибн Аббаса. Это мнение также разделяла группа ученых, среди которых: Саид ибн Джубейр, Ата, Муджахид, Тавус, и это мазхаб ибн Шихаба аз-Зухри, Амра ибн Динара, ибн Джурайджа, Муслима ибн Халида и жителей Мекки»[5].
В качестве аргумента можно привести следующие хадисы Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).
Передают слова Нуайма аль-Муджммира (да будет доволен им Аллах):
صَلَّيْتُ وَرَاءَ أَبِي هُرَيْرَةَ، فَقَرَأَ: (بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ) ثُمَّ قَرَأَ بِأُمِّ الْقُرْآنِ، حَتَّى إِذَا بَلَغَ: (وَلَا الضَّالِّينَ) , قَالَ: آمِينَ، وَيَقُولُ كُلَّمَا سَجَدَ وَإِذَا قَامَ مِنَ الْجُلُوسِ: اللَّهُ أَكْبَرُ. ثُمَّ يَقُولُ إِذَا سَلَّمَ: وَالَّذِي نَفْسِي بِيَدِهِ إِنِّي لَأَشْبَهُكُمْ صَلَاةً بِرَسُولِ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم
«Однажды я совершал намаз за Абу Хурайрой. Он произнес: “С именем Аллаха, Милостивого, Милующего” (басмала), а затем прочел Мать Писания (суру “аль-Фатиха”). Дойдя до слов “…и не путем заблудших”, он сказал: “Амин!” Совершая земные поклоны и вставая после сидения, он говорил: “Аллаху Акбар!” Произнеся слова приветствия (то есть завершив молитву), он сказал: “Клянусь Тем, в Чьей Длани моя душа! Мой намаз больше похож на намаз Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), чем намаз кого-либо из вас”»[6].
Этот хадис является одним из свидетельств в пользу того, что в намазе басмалу следует произносить вслух.
Хафиз ибн Хаджар аль-Аскаляни (да смилуется над ним Аллах) пишет:
وَهُوَ أَصَحُّ حَدِيثٍ وَرَدَ فِي ذَلِكَ
«Это самый достоверный хадис по этому вопросу»[7].
В числе прочих свидетельств произнесения басмалы вслух можно привести хадис со слов Катады (да будет доволен им Аллах):
سُئِلَ أَنَسٌ كَيْفَ كَانَتْ قِرَاءَةُ النَّبِيِّ ﷺ؟ فَقَالَ: «كَانَتْ مَدًّا»، ثُمَّ قَرَأَ: ﴿بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ﴾ يَمُدُّ بِبِسْمِ اللَّهِ، وَيَمُدُّ بِالرَّحْمَنِ، وَيَمُدُّ بِالرَّحِيمِ
«Был спрошен Анас: “Как читал [Коран в намазе] Пророк (да благословит его Аллах и приветствует)?” Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) ответил: “Он удлинял (определённые звуки)”, после чего прочитал: “БисмиЛляхи-р-Рахмани-р-Рахим” (“С именем Аллаха, Милостивого, Милующего”), протянув слова “БисмиЛляхи”, “ар-Рахмани” и “ар-Рахим”»[8].
Имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах), комментируя этот хадис, пишет:
قَالَ الْحَافِظُ أَبُو بَكْرٍ مُحَمَّدُ بْنُ مُوسَى الْحَازِمِيُّ هَذَا حَدِيثٌ صَحِيحٌ لَا نَعْرِفُ لَهُ عِلَّةً قَالَ وَفِيهِ دَلَالَةٌ عَلَى الْجَهْرِ مُطْلَقًا يَتَنَاوَلُ الصَّلَاةَ وَغَيْرَهَا لِأَنَّ قِرَاءَةَ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ لَوْ اخْتَلَفَتْ فِي الْجَهْرِ بَيْنَ حَالَتَيْ الصَّلَاةِ وَغَيْرِهَا لَبَيَّنَهَا أَنَسٌ ولما أطلق جوابه وحيث اجاب بالبسلمة دل علي النَّبِيَّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَجْهَرُ بِهَا في قراءته ولولا ذلك لاجاب أنس بالحمد لِلَّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ
«Сказал Хафиз Абу Бакр Мухаммад ибн Муса аль-Хазими: “Этот хадис является достоверным; мы не знаем причины [говорить о его] слабости. В нем есть указание на громкое произнесение (чтение), — это касается как намаза, так и других действий, потому что если бы чтение Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) отличалось по вопросу громкости в намазе и других ситуациях, то Анас разъяснил бы это. То, что он не дал такого разъяснения и ответил обобщенно, а также то, что он ответил с произнесением басмалы (“бисмиЛляхи ар-Рахмани-р-Рахим”), указывает на то, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) произносил ее громко в своем чтении. И, если быбыло иначе, Анас ответил бы, сказав: “(Хвала Аллаху, Господу миров)””»[9].
Передаются слова Анаса (да будет доволен им Аллах):
بَيْنَا رَسُولُ اللَّهِ – صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ – بَيْنَ أَظْهُرِنَا إِذِ أَغْفَى إِغْفَاءَةً ، ثُمَّ رَفَعَ رَأْسَهُ مُتَبَسِّمًا ، فَقُلْنَا : مَا أَضْحَكَكَ يَا رَسُولَ اللَّهِ ، ؟ قَالَ : أُنْزِلَتْ عَلَيَّ آنِفًا سُورَةٌ فَقَرَأَ بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ إِنَّا أَعْطَيْنَاكَ الْكَوْثَرَ
«Однажды Посланник Аллаха находился между нашими спинами. Он задремал на какое-то время, а потом, улыбаясь, поднял голову. Мы спросили: “Что доставило тебе радость, Посланник Аллаха?” Он ответил: “Только что на меня снизошла сура”. И он прочитал ее: “(“БисмиЛляхи-р-Рахмани-р-Рахим”) С именем Аллаха, Милостивого, Милующего. Поистине, Мы даровали тебе аль-Каусар…”»[10].
Имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах), комментируя этот хадис, также пишет:
وَهَذَا تَصْرِيحٌ بِالْجَهْرِ بِهَا خَارِجَ الصَّلَاةِ فَكَذَا فِي الصَّلَاةِ كَسَائِرِ الْآيَاتِ وَقَدْ أَخْرَجَ مُسْلِمٌ هَذَا الْحَدِيثَ فِي صَحِيحِهِ عَقِبَ الْحَدِيثِ الْمُحْتَجِّ بِهِ فِي نَفْيِ الْجَهْرِ كَالتَّعْلِيلِ لَهُ بِهِ لِأَنَّ الْحَدِيثَيْنِ نْ رِوَايَةِ أَنَسٍ (فَإِنْ قِيلَ) إنَّمَا جَهَرَ بِهَا فِي الْحَدِيثِ لِأَنَّهُ تَلَا مَا أُنْزِلَ ذَلِكَ الْوَقْتَ فَيَلْزَمُهُ أَنْ يُبَلِّغَهُ جَمِيعَهُ فَجَهَرَ كَبَاقِي السُّوَرِ (قُلْنَا) فَهَذَا دَلِيلٌ لَنَا لِأَنَّهَا تَكُونُ مِنْ السُّورَةِ فَيَكُونُ لَهُ حُكْمُ بَاقِيهَا فِي الْجَهْرِ حَتَّى يَقُومَ دَلِيلٌ خِلَافَهُ
«И это является прямым указанием на произнесение вслух басмалы в намазе и вне его, — как и других аятов. И Муслим привел этот хадис в своем “Сахихе” сразу после хадиса, который берут доводом, отрицая чтение вслух, таким образом, объясняя его с помощью этого хадиса, так как оба хадиса передаются от Анаса.
Если же будет сказано, что он произнес [басмалу] вслух, потому что читал то, что было ниспослано ему в тот момент, и ему нужно было передать это, — поэтому он читал громко, как и остальные суры, — мы ответим, что это является доказательством в нашу пользу, потому что [в таком случае] басмала является частью суры, и тогда она будет подчиняться правилам чтения вслух до тех пор, пока не будет доказано обратное»[11].
Передают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
إِذَا قَرَأْتُمْ الْفَاتِحَةَ فَاقْرَءُوا: (بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ) , فَإِنَّهَا إِحْدَى آيَاتِهَا
«Если вы читаете “аль-Фатиху”, то говорите: “С именем Аллаха, Милостивого, Милующего” (басмала), потому что это — один из ее аятов»[12].
Хадис также указывает на обязательность чтения басмалы в намазе, как и на то, что ее следует произносить вслух.
Абдур-Раззак передает от ибн ат-Тайми — от Матара — от Абдуль-Карима Абу Умайя, что Убайй ибн Ка‘б начинал (намаз/суру «аль-Фатиха») со слов:
عَنِ ابْنِ التَّيْمِيِّ، عَنْ مَطَرٍ، عَنْ عَبْدِ الْكَرِيمِ أَبِي أُمَيَّةَ أَن أُبَيَّ بْنَ كَعْبٍ كَانَ يَفْتَتِحُ بِـ: بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيم
«БисмиЛляхи-р-Рахмани-р-Рахим/С именем Аллаха, Милостивого, Милующего»[13].
Абдур-Раззак передает от ибн Джурейджа, что Нафи‘ сообщил, что ибн Умар не пропускал:
عَنِ ابْنِ جُرَيْجٍ، قَالَ: أَخْبَرَنِي نَافِعٌ: أَنَّ ابْنَ عُمَرَ كَانَ لَا يَدَعُ {بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ}، يَفْتَتِحُ الْقِرَاءَةَ بِـ: {بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ}
«БисмиЛляхи-р-Рахмани-р-Рахим/С именем Аллаха, Милостивого, Милующего» — и всегда начинал чтение с этих слов[14].
Абдур-Раззак передает от Ма‘мара — от Айюбa — от Амра ибн Динара, что ибн Аббас начинал (намаз/суру «аль-Фатиха») со слов:
عَنْ مَعْمَرٍ، عَنْ أَيُّوبَ، عَنْ عَمْرِو بْنِ دِينَارٍ: أَنَّ ابْنَ عَبَّاسٍ كَانَ يَفْتَتِحُ بِـ: {بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ}
«БисмиЛляхи-р-Рахмани-р-Рахим/С именем Аллаха, Милостивого, Милующего»[15].
Абдур-Раззак передает от Ибрахима ибн Мухаммада — от Салиха, что он слышал, как Абу Хурайра начинал чтение в намазе со слов:
عَنْ إِبْرَاهِيمَ بْنِ مُحَمَّدٍ، عَنْ صَالِحٍ مَوْلَى التَّوْءَمَةِ، أَنَّهُ سَمِعَ أَبَا هُرَيْرَةَ يَفْتَتِحُ بِـ: {بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ} فِي الصَّلَاةِ.
«БисмиЛляхи-р-Рахмани-р-Рахим/С именем Аллаха, Милостивого, Милующего»[16].
Абдур-Раззак передает от Ма‘мара — от аз-Зухри, сказавшего о том, что он начинал [чтение в намазе] со слов:
عَنْ مَعْمَرٍ، عَنِ الزُّهْرِيِّ، أَنَّهُ قَالَ: كَانَ يَفْتَتِحُ بِـ: {بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ}، وَيَقُولُ: آيَةٌ مِنْ كِتَابِ اللَّهِ تَعَالَى تَرَكَهَا النَّاسُ.
«“БисмиЛляхи-р-Рахмани-р-Рахим/С именем Аллаха Милостивого, Милующегого” — и говорил: “Это аят из Книги Аллаха, но люди оставили его”»[17].
Абдур-Раззак передает от Ма‘мара — от Аюбa — от Амра ибн Динара, что ибн Аббас и ибн Умар начинали [чтение в намазе] со слов:
عَنْ مَعْمَرٍ، عَنْ أَيُّوبَ، عَنْ عَمْرِو بْنِ دِينَارٍ: أَن ابْنَ عَبَّاسٍ وَابْنَ عُمَرَ كَانَا يَفْتَتِحَانِ بِـ {بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ}
«БисмиЛляхи-р-Рахмани-р-Рахим/С именем Аллаха, Милостивого, Милующего»[18].
[1] «Табакат» (1/23),
[2] «Аль-Маджму» (3/342).
[3] «Аль-Маджму» (3/342-343).
[4] «Аль-Маджму» (3/341).
[5] «Аль-Инсаф», с. 159-161.
[6] Ан-Насаи (905), ибн Хузайма (499) и аль-Байхаки в «Ма’рифат ас-Сунан валь-Асар» (3073). Аль-Байхаки сказал: «Этот иснад достоверный». (См. «Ма’рифат ас-Сунан валь-Асар», 2/370)
[7] «Фатх аль-Бари» (2/267).
[8] Аль-Бухари (5046).
[9] «Аль-Маджму» (3/347).
[10] Муслим (400).
[11] «Аль-Маджму» (3/348-349).
[12] Ад-Даракутни (1190). Ад-Даракутни сказал: «Абу Бакр аль-Ханафи (передатчик хадиса) сказал: “Затем я встретил Нуха (передатчик хадиса) и он передал мне от Саида ибн Абу Саида аль-Мукри от Абу Хурайры подобное этому, но без возведения этих слов к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует)”». Хафиз Ибн Хаджар аль-Аскаляни также сказал, что этот хадис — маукуф. Маукуф хадис — это хадис, в котором приведены слова одного из сподвижников пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), в данном случае это слова Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах).
[13] «Мусаннаф» (2689).
[14] «Мусаннаф» (2690).
[15] «Мусаннаф» (2692).
[16] «Мусаннаф» (2693).
[17] «Мусаннаф» (2694).
[18] «Мусаннаф» (2702).