Тафвид, таъвиль и та’тыль

Вопрос:
 
Так называемые салафиты утверждают, что аллегорическое толкование атрибутов Аллаха является отрицанием (та’тиль). Каким образом лучше всего ответить на это? Я отвечаю, что толкование, которое соответствует известным правилам арабского языка и т. д., не является та’тилем.
 
 
Ответ:
 
Вы отвечаете верно. Та’тиль – это отрицание атрибута, который достоверно установлен как атрибут. Отметим, что указанием на атрибут является слово, к примеру, слово «’Ильм» – это указание на атрибут Знание. В некоторых случаях слово может иметь более одного значения. Если установлено, что такое-то слово указывает на атрибут, далее возникает вопрос – какой смысл соответствует этому слову? Если некто избирает такой смысл, который является телесным, например, «орган», то тем самым он впадает в ташбих. Если же он избирает такой смысл, который соответствует величию Аллаха – значит, он верит, что Аллах описывается неподобием творению. Он понимает этот аят в свете других аятов, а именно, что нет ничего, подобного Аллаху. Он должен избрать такое значение, которое будет находиться в соответствии с другими текстами и иджмой. Если существует другой текст, который даёт однозначное указание в этом выборе, или в этом вопросе есть иджма и человек это игнорирует – это вид та’тиля, вид отрицания атрибута.
 
К примеру, му’тазилиты проигнорировали иджму учёных в том, что мусульмане увидят Аллаха после воскрешения, без того, чтобы Аллах был в каком-либо месте, на расстоянии, имел образ или направление. Это будет не то видение, которым мы пользуемся в этой жизни, потому что Аллах не подобен Его творениям. Му’тазилиты отвергли такое понятие видения, без расстояния и без направления, и сказали, что «видение» здесь означает «ожидание», или «знание», или подобное этому. Этот та’виль уже является та’тилем, потому как он противоречит иджме и присваивает слову значение, отличное от значения «видение», без необходимости. Учёные Ахлю-с-Сунна ответили му’тазилитам: «Почему нельзя просто сказать, что мусульмане увидят Аллаха, без того, чтобы Он был в каком-либо месте, изменялся или имел пределы, так же, как мы говорим, что Аллах знает и изъявляет Волю, не будучи в каком-либо месте, не изменяясь и не имея пределов?»
 
Мушаббиха согласны с му’тазилитами в том, что не существует такой вещи, как видение, без того, чтобы видимое было на расстоянии. Однако, если му’тазилиты совершили та’виль, желая избежать ташбиха, то есть приписывания Аллаху ограничений, мушаббиха сказали, что Аллах будет виден в направлении и на расстоянии, и тем самым приписали ему ограничение. Му’тазилиты в итоге пришли к нелепому выводу, и это, по меньшей мере, является бид’а, в то время как убеждения мушаббиха являются явным куфром.
 
Вопрос:
 
Наши оппоненты заявляют, что мазхаб тафвида является неверным, поскольку Аллах велел нам делать зикр Корана, то есть задумываться и размышлять над ним.
 
Ответ:
 
Тафвид — это когда человек не приписывает определённое значение какому-то аяту, будучи не уверен в его смысле. И это простое и безопасное решение, поскольку Религия порицает вести разговоры о чём-либо без знания, особенно в отношении атрибутов Аллаха. Запрещается говорить об атрибутах Аллаха до тех пор, пока у говорящего не будет уверенности, что ему разрешается говорить то, что он говорит. ИншаАллах, в будущем, я планирую осветить темы тафвида и та’виля более детально.
Похожие материалы