Шейх аль-Ислам, имам ан-Навави (631-676 гг.х), да смилуется над ним Аллах, сказал о хадисе, который известен как «хадис о рабыне», следующее:
«Этот хадис относится к хадисам о сифатах (атрибутах). Как мы уже говорили, существует два мазхаба в понимании таких хадисов:
Первый – верить в них, не вникая в их смысл, но с убежденностью, что Аллах чист от подобия и атрибутов созданного.
Второй – аллегорически толковать так, как это подобает величию Аллаха.
Цель этих слов – узнать, верит ли рабыня в Аллаха, лишь Которому надо поклоняться, Который приносит пользу, наделяет ризком и обращаясь к Которому, поднимают руки к небу так же, как мы поворачиваемся в сторону Каабы, когда совершаем намаз. Это (поднятие рук к небу во время дуа) никак не означает, что Аллах находится на небе, так же, как не означает, что Аллах находится там [где Кааба], когда мы молимся в сторону Каабы. Ведь небо – это кибла для дуа, [как] Кааба – кибла для намаза. Этим вопросом хотели выяснить, является рабыня верующей или поклоняется идолам, которые были вокруг (т.е. на земле). И когда она сказала: «На небе», – то стало ясно, что она не поклоняется идолам, а поклоняется Аллаху. Кади Ияд, рахимахуллах, сказал: «Нет расхождений среди факихов, мухаддисов и мутакаллимов в том, что смысл слов [Аллаха]: «Веруете ли вы в того, кто на небе?» – не имеет буквального значения. Все они говорят, что смысл тут аллегорический» [Конец слов имама ан-Навави из шарха на “Сахих Муслим”].
Хафиз Абуль-Аббас Ахмад ибн Умар аль-Куртуби (578-656 гг.х), да смилуется над ним Аллах, в толковании на “Сахих” имама Муслима, рахимахуллах, пишет: «В толковании этого хадиса сказано: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: «Где?» – подразумевая величие Аллаха в сравнении с теми, кому приписывают божественность (в значении «где зрячий, а где [по сравнению с ним] слепой?»). Поэтому речь идет о возвышенности истинной божественности, а не пространственной возвышенности» [Конец слов аль-Куртуби].
Имам Фахруддин ар-Рази (544-606 гг.х), да смилуется над ним Аллах, пишет в «Асас ат-Такдис»: «Слово «где» используется как для обозначения пространственного положения, так и для передачи значения уровня и величия» (вопрос: «Где этот по сравнению с тем?»). Скорее всего, этот вопрос в хадисе задан именно в этом значении. И указание на небо говорит об огромной разнице между Аллахом и творениями» [Конец слов ар-Рази].
Имам Мухаммад ибн Халифа аль-Уби (ум. 827 г.х), да смилуется над ним Аллах, пишет в «Икмаль аль-Муаллим шарх Сахих Муслим»: «Вопрос «где» был задан касательно величия Аллаха, а указание на небо – указание на величие Аллаха [а не на то, что Аллах там находится]. Кади Ияд сказал в толковании этого хадиса: ««Нет расхождений среди факихов, мухаддисов и мутакаллимов, что смысл слов: «Веруете ли вы в того, кто на небе?» не имеет буквального значения. Все они говорят, что смысл тут аллегорический». Такое же толкование дает имам ас-Сануси аль-Хасани, рахимахуллах, в «Мукмиль аль-Икмаль шарх сахих Муслим».
Имам Мухаммад ибн Ахмад ас-Сархаси аль-Ханафи (ум. 483 г.х), да смилуется над ним Аллах, в известной книге «аль-Мабсут» (т. 7, глава о разводе) пишет: «Не думай, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вопросом: «Где Аллах?» – хотел придать Аллаху место, ибо Аллах чист от этого».
Кади Абу Бакр ибн аль-Араби (468-
Ибн аль-Джаузи аль-Ханбали (508-597 гг.х), да смилуется над ним Аллах, пишет в «Даф` шубах ташбих»: «Ученым известно, что Аллах не занимает места и Его не объемлет пространство, а указание [рабыней] на небо – это указание на Его величие».
Имам Абуль-Валид аль-Баджи (ум. 474 г.х), да смилуется над ним Аллах, сказал: «Тут подразумевается величие Аллаха и отличие от творений, подобно тому, как сказать о ком-то: «Он на небе», – имея в виду его величие».
Имам аль-Байдави (ум. 685 г.х), да смилуется над ним Аллах, сказал: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в этом вопросе не указывал на наличие места у Аллаха, Аллах чист от того, чтобы занимать место».
Имам Такиюддин ас-Субки (683-756 гг.х), да смилуется над ним Аллах, пишет в «Ас-Сейф ас-Сакыль»: «Что касается вопроса Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Где Аллах?», – то это известный хадис и известны слова ученых о нем, и поэтому не принимаются заявления [Ибн Каййима аль-Джавзия, который утверждал, что этот хадис указывает на то, что Аллах занимает место].
Имам ар-Рази, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Что касается настоятельности доказательства того, что Аллах не занимает место, то на это указывает аят: “Скажи: «Кому принадлежит все, что на небесах и земле?» – скажи: «Аллаху»”. Этот аят указывает на то, что пространство и все, что охватывается им, находится во власти Аллаха. Также это указывает на то, что Аллах не занимает место».
Муфасир Абу Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби (600-
Некоторые ученые говорят, что эту же историю, но соответствующую усулю (т.е. неподобию Аллаха творениям), передает имам Малик, да смилуется над ним Аллах: “Рабыню спросили: «Свидетельствуешь ли ты, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха?» – она ответила: «Да». Также ее спросили: «Свидетельствуешь ли ты, что я – Посланник Аллаха?» – она ответила: «Да»”. Этот хадис приводят два великих имама Ахлю-с-Сунна: имам Малик и имам Ахмад, да будет доволен ими Аллах.
Также ученые говорят, что смысл хадиса (на основе утверждения: «Аллах на небе», – было вынесено решение о вере человека) противоречит хадису мутаватир, который передается от 15 сахабов: «Мне приказано сражаться с людьми, пока они не засвидетельствуют, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что я – Посланник Аллаха». Из этого хадиса выводится важнейшее правило, что Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, не принимал никого как мусульманина без произнесения им двух свидетельств. Также к основам Шариата относится то, что на основании слов: «Аллах на небе», – не выносится суждение о том, что человек – мусульманин. Поэтому за основу надо брать риваят от Малика, ибо он не противоречит хадису-мутаватир и важнейшей основе Ислама.
Если же мушаббиха станут упорствовать в буквальном понимании этого хадиса, заявляя, что всё, чем Аллах себя описал, надо понимать буквально, мы приведем хадис с ещё более сильным иснадом, который передает имам аль-Бухари. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда вы в намазе, то обращаетесь к Аллаху, поэтому не сплевывайте в направлении киблы и в правую сторону, ибо Аллах между совершающим намаз и киблой».
Если этот достоверный хадис понимать так же буквально, как и хадис о рабыне, то выходит, что эти два хадиса противоречат друг другу. Но этот хадис мушаббиха толкуют аллегорически, а хадис о рабыне понимают буквально, без каких-либо доказательств этому.
Также хадису о рабыне противоречит другой хадис, который приводит имам Муслим: «Раб ближе всего к своему Господу, когда находится в земном поклоне (саджда)».
Эта секта считает одним из своих принципов убеждение: «Что относится к одному атрибуту, то относится и к другому».
Таким образом, если мы в одном аяте или хадисе буквально понимаем то, как Себя Аллах описал, то значит, должны понимать так и все другие аяты.
Мушаббиха же толкуют аллегорически два хадиса, которые мы привели, хотя хадис о рабыне и эти два хадиса так же достоверны. В этом мушаббиха уподобились иудеям, о которых Всевышний сказал: «Неужели вы станете веровать в одну часть Писания и отвергать другую часть?» (Коран, 2:85).
Мы, мусульмане, должны понимать Коран и Сунну так, как понимает большинство уммы, как сказал великий ученый Ислама Кади Ийяд (476-544 гг.х), да смилуется над ним Аллах: «Нет расхождений среди факихов, мухадисов и мутакалимов, что смысл слов: «Веруете ли вы в Того, Кто на небе?» – не имеет буквального значения. Все они говорят, что смысл тут аллегорический».