Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам

Всевышний Аллах сказал: «Ваш Господь сказал: “Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам. Воистину, те, которые превозносятся над поклонением Мне, войдут в Геенну униженными”». (Коран, 40:60)

Имам Фахруддин ар-Рази (544-606 гг.х.) (да смилуется над ним Аллах) пишет в своем тафсире «Мафатих аль-гайб» (27/527):

«Знай, что когда Аллах объяснил, что утверждение о Судном Дне истинно и правдиво, и совершенно очевидно, что человек не получит в день Суда пользу ни от чего, кроме поклонения Аллаху, и нет сомнений, что занятость поклонением — одна из самых важных задач. Так как самый почетный вид поклонения — это просьба и мольба, то нет сомнений, что Аллах в этом аяте приказал совершать ее, сказав: «Ваш Господь сказал: “Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам”».

Люди разделились в понимании того, что подразумевается под словами «Взывайте ко Мне». Некоторые сказали, что это повеление взывать, другие сказали, что это повеление поклоняться, потому что далее Аллах сказал: «Воистину, те, которые превозносятся над поклонением Мне». И если бы приказ взывать к Нему не был бы повелением поклоняться, то не было бы смысла в дальнейших словах: «Воистину, те, которые превозносятся над поклонением Мне». К тому же в Коране часто слово «мольба» (дуа) употребляется в значении поклонения, как, например: «Они взывают вместо Аллаха лишь к существам женского рода. Они взывают лишь к мятежному дьяволу». (Коран, 4:117)

На это можно ответить тем, что взывание – это суть признания своей рабской сущности, униженности и нужды, как будто было сказано, что тот, кто не взывает, словно не делает этого из-за того, что возгордился, не выявив свою рабскую сущность. А на утверждение, что слово «мольба» (дуа) употребляется в значении поклонения в Коране многократно, ответили так, что буквальный смысл аята можно оставить только в том случае, если на это есть доказательство.

Если кто-то спросит, как Аллах мог сказать: «Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам» тогда, как многие взывают, но им не отвечают…

У меня же есть еще один способ ответить. Аллах сказал: «Взывайте ко Мне и Я отвечу вам». Каждый человек, кто просит Аллаха в то время, как в его сердце есть песчинка упования на свое имущество или положение, или родственников, или друзей, или старание и труд, то в реальности такой не взывает к Аллаху, кроме как только на словах, а сердцем же в своей просьбе он опирается на нечто, помимо Аллаха. В это время такой человек не воззвал к Аллаху, а если бы он воззвал к Нему в это время, то в его сердце не осталось бы внимания к чему-то иному, помимо Аллаха, и ясным является, что в таком случае он достигнет ответа на свою просьбу.

Если ты узнал об этом, то ведь в этом есть радостная новость, а заключается она в том, что отключение своего сердца от всего, что помимо Аллаха, не произойдет, кроме как ближе к смерти, так как человек в это время оторван от всего, в том смысле, что ничего не принесет ему пользы, кроме милости Аллаха. Согласно правилу, которое мы упомянули, просьба (или взывание) в это время должна быть принята Аллахом. Мы надеемся на милость Аллаха, чтобы Он оказал нам помощь в совершении искренней и смиренной мольбы в это время, которая будет принята. Знай, что глубокое изучение термина «дуа» предшествовало в суре аль-Бакара. Затем Аллах сказал: «Воистину, те, которые превозносятся над поклонением Мне, войдут в Геенну униженными», и это великое благодеяние Аллаха, выраженное в том, что Он упомянул суровое предупреждение тем, кто оставляет мольбу (дуа)».

Иззуддин ибн Абдуссалям (577–660 гг.х.) (да смилуется над ним Аллах) – шафиитский ученый по прозвищу «Султан ученых» – пишет в тафсире (3/121):

«Слова “Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам” — то есть будьте убеждены, что Я — единственный Господь, и Я прощу вам ваши грехи, или поклоняйтесь Мне и Я воздам вам за ваше поклонение, или же просите Меня и Я дам вам. Ответ на мольбу имеет мудрые и полезные условия».

Хафиз Ибн Касир (701–774 гг.х.) (да смилуется над ним Аллах) пишет в своем тафсире «Тафсир аль-Куръан аль-азым» (Дар Тайиба: 7/153):

«Это из Его милости и щедрости, что Он побудил Своих рабов к мольбе и ручается ответить им на нее. Как говорил Суфьян ас-Саури: “О, Тот, Чьим самым любимым рабом является тот, кто просит у Него и делает это премного. О, Тот, Чьим ненавистным рабом является тот, кто не просит Его, и не является таковым кто-либо помимо Тебя” — передал это Ибн Аби Хатим. С таким же смыслом писал поэт: “Аллах гневается, если ты не просишь Его *** А люди же гневаются, когда их просят о чем-то”.

От Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах) передается, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал, передавая слова своего Господа: “Есть четыре качества, одно из которых Мое, второе — твое, третье — между Мной и тобой, четвертое — между тобой и Моими рабами. Что касается Моего качества, так оно в том, что ты поклоняешься Мне и не придаешь Мне ничего в сотоварищи; что касается твоего, так оно в том, что чтобы ты ни сделал из благого, то Я воздам тебе за это; что касается качества, которое между Мной и тобой, то от тебя мольба, а от Меня — ответ на нее; а что касается качества, которое между тобой и Моими рабами, то оно в том, что ты должен быть доволен для них тем, чем ты доволен для себя самого”. (Абу Я’ля в «Муснад»)

От Ну’мана ибн Башира (да будет доволен им Аллах) передается, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Мольба — это поклонение», затем он прочел аят: «Сказал ваш Господь: “Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам”. Воистину, те, которые превозносятся над поклонением Мне, войдут в Геенну униженными». (Ахмад)

Имам Ахмад сказал: «Нам передал Ваки, а ему Абу Малих аль-Мадани — шейх из числа жителей Медины — ему Абу Салих, который передал от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Тот, кто не взывает к Аллаху, на такого Он гневается”». В передаче этого сообщения уединился Ахмад, а цепочка его передачи не имеет проблем.

Также имам Ахмад сказал: «Нам передал Мирван аль-Фаззари, а ему передал Субайх Абу Малих, а тому Абу Салих, который передал от Абу Хурайры, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Тот, кто не просит Его – Он на такого гневается”».

Хафиз Абу Мухаммад аль-Хасан ибн Абдуррахман ар-Рамахурмузи сказал: «Нам передал Хумам, а ему Ибрахим ибн аль-Хасан, а тому Наиль ибн Нуджайх, а тому Аид ибн Хабиб от Мухаммада ибн Саида, который сказал: «Когда умер Мухаммад ибн Масляма аль-Ансари, на кончике его сабли мы нашли надпись: «Во имя Аллаха, Милостивого, Милующего. Я слышал посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), сказавшего: “У вашего Господа в остатке вашей жизни есть дары, предайтесь же Ему, возможно, мольба согласуется с Его милостью, и тогда совершивший эту мольбу человек будет осчастливлен так, после чего уже никогда не окажется в убытке”».

Имам Ибн Джузай аль-Кальби (693–741 гг.х) (да смилуется над ним Аллах) пишет в тафсире «Ат-Тасхиль ли-улюм ат-танзиль» (2/234):

«Мольба (дуа) — это просьба. И это обещание, обусловленное желанием. И оно согласовывается с предопределением того, кому Он ответит на мольбу. Некоторые сказали, что слова «Взывайте ко Мне» в этом аяте означает «поклоняйтесь Мне», потому что после этого Аллах говорит: «Воистину, те, которые превозносятся над поклонением Мне», а также потому, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Дуа (мольба) — это поклонение”, а затем он прочитал аят: “И Я отвечу вам”, и тогда аят будет означать «Я прощу вам» или «Я дам вам вашу награду». Первый смысл более явный, а слова «Превозносятся над поклонением Мне» будут означать «Превозносятся над прошением у Меня», как сказал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует): “Тот, кто не просит у Аллаха, Он гневается на него”. А что насчет слов Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Дуа — это поклонение», то смысл этого в том, что мольба и просьба у Аллаха — это поклонение, потому что в мольбе выявляется нужда раба и его смиренность в Аллахе».

Ибн Адиль ад-Димашки аль-Ханбали (умер в 880 г. х.) (да смилуется над ним Аллах) пишет в своем тафсире «Тафсир аль-Любаб» (17/75):

«Ученые разногласили в том, что подразумевается под словами Аллаха: «Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам». Была высказана версия, что имеется в виду приказ обращаться с мольбой. Была высказана также версия, что имеется в виду приказ поклоняться, потому что далее идут слова Аллаха: «Воистину, те, которые превозносятся над поклонением Мне». Часто в Коране слово «мольба» (дуа) употребляется в значении поклонения. Сказал Аллах: «Они взывают вместо Аллаха лишь к существам женского рода». Те, кто высказали первую версию, возразили и сказали, что в таком толковании есть отклонение от буквального смысла, а буквальным смыслом нельзя пренебрегать, если только на это не будет какого-то доказательства».

Имам Абуль-Касим аль-Кушейри (376–465 гг.х.) (да смилуется над ним Аллах) пишет в тафсире «Латаиф аль-ишарат» (3/312):

«Смысл этого в следующем: «Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам, если пожелаю», потому что в другом аяте Он говорит: «И избавляет Он от того, о чем вы просите, если пожелает».

Некоторые говорят, что смысл «взывайте ко Мне соблюдая условия мольбы», а условие мольбы, чтобы молящий поедал только дозволенное (халяль), ведь говорится, что причина мольбы — нужда, а его причины — кусочек разрешенной пищи.

Другие говорят, что все, кто взывают к Нему, Он отвечает им либо тем, чем пожелает, либо нечто другим, которое будет лучше для молящего.

Третьи высказали мнение, что неверующий не молит Его, потому что он молит того, кого придает Аллаху в сотоварищи, а ведь Аллах не имеет сотоварищей.

Четвертые сказали, что если установлено, что это обращение Аллаха к верующим, то нет такого верующего, который бы молил Аллаха и просил Его о чем-то, кроме как Аллах даст ему это в мирской жизни. А что касается вечной жизни, то Он скажет ему: «Вот то, что ты просил у Меня в мирской жизни, и Я приберег это для тебя в этот день», и тогда раб будет мечтать о том, чтобы Аллах не давал бы ему ничего в мирской жизни никогда.

Другие сказали, что имеется в виду «взывайте ко Мне поклонениями, и Я отвечу вам наградой и степенями».

Другие сказали, что имеется в виду «взывайте ко Мне без беспечности и Я отвечу вам незамедлительно».

Другие сказали, что имеется в виду «взывайте ко Мне, отдавая себя полностью и Я отвечу вам благосклонностью».

Другие сказали, что имеется в виду «взывайте ко Мне что есть мочи и Я отвечу вам тем, что устраню нужду».

Другие сказали, что имеется в виду «взывайте ко Мне, прося Меня, и Я отвечу вам милостями и дарами».

Далее сказано в аяте: «Воистину, те, которые превозносятся над поклонением Мне» — то есть над взыванием Мне, войдут в Ад презренными».

Ахмад ас-Сави (1175–1241 гг.х.) (да смилуется над ним Аллах) пишет в своем субкомментарии к тафсиру «Джаляляйн»:

«Слова Аллаха «Ваш Господь сказал: “Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам”» в основном являются мольбой и просьбой к Аллаху в мирских нуждах и нуждах вечности, в больших и малых. К этому же относится то, что передается от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): “Пусть каждый из вас непременно просит своего Господа о всех своих нуждах, даже если речь идет о шнурке обуви, когда он порвется”.

Слова Аллаха «И Я отвечу вам» означают «Я внушу вам любовь к тому, что вы просите» согласно тому, что приходит от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Если раб скажет: “О Господи”, Аллах ответит “Я перед тобой, Мой раб”».

Если же ты скажешь, что слова Аллаха «И Я отвечу вам» являются обещанием об ответе, а Он не нарушает обещания, при этом действительность свидетельствует, что человек может просить, но ответа ему не бывает, то я скажу, что у мольбы есть условия, при потере которых ответа на мольбу не будет. Из этих условий — полная отдача рабом себя Аллаху во время мольбы в том смысле, что в его сердце не будет ничего, кроме его Господа, а также чтобы он не просил о вреде, и чтобы он не просил о прерывании родственных связей, и чтобы он не торопился с ответом на мольбу, и чтобы он был уверен, что ему будет отвечено. Если мольба будет удовлетворять всем этим условиям, то она будет заслуживать, чтобы на нее ответили. И тогда Аллах либо исполнит ее (в мирской жизни), либо отсрочит ее исполнение (до Судного Дня), ответ будет таким, каким захочет Аллах. В таком случае человеку следует просить Аллаха и уповать на Него в том, что касается Его ответа на мольбу. Поэтому передаются от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) следующие слова: «Кто бы ни попросил у Аллаха о чем-то, на это будет отвечено. Либо Аллах исполнит его просьбы быстро в этом мире, либо отсрочит до Судного Дня, либо простит ему что-то из грехов эквивалентно тому, о чем он просил, пока человек не будет просить греховное или прерывание родственных связей, или пока не будет торопить с ответом». Сподвижники спросили его: “О Посланник Аллаха, каким образом он может торопить события?”, на что он сказал: “Словами «Я просил, но мне не было отвечено»”.

Мольба является особенностью этой общины, так как передается от Ка’ба аль-Ахбара, который сказал: «Этой общине были дарованы три вещи, которые не были даны никому до нее, кроме Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) пришел к своему народу, ему было сказано: «Ты свидетель для своего народа», поэтому Аллах сказал: «Чтобы вы были свидетелями для людей». Также Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) было сказано: «Нет для тебя никакого затруднения в религии». Сказал Аллах этой общине: «И не сделал для вас никакого затруднения в религии». Также Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) было сказано: «Взывай ко Мне, и Я отвечу тебе». Сказал Аллах этой общине: «Взывайте ко Мне и Я отвечу вам»…

Таким образом, по итогу, у этого аята есть два толкования: первое, согласно буквальному смыслу, и второй согласно — аллегоричному. Толкователь (автор тафсира «аль-Джалалайн») выбрал второе, потому что на это есть соответствующее доказательство (карина), но буквальный смысл тоже будет верен, ведь он является основным».

Похожие материалы