Что означает «Ахлю-Сунна валь-Джама’а»?

Имам Наджмуддин аль-Гази (ум. 1021 г. по хиджре), да смилуется над ним Аллах, в своём труде «Хусн ат-танабух фи ат-ташаббух» пишет: «Под путем Ахлю-Сунна валь-Джама’а подразумеваются убеждения Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижников. Эти убеждения разделяло подавляющее большинство мусульман во все времена. Это и есть спасшаяся община.

Собиратели Сунны передают хадис от Абу Хурайры: «Иудеи разделились на 71 течение, христиане — на 72, а моя община разделится на 73 течения».

Ат-Тирмизи сказал, что этот хадис достоверен. Аль-Ираки сказал, что иснады хорошие. Имам Ас-Суюти сказал, что этот хадис из числа аль-мутаватир (см. «Аль-Файзуль-Кадир», 2/21). Этот хадис также приводится через другие цепочки передатчиков. Так, например, в риваяте от Абдуллаха ибн Амра, есть такое добавление: «И все они в огне, кроме одной группы». И сподвижники спросили: «Что это за группа, о Посланник Аллаха?». Он ответил: «Это то, на чем стою я и мои сподвижники». Ат-Тирмизи сказал, что этот хадис — «хасан».

От Муавия передают: «72 группы — в Аду, а одна — в Раю, и это – джама’а [община]». Абу Дауд привел этот хадис.

Также передают от ибн Аббаса: «Все группы в огне, кроме одной»[1].

Одного их поздних имамов шафиитского мазхаба шейха Ибн Хаджара аль-Хайтами, да смилуется над ним Аллах, попросили дать фетву, определяющую приверженцев нововведений, иначе говоря, заблудших. Он ответил: «Это те, кто идёт против последователей шейха Абу аль-Хасана аль-Аш’ари и шейха Абу Мансура аль-Матуриди – двух имамов Ахлю-Сунна валь-Джама’а [в акыде]»[2].

Саид Фуда, крупный современный учёный, специалист в области ‘ильм аль-калям, усуль аль-фикх и других наук, пишет: «Ученые Ахлю-Сунна едины в том, что мушаббиха[3] и муджассима[4] – не из числа Ахлю-Сунна. Поэтому каррамиты и псевдо-последователи имама Ахмада, которые исповедовали акыду ташбих, например, Кади Абу Я`ла, аз-Загуни, ибн Таймийя, ибн Каййим также не из Ахлю-Сунна. Но не все ханбалиты разделяли эти заблуждения. Имам Ахмад, ибн Акиль, ибн аль-Джавзи, да смилуется над ними Аллах, и большинство поздних ханбалитов придерживались правильных убеждений. Что касается маликитов, то муджасcима среди них было крайне мало. Так же дело обстоит и с ханафитами, хотя среди них были му’тазилиты[5]. Что касается шафиитов, то среди них было немного муджассима».

Имам Таджуддин ас-Субки аш-Шафии (717-771 гг. по хиджре), да смилуется над ним Аллах, в «Табакату ш-шафи’ийя аль-кубра» пишет: «Я слышал, как шейх и имам, да смилуется над ним Аллах (имеется в виду имам Такиюддин ас-Субки), сказал: «То, что включает в себя акыда имама ат-Тахави, исповедовал имам аль-Аш’ари»».

Далее Таджуддин ас-Субки сказал: «Мне известно, что все без исключений ученые-маликиты – ашариты [в акыде]. Также подавляющее большинство шафиитов – ашариты, исключая тех, на кого не обращает внимание Всевышний Аллах, и примкнул к пути муджасима и мутазилитов. Большинство ученых-ханафитов[6] — также ашариты, кроме тех немногих, кто последовал за мутазилитами. Что же касается ханбалитов, то большинство благочестивых ранних шейхов мазхаба имама Ахмада являются ашаритами, исключая тех из них, кто примкнул к муджасима. И надо сказать, что в мазхабе ханбалитов муджассима больше, чем в других мазхабах»[7].

Хафиз Абуль-Касим Ибн Асакир (499-571 гг. по хиджре) писал: «Большинство ученых во всех странах придерживаются вероубеждения ашаритов. Имамы в городах в разные эпохи призывали к их пути. К ним относят себя те на которых держатся решения Шариата. К ним обращаются для познания халала и харама и они те, кто выносят фетвы в сложных вопросах. Люди опираются на них в разъяснении запутанных вопросов. Ученые-факихи из числа ханафитов, маликитов и шафиитов, либо согласны с ними, либо причисляют себя к ним, либо довольны их старанием на пути Аллаха, либо восхваляют за их огромные знания»[8].

Имам Муртаза аз-Забиди аль-Ханафи (1145-1205 гг. по хиджре) сказал: «Когда говорят Ахлю-Сунна валь-Джама’а, имеются ввиду ашариты и матуридиты»[9].

Имам Абдуллах ибн Аляви аль-Хаддад (1044-1132 гг. по хиджре) сказал: «Тебе следует улучшить и исправить свои убеждения в соответствии с путем спасшейся общины, а она известна среди остальных исламских групп как Ахлю-Сунна валь Джама’а и они твердо придерживаются того на чем был Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижники. И если ты посмотришь со здравым мышлением и здоровым сердцем в тексты Корана и Сунны, охватывающие науку веры, и изучишь жизнеописание праведных предшественников из сподвижников и табиинов, то ты узнаешь и убедишься, что истина вместе с группой, называемой «ашаритами» относящейся к шейху Абуль-Хасану аль-Аш’ари. Поистине, они расположили по порядку принципы вероубеждения приверженцев истины и составили ее доводы. И это вероубеждение то, на котором объединились сподвижники и лучшие табиины после них. Это вероубеждение тех, кто на истине во все времена и повсюду. Это также вероубеждение суфиев как об этом рассказал Абуль-Касим аль-Кушайри в начале своей книги «Рисаля». И это Хвала Аллаху также наше вероубеждение»[10].

В другой своей книге Абдуллах ибн Аляви аль-Хаддад сказал: «Ты знай, что поистине ашаритский мазхаб в акыде, это то, на чем большая часть исламской Уммы и её ученых, потому что те, кого причисляют к ашаритам и кто вступил на их путь были имамами, обладающими знаниями на протяжении многих дней и годов. Они имамы в таких науках как: таухид, калям, тафсир, кыраат, фикх, усуль аль-фикх, хадис, его разделов, тасаввуф, язык, тарих»[11].

Имам аль-Муртаза аз-Забиди аль-Ханафи (1145-1205 гг. по хиджре) писал:«Упомянул Иззуддин ибн Абдуссалям, что шафииты, маликиты, ханафиты и лучшие из ханабалитов сошлись на ашаритской акыде. И шейх маликитов его времени Абу Амр ибн аль-Хаджиб и шейх ханафитов Джамалуддин аль-Хусейри согласились с ним. Это также подтвердил Такиюддин ас-Субки как передал его сын Таджуддин»[12].

[1] Имам Майдани аль-Ханафи, «Шарх Акыда ат-Тахавийя», стр. 44-45. Даруль-Фикр, Дамаск, 2007.

[2] Ибн Хаджар аль-Хайтами, «Аль-Фатауа аль-Хадисийя», стр. 516

[3] Мушаббиха – уподобляющие. Это те, кто верит, что Аллах частично подобен (ташбих) творениям; те, кто прямо или косвенно это утверждает.

[4] Муджассима – те, кто прямо или косвенно приписывает Аллаху тело (джисм).

[5] Му’тазилиты – секта, приверженцы которой опровергали доводы Корана и Сунны, опираясь на псевдо-логичные утверждения и убеждения. Дискуссия на основе Корана и Сунны была с ними невозможна, так как они понимали эти источники Шариата по-своему. Поэтому ученые стали дискутировать с ними, опираясь не только на Коран и Сунну, но и на логику.

[6] Эти слова имама Таджуддина ас-Субки означают, что акыда ашаритов и матуридитов, по сути, одна. Различия, как правило, в формулировках. Разногласия не на уровне формулировок встречаются не в основах убеждений, а по вопросам второстепенной и третьестепенной важности.

[7] Ас-Субки, «Табакат аш-Шафиийя аль-кубра», 3/377

[8] «Табйин казб аль-муфтари», стр. 410

[9] Аз-Забиди, «Итхаф ас-садат аль-муттакин», 2/7

[10] Абдуллах аль-Хаддад, «Рисалят аль-Му’аванат валь Музахарат валь-Муазарат», стр. 67-68

[11] «Найлюль марам шарх акидатуль Ислам», стр. 8

[12] Аз-Забиди, «Итхаф ас-садат аль-мутакин», 2/7

Похожие материалы