О происхождении слова «аль-хашавия»

Имам Захид аль-Кавсари, рахимахуллах, в своих пояснениях к  книге «Ас-сайфу ссакыль» шейхуль-Ислама Такиюддина ас-Субки, рахимахуллах, рассказывает о происхождении термина «аль-хашавия» (который является, по сути, синонимом слов «аль-мушаббиха» и «аль-муджассима») в следующих словах:
«Причина называния сторонников течения «мушаббиха» словом «аль-хашавия» связана с тем событием, которое произошло при посещении одной из групп этого течения имама Хасана аль-Басри, рахимахуллах, в г. Басра.

После того, как эти люди стали произносить свои пустые речи в присутствии Хасана аль-Басри, он сказал:

«Оттесните их на край «хаша хальки» (кружка собрания)!»

И когда люди услышали эти слова Хасана аль-Басри, они прозвали мушаббиха «хашавитами».

Также будет правильным произносить этот термин как «аль-хашвия», употребляя сукун над буквой «шин», потому что высказывания этих людей содержат акыду таджсим. Ведь джисм (тело) является «махшу» (набитым внутренностями или содержащим в себе внутренности).

Известно, что «аль-хашавия» – это именно та группа, которая явно отклонилась от исповедования акыды танзих (неподобия), произнося о Всевышнем Аллахе возмутительные речи, в основе которых лежат их (аль-хашавия) искривлённое понимание и ничтожное воображение.

И как бы ни старались эти люди представить себя следующими за «ас-саляфу ссалих» (праведными предшественниками), в действительности они  следуют за «ас-саляфу ттолих» (дурными предшественниками).

 
На самом деле, тот манхадж, которого придерживались саляфы в своём понимании и толковании сифатов Всевышнего Аллаха заключается в следующем: известные термины, приведённые в Коране и Сунне, указывающие на те или иные сифаты Всевышнего Аллаха, произносятся лишь языком, и одновременно признаётся общее неподобие Аллаха сотворённому (которое исходит из слов Всевышнего: «Нет никого, подобного Ему» (сура аш-Шура, 11-й аят)). В значение же данного термина не углубляются, и ничего не добавляют к нему, и тем более не заменяют приведённое (в Коране и Сунне) слово другим термином, не имеющим своего основания в Коране и Сунне.

Это и есть метод тафвид, заключающийся в освобождении приведённого в Коране и Сунне слова, содержащего информацию о Сущности Аллаха, от характеристик, присущих сотворённому, без того, чтобы точно конкретизировать смысл термина.

И в этом  саляфы никак не противоречат халяфам (следующим за саляфами поколением алимов), которые могут конкретизировать значение термина в соответствии с принципом танзих, широко используя такие средства, направляющие к нему (танзиху), а именно: соответствующее употребление данных слов носителями языка (арабами), указания контекста, в который помещен термин, и все сложившиеся обстоятельства использования слова.

Однако, несмотря на это, халяфы также стоят на позициях тафвида, отказываясь от конкретизации значения термина и адресуя знание о нём к Знанию Всевышнего Аллаха всякий раз, когда это значение не являет себя со всей ясностью.

Поэтому хиляф (противоречие) между этими двумя группами (саляфы и халяфы) мало и незначительно. Ведь оба этих метода сходятся в главном – в следовании принципу неподобия (танзих).

И все претензии мы предъявляем только к тем, кто толкует эти термины в значениях, присущих сотворённому, которое имеют эти слова, когда употребляются по отношению к созданному. Они заменяют приводимые (в Коране и Сунне) термины совсем другими словами, которые они считают синонимами для этих терминов, приводя в качестве доказательства своим действиям слабые и ложные  риваяты (хадисы).

Затем они прибавляют от себя слова, о которых вообще ничего не говорится в Коране и Сунне – к примеру, превращая приводимое в текстах Шариата «аль-фиаль» (действие) в сифат Всевышнего Аллаха.

Этих людей мы и называем «аль-хашавия» за смысл их высказываний.

Мы со всей уверенностью заявляем, что явно отклонились от разрешенных утверждений  в отношении Сущности и сифатов Всевышнего Аллаха все, кто исповедует следующие вещи:

 
— что Аллах буквально Своей Сущностью (би затихи) воссел (истакарра) на Трон;
— что Он спускается Своей Сущностью с Трона;
— что Он усаживает возле Себя на Троне Посланника Аллаха ;
— что Его сифат  Речь – это произносимые звуки;  
— что Его нисхождение (ан-нузуль) сопровождается движением, перемещением в пространстве и является сущностным нисхождением;
— что Он обладает весом (ас-сикль), нажимая Своей тяжестью на несущих Трон ангелов;
— что Всевышний обладает стороной (джиха), границей, пределом, местом;
— что «аль-хавадис» (сотворенное, как, например, буквы Его Речи) присуще Его Сущности;  
— что Всевышний Аллах буквально соприкасается с Троном или касается кого-либо из Своих творений. 
 
И сколько бы мушаббиха ни пытались скрывать все эти вещи под маской притязаний на следование «ас-саляфу ссалих», неприемлемость подобных утверждений очевидна. И мы решительно отрицаем акыду тех людей, кто исповедует вышеперечисленные мерзости, находя совершенно ничтожными плоды их воображения. Совершенно ясно, что эти люди – ростки, которые появились из зёрен, посеянных в свое время «аль-хашавия»».
 
(закончились слова шейха аль-Кавсари)

Из вышеприведенного текста можно сделать следующие выводы:

1. Мушаббиха уже во времена имама Хасана аль-Басри, рахимахуллах, болтали вздор и мешали людям (за что и получили такое прозвище – «аль-хашавия»).

2. Халяфы в определённых обстоятельствах также используют метод тафвид. Поэтому неверно утверждение, что мазхаб халяфов – это чистой воды мазхаб та’виля.

3. Мушаббиха искажают приводимые в Коране и Сунне термины, либо заменяя их другими словами, которые они считают синонимами для них, либо придавая им смысл, который они в данном контексте и при данных обстоятельствах не несут.

4. Мушаббиха придумывают термины, у которых нет основания в текстах Шариата, как, например, делает ад-Дарими, утверждая, что Аллах садится (яджлис), встает (якум), движется (ятахаррак) и т.п. Подобные действия совершенно разбивают притязания мушаббиха на то, что они ни на волосок не отступают от буквы священных текстов.

5. Мушаббиха используют слабые и ложные хадисы для подтверждения правильности своего понимания и толкований.

6. Мушаббиха претендуют на то, что в акыде они следуют за «ас-саляфу ссалих» (праведными предшественниками), тогда как, на самом деле, они следуют за «ас-саляфу ттолих» (дурными предшественниками).

 
Похожие материалы